Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Внедрение суот в организации

Внедрение суот в организации

Внедрение суот в организации

Оглавление:

Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы


Система управления охраной труда как живой организм, постоянно развивается и актуализируется. С этой точки зрения требуется описать алгоритмы аудита системы и управления её документами. Содержание этих алгоритмов и ложится в основу соответствующих процедур.

Теперь Вы узнали, из каких этапов состоит создание СУОТ.

Тщательное и корректное выполнение 6 описанных выше этапов разработки СУОТ приведёт Вас к готовой работающей системе управления охраной труда. Будьте внимательны и удачи Вам.

СВЕЖАК

  1. 26.02.2021

  2. 12.03.2021

  3. 16.03.2021

  4. 09.03.2021

  5. 05.03.2021

Copyright © 2011-2021 Хабиров Антон Рифович 1) блог-инженера.рф носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями ст.

437 Гражданского кодекса РФ 2) На блог-инженера.рф размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений. Автор и соавторы блог-инженера.рф не ручаются и не гарантируют точность, актуальность и полноту представленных документов, консультаций. 3) При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на блог-инженера.рф обязательна (для Интернет-ресурсов индексируемая гиперссылка ‘hyperlink’).

Заметок на сайте: 1,578 | Комментариев: 12,611 ⇧

Контроль за состоянием охраны труда

Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общественный трехступенчатый контроль; ведомст-венный контроль высших органов. Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.

Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными обязанностями. Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.

Административно-общественный трехступенчатый контроль проводится на трех уровнях.

На первом уровне контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяет состояние охраны труда на производственном участке. На втором уровне — начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, энергетик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику.

На третьем уровне контроля ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии.

В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик, энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании.
Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании.

По результатам совещания издается приказ по предприятию. Учет, анализ и оценка показателей охраны труда и функ­ционирования СУОТ направлены (в соответствии с полученной информацией) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка до руководителя предприятия).

Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе получения данных и обобщении причин несоблюдения требований законодательных и нормативных документов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение обнаруженных недостатков.

Анализируются материалы: — о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; — результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда; — данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда в цехе (на участке); — материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и др. В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также по стимули­рованию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели охраны труда.

Стимулирование деятельности по охране труда направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. В соответствии со ст. 29 закона Украины «Об охране труда» работников предприятий могут поощрять за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Стимулирование предусматривает моральные и материальные поощрения.

К числу последних принадлежат: премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рациона­лизаторские предложения по вопросам охраны труда.

Источником стимулирования деятельности по охране труда являются фонды охраны труда. Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ 185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права?
Есть нарушение авторского права?

Напишите нам | Обратная связь. Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Чтобы достигнуть цели, обозначенные в Политике работодателя в сфере охраны труда нужно определиться с мероприятиями (в Требованиях—процедуры). Например, профессиональная компетентность работников в сфере охраны труда, ее проверка, обучение.

Для этого работодателю необходимо определить требуемый уровень знаний в области охраны труда (для каждой должности!), установить порядок проведения проверки знаний и состав комиссии, перечень вопросов и порядок проведения инструктажей, назначить ответственное лицо за их проведение. Исчерпывающий перечень процедур приведен в схеме ниже:

Мы настоятельно рекомендуем поручить этот процесс профессионалам.

Автономная некоммерческая организация «Институт безопасности труда» является одним из ведущих в России поставщиков независимых услуг по оценке рисков, аудиту, разработке и внедрению систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, систем управления охраной труда, а также подготовки по широкому спектру национальных стандартов, нормативных документов организаций в области безопасности труда.

Наличие собственной методики оценки рисков в области безопасности труда, подходов к описанию процедур систем безопасности труда, а также большой опыт работы, как с государственными компаниями, так и с коммерческими организациями позволяет нам разрабатывать уникальные системы управления.

Нашим преимуществом является то, что мы не копируем решения, применяемые для каждой системы. Они индивидуальны для каждой организации.

Почему СУОТ выгодна его собственникам?

