Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Статья 90 налогового кодекса российской федерации

Статья 90 налогового кодекса российской федерации

Статья 90 налогового кодекса российской федерации

Кого налоговая не может вызвать в качестве свидетеля?


Если статья 90 часть 1 НК РФ посвящена определению общих оснований для вызова гражданина в качестве свидетеля, то во второй части указывается, кто не может быть допрошен налоговыми органами. В этой части статьи 90 два пункта:

  1. граждане, которым сведения, необходимые в целях реализации мер налогового контроля, стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности и они относятся, согласно законодательства РФ, к профессиональной тайне. Прежде всего это адвокаты и аудиторы.
  2. лица, которые в силу своего физического или психологического состояния, а также малолетнего возраста не способны правильно осознавать и оценивать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Таким образом, к этой категории граждан можно отнести не только детей до 14 лет и недееспособных граждан, но и, например, глухих людей, инвалидов по зрению;

Однако все зависит от конкретной ситуации, при некоторых обстоятельствах лица с ограниченными возможностями могут дать необходимые показания (например, глухонемой грузчик может опознать лиц, сопровождающих грузы, экспедиторов и т.п.). Адвоката и аудитора при даче показаний относительно подозрительной сделки по купли-продажи квартиры для личных нужд профессиональная тайна также не связывает. Как показывает судебная практика, отказаться от дачи показаний также может сотрудник организации-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.

Это право подтверждено Пленумом ВАС в Постановлении №57 от 30.07.2013г.

Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля

Пашин С.А. Состязательный уголовный процесс.

М., 2006. С. 192. Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям: 1) получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей; 2) полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц.

НК РФ выделяет в качестве таких лиц адвоката, аудитора, однако приведенный перечень не является закрытым, так как в соответствии с частью 5 статьи 9 ФЗ N 149 информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. К таким случаям действующее законодательство относит режимы коммерческой (Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»), врачебной (ст. 13, 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

), банковской (ч.

2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ), нотариальной (ст. 16, 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.

N 4462-1) тайн, а также иные сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа. Дополнительной гарантией названного права выступает статья 82 НК РФ, которая не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении налогового контроля.

В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи иные физические лица могут отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным российским законодательством. К таким основаниям в первую очередь необходимо отнести , в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Таким законом является , которая в качестве близких родственников называет родственников по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителей и детей, дедушку, бабушку и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер). Применение пункта 3 комментируемой статьи формирует противоречивую судебную практику.

Так, например, Арбитражный суд Краснодарского края в решении от 22 июня 2012 года по делу N А32-4042/2011 указал, что «закон разграничивает понятия «налогоплательщик» и «свидетель», наделяя их разными правами и обязанностями.

Также закон прямо устанавливает, что налогоплательщики могут вызываться в налоговые органы для дачи пояснений, показаний в связи с уплатой ими налогов или в связи с налоговой проверкой. В качестве же свидетеля могут вызываться любые лица, которым известны какие-либо обстоятельства в отношении проводимой налоговой проверки. При этом возможности вызова в качестве свидетеля налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, закон не предусматривает».

По мнению суда, вызов налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, в качестве свидетеля для дачи показаний, имеющих значение для осуществления этой же самой налоговой проверки, неправомерен. Косвенно данную позицию подтверждает письмо ФНС России N АС-4-2/12837, где указывается, что если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), то протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса). С позицией Арбитражного суда Краснодарского края не согласились Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд (Постановление от 26 октября 2012 г.

по делу N А32-4042/2011(15АП-9873/2012)) и ФАС Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2012 года (Постановление по делу N А32-4042/2011(Ф08-7656/2012)), которые указали, что протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине неразъяснения налогоплательщику-свидетелю положений ст.

51 Конституции РФ, так как ему были разъяснены права, предусмотренные статьей 90 НК РФ, в том числе право отказа от дачи показаний, которым заявитель не воспользовался. Отдельного внимания заслуживают нормы статьи 90 НК РФ о получении показаний свидетеля по месту пребывания последнего. Норма НК РФ в качестве основания допроса свидетелей по месту их пребывания выделяет: болезнь, старость, инвалидность.

