Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Медицинское право - Закон об медицинском образовании

Закон об медицинском образовании

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст. 82 1. Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования: 1) образовательные программы среднего профессионального образования; 2) образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы.

2. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

3. Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется: 1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники); 2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база); 3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. 5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

Типовая форма указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.

6. Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных в части 5 настоящей статьи, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе. 7. Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 8. Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

9. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников. 10. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
10. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

11. Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника. 12. Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. 13. К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

14. К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование и прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Судебная практика по статье 42 Закона об Образовании в РФ:

  1. Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что психолого педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся.

Законы Российской Федерации

  1. «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  2. «О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  3. «О внесении изменений в статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Судебная практика по статье 41 Закона об Образовании в РФ:

  1. Организацию оказания медико-санитарной помощи обучающимся в образовательном учреждении согласно части 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
  2. марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» свидетельствуют о неисполнении ЧРОО «Содружество творческих сил» обязанностей, предусмотренных статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой организациями, осуществляющими образовательную деятельность осуществляется организация охраны здоровья обучающихся.

  3. Судом установлено, что в нарушение ч. 7 ст. 28, п.п. 8, 9 ч. 1, ч. 2 ст.

    41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 10 приказа директора БОУ г.» от 24 апреля 2014 года № 156/2-ок «Об организации лагеря с дневным пребыванием детей», пунктов 1.1, 1.4 должностных обязанностей для воспитателей и работников летнего пришкольного лагеря.

    10 приказа директора БОУ г.» от 24 апреля 2014 года № 156/2-ок «Об организации лагеря с дневным пребыванием детей», пунктов 1.1, 1.4 должностных обязанностей для воспитателей и работников летнего пришкольного лагеря.

Комментарий к Ст. 82 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку правовые нормы об особенностях реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования самостоятельное значение приобрели только в рамках рассматриваемой статьи.

Реализация профессиональных программ названных видов образования обладает значительной спецификой, чему и посвящена одна из самых объёмных статей комментируемого Закона.

Открывается она нормой, устанавливающей виды этих программ: программа среднего профессионального образования; программа высшего образования; дополнительные профессиональные программы.

Эти виды образования, как никакие другие, требуют постоянного совершенствования знаний и накопления практического опыта «в течении всей жизни» врача, фармацевта, на что и указывает комментируемая норма.

Образовательные программы данного типа разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения России. Как следует из содержания части 3 комментируемой статьи, — без участия Министерства образования и науки России.

Далее в части 4 комментируемой статьи Закон уделяет внимание практической подготовке медиков и фармацевтов, получающих все виды перечисленных в части 1 настоящей статьи форм образования (подробнее см. комментарий), которое осуществляется в следующих учреждениях и организациях: клиниках, осуществляющих практическую медицинскую или фармацевтическую деятельность; в научных организациях соответствующего профиля, именуемых клинической базой; в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств.
комментарий), которое осуществляется в следующих учреждениях и организациях: клиниках, осуществляющих практическую медицинскую или фармацевтическую деятельность; в научных организациях соответствующего профиля, именуемых клинической базой; в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств.

Организация практической подготовки врачей и фармацевтов в организациях, названных в п. 2 и 3 ч. 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора, содержание которого подробно определено в части 5 комментируемой статьи.

В бюджетных организациях всех уровней практическая подготовка обучающихся производится на безвозмездной основе.

Из смысла комментируемой нормы следует, что практика врачей и фармацевтов в платных клиниках производится на возмездной основе или не проводится вовсе. Участие обучающихся по названным специальностям в практической помощи гражданам производится в порядке, определённом Министерством здравоохранения России. Обучение в ординатуре (аналог магистратуры обычного ВУЗа) осуществляется в рамках государственного образовательного стандарта и предполагает подготовку специалиста, обладающего навыками самостоятельной профессиональной деятельности.

В то же время программа ординатуры может предусматривать возможность поэтапного (дискретного) обучения, а также итоговую государственную аттестацию.

Порядок приёма в ординатуру имеет свою специфику, определяемую Министерством здравоохранения России.

Иными словами, речь идёт о том, что в отличие от других специальностей (подробнее см.

комментарий к ч. 3 ст. 69 Закона) в магистратуру медицинского и фармацевтического профиля не может быть принято лицо, не имеющее базового профильного образования.