В нашей стране уже довольно давно и устойчиво сложилось мнение о том, что все современные законодательные требования преследуют лишь одну цель — пополнение государственного бюджета. Причем механизмы достижения этой цели весьма бесхитростны. Либо представители бизнеса пытаются выполнить данные требования, затрачивая на это немалую часть прибыли, либо игнорируют их В этом случае подвергаются административным взысканиям.

Денежные эквиваленты штрафов весьма существенны даже для крупных предприятий, а для малого бизнеса и вовсе зачастую неподъемны. Конечно же, данная точка зрения небезосновательна. Поводом для нее послужили некоторые не совсем удачные законодательные инициативы. Однако не все так удручающе, как может показаться на первый взгляд.
Однако не все так удручающе, как может показаться на первый взгляд.

В России охрана труда, как впрочем, и само трудовое законодательство в целом, появилось благодаря успешному опыту международных трудовых сообществ. Уже в начале 20 века промышленники и представители науки развитых европейских государств сошлись во мнении, что вмешательство государства в отношения предпринимателей и наемных сотрудников пойдет на пользу для обеих сторон трудового процесса.

С одной стороны государственное регулирование трудовых отношений позволяло работодателям оптимизировать неизбежные затраты на безопасность персонала. С другой — обеспечивало социальную защиту рабочих, что весьма положительно сказывалось на дисциплине и производительности труда.

В Российской Федерации содержание значительной части современных законодательных документов в области охраны труда гармонирует с требованиями безопасности, принятыми в большинстве промышленно развитых стран. А следовательно, их грамотное исполнение должно и может быть выгодно как собственникам компаний, так и наемному персоналу.

СУОТ также не является исключением. Квалифицированная разработка и компетентная реализация способны дать следующую положительную динамику:

  • продления сроков службы применяемого оборудования (грамотное выстраивание уровней управления позволит повысить качественный уровень его работы);
  • Экспансия предприятия на соответствующем рынке производимых товаров (оказываемых услуг), за счет:
    • соответствия условий труда, всем действующим стандартам, что значительно повышает привлекательность Вашего предприятия для крупных участников рынка в вопросах партнерства.
  • Расширение финансовых горизонтов Вашей компании:
  • Оптимизация финансовых издержек предприятия, посредством:
  • совершенствования культуры трудовых отношений и улучшения морально-психологического состояния коллектива (только чувствующий свою социальную защищенность работник может целиком сконцентрироваться на своей трудовой функции).
  • соответствия условий труда, всем действующим стандартам, что значительно повышает привлекательность Вашего предприятия для крупных участников рынка в вопросах партнерства.
  • исключения необходимости уплаты административных штрафов (при условии пунктуального и добросовестного исполнения положений разрабатываемой СУОТ);
  • создания безопасных условий труда на рабочих местах, способствующих продуктивной работе сотрудников;
  • Увеличения производительности труда работников, при помощи:
    • создания безопасных условий труда на рабочих местах, способствующих продуктивной работе сотрудников;
    • стабилизации работы всего трудового коллектива (отсутствие травм и профзаболеваний — это отсутствие больничных листов и непредвиденных кадровых перестановок);
    • совершенствования культуры трудовых отношений и улучшения морально-психологического состояния коллектива (только чувствующий свою социальную защищенность работник может целиком сконцентрироваться на своей трудовой функции).
    • Оптимизация финансовых издержек предприятия, посредством:
    • грамотного расходования средств на обеспечение индивидуальной и коллективной защиты персонала;
    • продления сроков службы применяемого оборудования (грамотное выстраивание уровней управления позволит повысить качественный уровень его работы);
    • исключения необходимости уплаты административных штрафов (при условии пунктуального и добросовестного исполнения положений разрабатываемой СУОТ);
  • грамотного расходования средств на обеспечение индивидуальной и коллективной защиты персонала;
  • стабилизации работы всего трудового коллектива (отсутствие травм и профзаболеваний — это отсутствие больничных листов и непредвиденных кадровых перестановок);
  • Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия за счет:

Приказ о внедрении СУОТ: образец

Состав реквизитов приказа о введении СУОТ можно поделить на общие и специальные (см. таблицу). Общие реквизитыНазвание предприятия Дата Номер приказа Название приказа Подпись руководителя с расшифровкой Кто будет контролировать выполнение данного приказа Специальные реквизитыРаспоряжение об утверждении СУОТ Кто отвечает за охрану труда в организации Кто отвечает за внедрение СУОТ в жизнь и разработку сопутствующей документации Печать на приказе о СУОТ – не обязательный элемент даже при ее наличии.

Зависит от того, как организован документооборот. Далее представлен образец приказа о СУОТ. Зеленым маркером мы пометили те позиции, которые каждому предприятию придется раскрыть по-разному в зависимости от вида деятельности и прочих факторов.

Скачать данный . Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как будут наказывать за СУОТ в организации

Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются:16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.16.1.

В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).16.2.

В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.17. Привлечение к административной ответственности.В соответствии со работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов:Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  1. на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  2. на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  3. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:

  1. на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:

  • при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
  • при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;

В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:

  • Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.
  • Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;

При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — .Далее предлагаю вам скачать Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в формате MS Word и ознакомиться с документом более основательно.

Комментарии по данной теме очень-очень приветствуются!

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает определенные предприятия вводить штатного подчиненного, который будет обеспечивать контроль за безопасностью труда. Это может быть один человек – инженер или специалист, а может быть целый отдел. Количество работников определяется общим объемом сотрудников на предприятии.

При численности менее полуста работающих введение должности считается нецелесообразным и остается на усмотрение работодателя. Если количество рабочих единиц на предприятии превышает полсотни, то единица вводится в обязательном порядке.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  1. ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  2. оценка показателей состояния ОТ;
  3. контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  4. разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  5. организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  6. обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.
  7. планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  8. организация мероприятий и их координация;
  9. организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;

Обязательно к утверждению

В середине октября 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н, который утвердил примерное положение о системе управления охраной труда.

Такое должно быть на каждом предприятии. А значит, нужно понимать, как составить приказ о СУОТ (образец будет ниже в статье). Вообще основной документ о СУОТ организация может разработать как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц – частных специалистов и фирм по охране труда в данной области, в которой организация ведет деятельность.
Вообще основной документ о СУОТ организация может разработать как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц – частных специалистов и фирм по охране труда в данной области, в которой организация ведет деятельность. Также см. «». Седьмой пункт приказа Минтруда обязывает нанимателя выпустить приказ об утверждении СУОТ (разработанного положения о нем).

Причем это нужно обязательно сделать с учетом мнения сотрудников и/или их уполномоченного представительного органа (если такой есть). Более никаких требований к приказу о внедрении СУОТ законодательство на данный момент не предъявляет.

Поэтому, на наш взгляд, приказ о СУОТ предприятия может быть выпущен:

  • вводить в действие разработанную для организации с учетом ее специфики СУОТ.
  • как отдельное распоряжение;

Безусловно, данный документ подписывает глава предприятия, поскольку именно на нем лежит обязанность создать и ввести в оборот адекватную систему управления охраной труда.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ


Дополнительные материалы по охране труда для строительства вы всегда можете найти с помощью .Вначале заметки обещал про лайфхак с онлайн-конвертером smallpdf.com/ru — в нём есть ограничения на операции (конвертации), поэтому если вам надо больше раз что-то конвертировать, то всё очень просто:1.

Используйте второй браузер (если есть), но лучше сразу второй вариант:2. Почистите так называемые куки (cookie) сайта smallpdf.com. О том, как удалять куки сайта Блог-Инженера.РФ, я делал (для пользователей чата).

Следуйте данной инструкции, только вместо адреса блога прописывайте адрес онлайн-конвертера smallpdf.com и будет вам очередной лимит.3.