Открытый характер приведенного перечня оснований сохраняет широкую дискрецию для должностных лиц налоговых органов по получению показаний свидетелей по месту пребывания последних, так как ставит такие основания допроса в зависимость от усмотрения должностных лиц налогового органа. В соответствии с письмом ФНС России N АС-4-2/12837 получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с его согласия о допуске в жилое помещение, что должно быть отражено в протоколе допроса свидетеля и удостоверено подписью последнего, а также подписями не менее двух должностных лиц налогового органа, осуществляющих названное мероприятие налогового контроля. В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 года по делу N А82-6055/2011 отмечается, что НК РФ не содержит запрета на вызов налоговым органом свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, на получение должностными лицами налогового органа в ходе налоговой проверки доказательств (в частности, протоколов допросов свидетелей), полученных другими налоговыми органами в результате проведения налоговых проверок других лиц.

При необходимости допроса свидетеля по месту жительства (пребывания) вне юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, может быть использован институт письменного поручения о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля. Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298 было утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.
Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298 было утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

В соответствии с указанным Положением свидетелям, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган. К таким расходам относятся расходы на проезд, наем жилого помещения. Кроме того, свидетелям выплачиваются суточные.

Важным процедурным моментом при проведении такого мероприятия налогового контроля, как допрос свидетеля, является предупреждение свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Отметка об этом должна содержаться в протоколе, удостоверенном подписью свидетеля.

Важно отметить, что в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, которыми предусматривается уголовная ответственность за названные выше действия (бездействие), НК РФ предусматривает только налоговую ответственность, которая предусмотрена в статье 128 НК РФ.

© 2020—2020 НК РФ. Последняя редакция Налогового кодекса Российской Федерации. Комментарий к статьям. Судебная практика. Юридическая помощь.

Для чего вызывают в качестве свидетеля по Статье 90 Налогового кодекса РФ?

+1Анонимный вопрос · 11 янв 2018 · 15,4 K3ИнтересноЕщё · 100Если Вы получили повестку, в которой фигурирует статья № 90 Налогового Кодекса РФ, то это значит, что Вас вызывает в качестве свидетеля налоговая полиция.

Значит, ведется дело о каком-то налоговом преступлении, или проводится соответствующая проверка.В этом случае налоговая инспекция, скорее всего, располагает сведениями о том, что Вы можете предоставить нужную информацию.

Она действует в соответствии с частью первой статьи № 90 Налогового кодекса РФ, которая регламентирует порядок вызова свидетеля для дачи показаний по делу о налогах.Вам пришлют уведомление о вызове, в котором будет информация о мерах, применяемых за уклонение от дачи показаний, или за предоставление ложных сведений. А в самой повестке укажут причину, по которой Вас пригласили.Вы можете отказаться от дачи показаний, если нужно свидетельствовать против себя, или своих близких родственников.

Это указано в Конституции РФ. Но если просто проигнорировать повестку, присланную из налоговой инспекции, последует наказание в виде 1000 рублей за неявку, или 3000 рублей за неправомерный отказ.При проведении допроса будет вестись протокол.

Его нужно будет подписать. Вы можете потом получить копию. Юристы советуют внимательно читать документ, и проверять все сведения прежде, чем ставить подпись.

В процессе допроса могут спросить о:проверяемом предприятии;проведении и порядке сделок;ведении отчетности;руководителе (название должности, порядок ее замещения, и т. п.);приобретаемых товарах;способах доставки.Подробная информация о правах и обязанностях свидетеля, возможных вопросах, можно прочитать здесь: 3 · 4,8 KКомментировать ответ.Ещё 1 ответ · 280Согласно ст.90 Налогового кодекса РФ : свидетелем для дачи показаний может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.55 · 4,7 KКомментировать ответ.Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также · 927Помощь при проверках органов государственной власти. Оказываем консалт. · ОтвечаетВсе законно.

Информации об отмене дачи показаний в полиции не было.Статья 56 УПК РФ:Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьи. Поряжок привлечения (ст 188 -189 УПК РФ):Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.Если не будете являться к вам могут быть применены меры:1) обязательство о явке;2) привод;3) временное отстранение от должности;4) наложение ареста на имущество.1 · 965 · 4,5 KАвтор Телеграм-канала «Кот-юрист». Эксперт по защите прав потребителей.