Подбор педагогических работников для обучения по программам высшего образования по названным специальностям также имеет свою специфику: он производится из числа лиц, прошедших обучение в ординатуре или интернатуре (программа последипломной стажировки) по правилам, утверждённым Министерством здравоохранения России.

Подбор педагогических работников для обучения по программам высшего образования по названным специальностям также имеет свою специфику: он производится из числа лиц, прошедших обучение в ординатуре или интернатуре (программа последипломной стажировки) по правилам, утверждённым Министерством здравоохранения России. Для педагогических работников, осуществляющих обучение в рамках среднего медицинского или фармацевтического образования, требования к профессиональной их подготовке в соответствии с комментируемой статьёй Закона могут быть несколько снижены.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

  1. «О внесении изменений в состав рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 391-рп»
  2. «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации», «Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации»)
  3. «О внесении изменения в Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110»

Непрерывное медицинское образование сегодня: нормативно-правовое регулирование.

  1. >
  2. >

В связи с тем, что в профессиональном медицинском сообществе больше слухов, чем достоверной информации, о непрерывном медицинском образовании, наконец-то нашла время изучить вопрос о том, что такое непрерывное медицинское образование и как оно реализуется?

Перелопатила много правовой информации, в том числе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства России, приказы Минздрава России.

Итак, согласно ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации образовательных программ: — среднего профессионального образования; — высшего образования; — дополнительных профессиональных программ. Реализация профессиональных образовательных программ должно обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Примерные дополнительные профессиональные программы разрабатываются Минздравом России. 21 ноября 2017 года Минздрав России утвердил концепцию развития непрерывного образования медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.

Согласно концепции непрерывное образование — это обучение в течение всей жизни в целях совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармрынке новых лекарств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развитием информационных технологий. Концепция определяет, что непрерывное образование осуществляется через: «формальное образование» — обучение в образовательных организациях; «неформальное образование» — обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций (врачебных сообществ, ассоциаций); «самообразование».

В рамках непрерывного образования Минздрав России планирует развивать университетские клиники и клинические базы, внедрять новые образовательные технологии, симуляционные и тренинговые классы, экспериментальные операционные, виртуальные ситуационные программы, дистанционные интерактивные сессии, электронные информационные базы и библиотеки.

В рамках непрерывного образования Минздрав России планирует развивать университетские клиники и клинические базы, внедрять новые образовательные технологии, симуляционные и тренинговые классы, экспериментальные операционные, виртуальные ситуационные программы, дистанционные интерактивные сессии, электронные информационные базы и библиотеки.

Для реализации концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования необходимо: — внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в приказ Минздрава России № 66н «Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам…» (до внесения изменений в данные законы и подзаконные акты непрерывное образование является лишь проектом ); — разработать систему учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов) (на сегодняшний день в отсутствие правового механизма утверждать о кредитах за обучение преждевременно); — реализовать возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачами посредством Интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminsdrav.ru. Доступ к Интернет-порталу осуществляется с использованием Единой системы идентификации и аутентификации на портале госуслуг и Федерального регистра медицинских работников.

Интернет-портал должен предоставить врачам возможность самостоятельно формировать программу повышения квалификации в рамках непрерывного дополнительного профессионального образования. Согласно госпрограмме «Развитие здравоохранение» к концу 2018 года доля врачей, получающих непрерывное медицинское образование с использованием интерактивных образовательных модулей, должна составить 40%, в 2021 году — 60%, в 2021 году- 80%, в 2025 году — 99%. По данным этой же программы Минздрав России к 29 октября 2017 года должен был разработать нормативно-правовую базу системы непрерывного медицинского образования.

Напомню, что Минздравом России 20.09.2017 был разработан проект изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н

«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

. Согласно изменениям повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».

Будем ожидать вступления в силу, в какой редакции он вступит с силу, посмотрим. А также будем ожидать необходимые для реализации непрерывного медицинского образования изменения в федеральные законы и принятия соответствующих приказов Минздравом России. Апрель 6, 2018 Понравилась статья?

Сохрани в своей соцсети!

№2.

Перечень образовательных организаций, где можно повышать квалификацию медицинскому персоналу

Чиновники внесли уточнения в часть 3 статьи 69, которая затрагивает тему аккредитации специалиста.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+