Поищите аналогичный сервис, их много на самом деле.Если материал оказался полезным, не проходите мимо рейтинговых звёздочек 😉 Спасибо за участие и поддержку!Продолжение следует …

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ:

  • изучаются действующие в организации организационно-распорядительные документы, регламентирующие охрану труда;
  • Планирование внедрения и создание организационной структуры системы управления охраной труда На этом этапе с организацией-заказчиком согласовывается календарный план внедрения системы управления. В организации назначаются должностные лица, ответственные за внедрение и функционирование системы управления охраной труда, определяются их функциональные обязанности.
  • проводиться анализ состояния охраны труда в организации;
  • документов, регламентирующих обучение сотрудников организации;
  • Повышение квалификации сотрудников организации Внедрение и эффективное функционирование системы управления охраной труда в организации предполагает широкое вовлечения сотрудников всех подразделений и уровней управления. Поэтому мы настоятельно рекомендуем Вам уделить особое внимание повышению квалификации руководства, всех начальников подразделений, а также представителей подразделений, участвующих в процессе внедрения и функционирования системы управления охраной труда. Основной акцент в программах повышения квалификации необходимо сделать:
    • для руководителей — на общих принципах обеспечения функционирования, контроля, анализа и оценки системы управления охраной труда;
    • для сотрудников — на организации и ведении работ по обеспечению требуемой в организации охраны труда.
  • определяется роль и место будущей системы управления охраной труда в системе управления организации.
  • для руководителей — на общих принципах обеспечения функционирования, контроля, анализа и оценки системы управления охраной труда;
  • проводиться анализ организационной структуры организации;
  • документов, определяющих конфигурацию системы управления;
  • документов, регламентирующих корректирующие и предупреждающие действия и др.
  • Разработка и внедрение документации системы управления охраной труда Этап разработки и внедрения документации начинается с определения и согласования с организацией-заказчиком состава документации системы управления охраной труда, порядка ее оформления и ведения. Комплект документов системы управления охраной труда может состоять из следующих:
    • документов, регламентирующих полномочия руководства (в части формирования политики в области охраны труда, распределения ответственности и полномочий);
    • документов, определяющих конфигурацию системы управления;
    • документов, регламентирующих управление документацией и данными;
    • документов, регламентирующих обучение сотрудников организации;
    • документов, регламентирующих внутренние проверки;
    • документов, регламентирующих корректирующие и предупреждающие действия и др.
  • для сотрудников — на организации и ведении работ по обеспечению требуемой в организации охраны труда.
  • документов, регламентирующих полномочия руководства (в части формирования политики в области охраны труда, распределения ответственности и полномочий);
  • Принятие решения о внедрении и оценка существующей системы управления охраной труда Результаты проведенной оценки служат основой для плана по созданию системы управления охраной труда и определения объемов работ по внедрению системы управления в организации.

    В ходе оценки:

    • проводиться анализ организационной структуры организации;
    • изучаются действующие в организации организационно-распорядительные документы, регламентирующие охрану труда;
    • проводиться анализ состояния охраны труда в организации;
    • определяется роль и место будущей системы управления охраной труда в системе управления организации.
  • документов, регламентирующих внутренние проверки;
  • документов, регламентирующих управление документацией и данными;

Если Вы ставите целью внедрения системы управления получение сертификата соответствия, то мы можем оказать Вам консалтинговые услуги в подборе (исходя из Ваших потребностей) органа по сертификации. Получить дополнительную информацию Вы можете, позвонив нам по телефону: или заполнив

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду.

Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  1. табелей учета рабочего времени.
  2. карточки Т2;
  3. трудового договора;

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении.

По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Из каких этапов состоит создание СУОТ?

Всего их шесть.

Чтобы разработать и внедрить СУОТ, требуется:

  • определить цели охраны труда в организации;
  • распределить обязанности по охране труда в организации;
  • определить профессиональные риски, с которыми сталкиваются работники организации;
  • обеспечить постоянное и регулярное улучшение системы.
  • подготовить и сформировать процедуры системы;
  • проанализировать деятельность в организации в части охраны труда;

Какие законодательные нормы необходимо учитывать при составлении и внедрении СУОТ?