· До посещения допроса нужно выяснить, каковы ваши шансы на то, чтобы поменять свой статус со свидетеля на подозреваемого / обвиняемого. Если вы сами не уверены в законности своих действий, стоит проконсультироваться с адвокатом.

Он поможет оценить перспективы стать фигурантом уголовного дела и подготовиться к допросу.

Еще по статье 56 УПК РФ (уголовно-процессуальный кодекс) у вас есть право прийти на допрос с адвокатом.Проблема в том, что как свидетель вы обязаны явиться и дать показания. Отказаться от дачи показаний можно только в отношении самого себя или близких родственников (ст.51 Конституции РФ). Дача заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний сами по себе могут стать поводом для уголовного дела по статьям 307-308 УК РФ.8 · 695 · 1,2 Kэксперт темы я тупойТак так так Я процитирую обе статьи, чтобы было проще Ст.

51 Конституции

«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.»

Ст.

308 УК РФ

«Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования .»

Ну и в самой статье, собственно, в примечаниях пишут «Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников.»В общем, Конституция будет применяться тогда, когда показания касаются тебя самого или твоих близких родственников. А УК будет тогда, когда показания касаются всех остальных.Это сделано для того, чтобы люди не мешали органам.Ну типа, знают, вот, что ты свидетель какого-то ужаса, а ты упёрся и не хочешь ничего говорить.

То ли виновника ужаса жалко, то ли предвзят к органам. Вот тебе и статью придумали �А если виновник ты сам, сиди себе дома по 51-ой �31 · 6,0 K · 747Управляющий партнер Юридического Бюро. Простые юридические решения. · ​​Неявка на допрос в налоговую.

Генерального директора вызвали на допрос в налоговую инспекцию, а он не хочет идти. Каковы последствия неявки?Многие уверены, что общение с налоговой службой ограничивается исключительно сдачей отчетности в установленные сроки.

Однако, это мнение является ошибочным, и последние события показывают, что ФНС активно вызывает на допрос генерального директора по абсолютно разным причинам.

Не думайте, что вас это не коснется. Итак, ответственность за неявку на допрос:▪ Штраф только — за неявку на допрос в качестве свидетеля — 1 000 руб.
( ч. 1 ст. 128 НК РФ). ▪ Работнику организации, который проигнорирует вызов в инспекцию без уважительных причин (например, болезнь), будут грозить штрафы:

  1. за неявку для дачи пояснений — 2 000 — 4 000 руб. ( ст. 19.4 КоАП РФ ).

▪ Количество штрафов будет равняться числу неявок по вызову.

Более того, на второй (третий, четвертый и т.д.) раз налоговики могут удвоить штраф ( п. 2 ст. 112 , п. 4 ст. 114 НК РФ ).101 · 8,0 K · 96Камеральная проверка возникает в том случае, когда налоговики имеют основание подозревать, что налогоплательщик пытается незаконно возместить часть налога из бюджета.
2 ст. 112 , п. 4 ст. 114 НК РФ ).101 · 8,0 K · 96Камеральная проверка возникает в том случае, когда налоговики имеют основание подозревать, что налогоплательщик пытается незаконно возместить часть налога из бюджета.

При этом им не важно, добропорядочная это столетняя организация или вчера созданная однодневка — проверяют всех одинаково, потому как обязаны беречь средства госбюджета. Поэтому при малейшем намеке в декларации, при любом подозрительном факте изменения сумм налога или прибыли в меньшую сторону налоговые органы сразу начинают интересоваться первичными документами, требовать пояснения.

Более подробно про КНП можно прочитать .64 · 17,5 K · 68Адвокат Ивлев Сергей в Оренбурге.

Тел: 8-912-351-26-42 (Viber, WhatsAp.

· Уже в момент предъявления обвинения должен быть адвокат.Либо следователь предоставит адвоката по назначению, либо вы можете приехать со своим адвокатом или вызвать адвоката.Но обычно следователь сразу предупреждает , что либо ищите адвоката , либо при отсутствии денежных средств организуем самостоятельно, за счет государства.Мое мнение ,что на первый вызов, в качестве свидетеля или в ином статусе нужно ехать с адвокатом.Т.к.

частый прием, когда и сразу же предъявляют обвинение. · 944 · 325Добрый день. Статья 101.4 Налогового кодекса раскрывает производство по делу о налоговых правонарушениях.Все начинается с составления акта о выявленном нарушении.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе выразить несогласие, представив письменные возражения.Акт будет рассмотрен через месяц после вручения правонарушителю. Налоговый орган установит, было ли совершено нарушение и стоит ли привлечь лицо к ответственности. Более подробно о том, на что стоит обратить внимание, можно прочитать здесь: · 134 · 1,5 KЮристГлавная задача современного уголовного судопроизводства — восстановить нарушенные права граждан и обезопасить общество, привлекая к ответственностей преступников и правонарушителей.

Именно этой цели и служит институт ответственности за отказ от дачи показаний.Работает он следующим образом — человек, выступающий свидетелем преступления и желающий скрыть правду от суда, вынужден либо отказаться от показаний, либо соврать (за что также предусмотрена ответственность).

Такая система существенно ослабляет возможность обвиняемого влиять на показания свидетеля, стимулирует свидетеля говорить правду в суде и, тем самым, служит главным целям — восстановлению нарушенных прав и обеспечению общественной безопасности.3 · 579 · 6,7 KюристОбязанность самому платить налоги прямо предусмотрена законом:Налоговый кодекс РФ часть 1 .Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

  • Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Исключения из этой нормы прямо указаны в самом кодексе.Как правило это норма жестко применяется по отношению в юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.С физическими лицами на практике немного проще. Имея на руках требование об оплате налога , можно через терминал или через кассу Банка заплатить налог за родственника.

При этом в документах везде будет указан в качестве плательщика сам налогоплательщик а не Вы.1 · 558 · 610Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право.Уважительными причинами для неявки в суд могут быть (согласно статье 150 КАС РФ):

  1. болезнь или болезнь близкого родственника. Причина подтверждается соответствующими медицинскими справками.
  2. обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, пожар).
  3. нахождение в другом регионе (например, по работе). Также предоставляются документы.

Здесь стоит заметить, что однократная неявка не отменяет собой разбирательство дела – слушание будет перенесено на другой срок, и вам снова придет повестка, теперь уже с новой датой.Если есть уважительные причины для неявки в суд, вы должны оповестить о них суд. В случае неявки, а также отсутствия предупреждения, дело может рассматриваться и без вашего участия, но в этом случае возможен штраф за неуважение к суду (если иное не будет доказано).Так же возможно принудительное привлечение обвиняемого к слушанию дела с помощью приставов.

Это зависит от тяжести ответственности обвиняемого.По административным делам, как у вас, обычно ограничиваются переносом слушания дела на более поздний срок.1 · 2,8 KСпроситьВойтиМеню

Нужно ли привлекать юриста?

Если человек опасается, что на него будет оказываться давление со стороны работников ФНС, то он может заручиться поддержкой опытного юриста. Дополнительно он может воспользоваться помощью официального представителя, имеющего нотариально заверенную доверенность, но доверенное лицо может только выполнять стандартные действия, представленные заполнением разных документов. Давать показания за непосредственного свидетеля он не может.Выбирать в качестве помощников следует только опытных юристов, которые хорошо разбираются в положениях НК.

На основании статьи 90 Налогового кодекса не допускается, чтобы на допросе присутствовал представитель проверяемой компании.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. В качестве свидетеля согласно п.

1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (). Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля: 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей: а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних).

2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. , , , можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст.

90 НК РФ; б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (); в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих: — физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых); — психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято; г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 90 Налогового кодекса РФ лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п.

2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля; д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей: — адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно; — нотариусы; — аудиторы; — любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях. В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения: 1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля; 2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса; 3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол.

Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г.

N Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 . Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч.

2 ст. 128 НК РФ. Необходимо учитывать, что административная ответственность () и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (). Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля. В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами. При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля. Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля.

В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля. Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля. В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837

«О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»

.