С октября 2016 года ключевым нормативным актом, который нужно использовать при разработке Положения о Системе управления охраной труда, является приказ Министерства труда РФ № 438н. Данный документ достаточно подробно описывает требуемую структуру. Он является довольно полезным пособием, позволяющим создать работоспособную систему отвечающую всем современным стандартам безопасности и охраны здоровья сотрудников.

Также при составлении потребуется обратиться к нескольким Государственным стандартам. Это ГОСТ Р 12.0.008 — 2009 и ГОСТ Р 12.0.010-2009.

Эти два ГОСТа служат сопутствующими законодательными документами, позволяющими оценить текущее состояние охраны труда на предприятии и определить перечень рисков, которым наиболее подвержен наемный персонал.

Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить?

С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

№ 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать.

Каким же образом реализовать данное требование? Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ.

Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов. СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников. Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда.

Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

  • ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;

Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»). На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  • работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.
  • руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  • на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;

Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др. «Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит.

Наиболее объективен и результативен внешний аудит. На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.

Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е.

по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками.

Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею. разработку документов по охране труда Поделиться новостью: Запись опубликована автором в рубрике .

Александр 2014-09-24 14:39:06 Статья есть, это уже хорошо, но как конкретно создать систему не понятно. Ясно, что начать нужно с аудита, но по каким критериям?

На что следует обращать внимание прежде всего, что поможет создать систему?

Наверняка, по результатам аудита вылезет, что нет каких-то документов или что-то делается не так.

Да после этого будем устранять недостатки, но, как завязать это с созданием системы? Кроме общих слов в чём суть СУОТ и способ её функционирования (функционирование, это значит происходят какие-то события, где-то они анализируются, выдаётся решение, проводится в жизнь, анализируется эффект от внедрения и т.д.) Елена 2014-09-29 17:50:40 Анализ (аудит) начинается с изучения обстановки и состояния охраны труда в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ: итоги проведенной оценки условий труда, оценки рисков; отчетов о состоянии травматизма, профзаболеваемости, об их причинах и принятых мерах; эффективность системы обучения и проверки знания требований охраны труда; структуру и численность службы охраны труда; обеспеченность работников СИЗ; уровень культуры охраны труда в компании и пр.

Также очень важно провести опрос как руководителей различных уровней, так и работников о состоянии охраны труда (для удобства используются опросные листы).

Исходя из полученных результатов, следует сформировать политику по ОТ, спланировать мероприятия в сфере ОТ, распределить обязанности и ответственность руководителей и работников – задокументировать все процессы (руководство или положение о СУОТ, стандарты или положения по различным мероприятиям (расследование НС на производстве, порядок проведения медосмотров, порядок выдачи СИЗ, порядок обучения, регламент работы с подрядчиками и др.), инструкции по ОТ, формы отчетов, журналы и пр.

Для оценки эффективности функционирования СУОТ целесообразно проводить ежегодные аудиты. Для получения более подробной информации – обращайтесь, пожалуйста, по телефону +7 495 780 14 12.

Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда

Согласно II Разделу , прежде, всего работодателю необходимо составить Политику в сфере охраны труда, где он заявляет о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Работодателю необходимо провести предварительный анализ состояния охраны труда и обсудить совместно с работниками.Следующий шаг—правильное распределение обязанностей. Организация работ по охране труда возлагается на руководителей структурных единиц предприятия, службу или специалиста по охране труда.

А уровни управления зависят от специфики организации и численности работников. Примерный перечень устанавливаемых обязанностей в сфере охраны труда согласно пунктам 22-25 Положения приведен в виде схемы:

Организация управления охраной труда

Решение вопросов охраны труда должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте.

А это достигается управлением охраной труда.

Управление предполагает активное воздействие на процесс совершенствования условий и охраны труда с целью обеспечения безопасности. Конечной целью управления охраной труда является обеспечение заданного уровня безопасности в системе “человек – производственная среда”.

Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ действий, оперативное управление программами, оценка эффективного осуществления программ, стимулирование исполнителей. В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты, комитеты (комиссии) уполномоченных. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего.

Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер в повышении уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда. Система управления охраной труда (СУОТ) – часть общей системы управления (менеджмента) предприятия, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью предприятия.

Управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности.

Главным элементом такой деятельности является процесс обеспечения безопасности.

Под безопасностью понимается такое положение или состояние объекта защиты, при котором ему никакая опасность не угрожает. Система управления охраной труда включает комплекс полномочий, обязанностей, взаимосвязанных целеориентированных мер и действий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников предприятия в процессе трудовой деятельности и реализуемых в информационном правовом поле.

Основные задачи СУОТ:

  1. • обеспечение лечебно-профилактического обслуживания;
  2. • информационное обеспечение по охране труда.
  3. • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
  4. • обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений;
  5. • обучение и инструктаж работников по охране труда;
  6. • обеспечение безопасности технологических процессов;
  7. • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
  8. • профессиональный отбор;
  9. • улучшение условий труда работников;
  10. • обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования;

Основные функции СУОТ:

  1. • учет и анализ состояния условий труда, причин производственного
  2. • аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда;
  3. • разработка, пересмотр и внедрение нормативных правовых актов и иных документов по охране труда;
  4. • контроль за состоянием охраны труда и деятельностью служб охраны труда организаций и структурных подразделений;
  5. • травматизма, профессиональных заболеваний;
  6. • оценка показателей состояния охраны труда;
  7. • организация расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  8. • планирование работ и мероприятий по охране труда;
  9. • финансирование и стимулирование работ по охране труда;
  10. • организация и координация работ по охране труда;
  11. • организация обучения и проверка знаний по охране труда.

В соответствии с функциями и задачами управления охраной труда работодатель определяет обязанности каждого подразделения организации и вносит их в должностные инструкции руководителей подразделений.

Организующим звеном по проведению работ по охране труда является служба охраны труда или специалист по охране труда. Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

При разработке системы следует учитывать деятельность организации, ее конкретные задачи, используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

В Российской Федерации введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 “ССБТ.

Системы управления охраной труда. Общие требования”. Целью стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

Основными элементами СУОТ являются:

  1. • предупреждающие и корректирующие действия по результатам наблюдения и оценки эффективности СУОТ;
  2. • политика работодателя в области охраны труда, определяющая общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;
  3. • установление и совершенствование документации СУОТ;
  4. • непрерывное совершенствование элементов и СУОТ в целом.
  5. • компетентность и подготовка работодателя, должностных лиц и работников в области охраны труда;
  6. • планирование и применение мероприятий, направленных на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда, предотвращение опасностей, предупреждение аварийных ситуаций;
  7. • организация обязанностей и ответственности работодателя, должностных лиц и работников в области охраны труда;
  8. • расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны труда;
  9. • наблюдение, измерение и учет деятельности по охране труда полномочными представителями на различных уровнях управленческой структуры организации;
  10. • передача и обмен внешней и внутренней информацией по охране труда;
  11. • периодическая проверка с целью определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников;

Схема управления охраной труда в организации приведена на рис. 3.1. Каждая задача системы управления охраной труда представляет собой целевую подсистему управления, которая может быть рассчитана, детализирована на большое число конкретных задач. Степень детализации и конкретизации задач определяется масштабами данного производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления, значимостью конечных результатов, сложностью объемов требуемой исходной и выходной информации.

Рис. 3.1. Функциональная схема СУОТ предприятия Детализация задач позволяет во всем объеме представить весь круг решаемых вопросов, определить исполнителей, информационные и управленческие связи, правильно и во всем объеме реализовать функции управления. Применяется метод детализации задач с помощью построения “дерева задач”, когда решение главной задачи (первый уровень) расчленяется на подзадачи второго уровня, каждая подзадача расчленяется на подзадачи третьего уровня и т.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+