Навигация по записям

Судебная практика по статье 90 НК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2018 N 301-КГ18-15565 по делу N А29-10986/2016 Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 3, 31, 90, 105.1, 169, 171, 172, 247, 252, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, 2, 49, 51, 52, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств», постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.04.2008 N 48н, учитывая разъяснения, изложенные в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» и от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения. Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2018 N 309-КГ18-15468 по делу N А71-4965/2016 Отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе протоколы допросов свидетелей, руководствуясь положениями статей 90, 123, 226 Налогового кодекса, статей 5, 7, 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

, статей 15, 56 — 59 Трудового кодекса Российской Федерации, исходили из того, что представленные инспекцией и фондом доказательства свидетельствуют о занижении заявителем налогооблагаемой базы по НДФЛ, а также базы для расчета страховых взносов, уплачиваемых на ОПС и ОМС. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.08.2019 N АПЛ19-333 Содержание имеющейся в материалах дела копии решения руководителя Управления ФНС России по Республике Тыва от 26 сентября 2018 г.

N 02-10/07439, принятого им по жалобе Зурначяна Р.Ю., подтверждает, что статьи 86, 90, 92, 93.1, 95 — 97 Налогового кодекса Российской Федерации о мероприятиях налогового контроля применяются налоговыми органами в истолковании, изложенном ФНС России в разъяснениях, данных в абзаце седьмом Письма. Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 305-КГ17-19881 по делу N А40-184662/2016 Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 90, 95, 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию налогового органа и признали решение инспекции в оспариваемой заявителем части законным и обоснованным. Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2018 N 305-КГ18-4493 по делу N А40-221151/2016 Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 90, 101, 122, 169 — 172, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды»

, суды пришли к выводу, что решение налогового органа в оспариваемой части является законным и обоснованным, принято при соблюдении процедуры налогового контроля и порядка рассмотрения материалов налоговой проверки.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 305-КГ18-5830 по делу N А40-241865/2016 Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 90, 100, 101, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

, суды нашли оспариваемое решение законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процедуры налогового контроля и порядка рассмотрения материалов проверки. Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2018 N 303-КГ18-6242 по делу N А04-4794/2017 Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 89, 90, 101, 346.12, 346.14 — 346.16, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды нашли оспариваемое решение налогового органа законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процедуры налогового контроля и порядка рассмотрения материалов налоговой проверки. Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N 305-КГ18-9083 по делу N А40-95698/2017 Отказывая в удовлетворении требования общества об оспаривании данного решения, суды исходили из обстоятельств дела, установленных применительно к имеющимся доказательствам, оцененным в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствовались статьями 89, 90, 101, 138, 140, 284.1, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2019 N 307-КГ18-26364 по делу N А42-7696/2017 Отменяя судебные акты судебных инстанций, суд округа, руководствуясь положениями статей 90, 171, 172, 247, 252, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

, исходил из того, что выводы судов об обоснованности получения обществом налоговой выгоды и незаконности обжалуемого решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм права. Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2019 N 309-ЭС19-9296 по делу N А50-18794/2018 Отменяя судебные акты судебных инстанций, суд округа, руководствуясь положениями статей 90, 171, 172, 247, 252, 346.11, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

, исходил из того, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм права.

Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2017 N 301-КГ17-10740 по делу N А29-10837/2014 Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 75, 89, 90, 93, 93.1, 95, 101, 112, 114, 169, 171, 172, 226, 230, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

, пришли к выводу о том, что оспоренные решения вынесены в пределах предоставленных инспекции полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества, с чем согласился суд округа.

Права и обязанности свидетелей.

Гражданин может отказаться от дачи показаний в силу прав, установленных Конституцией РФ. Здесь имеется в виду статья № 51.

Она указывает на право любого гражданина не свидетельствовать против себя, или своих близких родственников. В любом случае можно настоять на присутствии при допросе юриста. Но, по мнению специалистов, на практике отказаться от дачи показаний с большой долей вероятности может только человек, работающий в проверяемой организации.

Такое право установлено на Пленуме Верховного Совета Российской Федерации. Если же просто проигнорировать повестку, присланную из налоговой инспекции, последует наказание в виде:

  1. штраф в размере 3000 рублей за неправомерный отказ.
  2. 1000 рублей штрафа за неявку;

Присылаемая повестка содержит информацию о мерах, применяемых за уклонение от дачи показаний, или за предоставление ложных сведений.

В письменном, или любом другом уведомлении о вызове указывают причину, по которой приглашается гражданин.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Читайте по теме: 28.01.2019 в 18:46 5364 просмотров По любым фактам могут быть привлечены физические лица, предположительно обладающие сведениями, прямо или косвенно связанными с предметом проверки.

Рейтинг публикации: 0 () Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+