Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Родовая община частная собственность

Родовая община частная собственность

чем отличается родовая община от соседской? срочно! Всемирная История 10класс.


Прежде родовые общины были едиными и сплоченными. Все люди трудились сообща. Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью.

Никто из людей не мог самовольно в одиночку распоряжаться общинной собственностью. Но произошло разделение труда, земледелие отделилось от скотоводства, появился прибавочный продукт, и родовые общины начали делиться на семьи. Каждая семья могла самостоятельно трудиться и кормить себя.

Семьи требовали разделить всю общинную собственность на части, между семьями.

Не случайно такая собственность называется частной. Сначала частной собственностью стали орудия труда, скот, домашние вещи. Вместо одной большой хижины целого рода каждая семья стала строить для себя отдельное жилище.

Жилье тоже стало частной собственностью семьи.

Позднее в частную собственность перешла и земля.

Родовых общин больше не существовало.

Вместо них появились соседские общины. В соседской общине люди уже забывали о своем родстве. Это не считалось главным. Уже не работали сообща, хотя по-прежнему трудились добровольно и без принуждения.

У каждой семьи в частной собственности была хижина с огородом, участок пашни, скот, орудия труда.

Но общинная собственность сохранялась. Например, реки и озера. Ловить рыбу мог каждый. Любой общинник делал это самостоятельно.

Лодка и сеть были его частной собственностью, поэтому улов тоже становился частной собственностью. Лес был общинным владением, но убитые на охоте звери, собранные грибы, ягоды и хворост становились частной собственностью. Пастбищем пользовались сообща, каждое утро выгоняя на него скот.

Но вечером каждая семья загоняла в хлев своих коров и овец.

Появились особые метки, которыми обзаводилась каждая семья. Иногда хозяин выцарапывал свое имя, иногда изображал какой-то простой значок. Такие же метки выжигали на коже скота.

Археологи, находя такие метки на раскопанных вещах, смело утверждают: у людей появилась частная собственность, они опасались кражи и потому метили вещи. Но соседская община все-таки продолжала объединять людей. Хотя и не часто, бывали случаи, когда соседи что-то делали совместно.

Если вспыхивал лесной пожар, на поселок обрушивалось наводнение, или нападали свирепые враги, с такой общей для всех бедой справлялись совместно.

Медный век

, медно-каменный век, халколит — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку.

Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  1. Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  2. Наличие общей собственности.
  3. Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  4. Совместное проживание.
  5. Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену.

Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы. У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Похожие главы из других книг:

Из книги Религия денег.

Духовно-религиозные основы капитализма. автора Катасонов Валентин Юрьевич Догмат третий: «святость» частной собственности По большому счету этот догмат производен от первого догмата. Приобретение богатства — необходимое, но не достаточное условие существования капиталистического порядка.

Это богатство надо защищать от посягательств со Из книги Становление капиталистической Японии автора Норман Герберт Разложение феодализма Наиболее существенным моментом реставрации Мэйдзи{7} и последующих лет является стремительность превращения феодального общества в общество буржуазное. Это отмечали уже журналисты и путешественники того времени, но никто из них не пытался дать Из книги Становление капиталистической Японии автора Норман Герберт Тенденция к установлению частной собственности на землю Присвоение земли новым классом помещиков негласным путем происходило еще при феодальном режиме; после же реставрации Мэйдзи оно было узаконено. В результате освобождения от феодальной зависимости крестьяне Из книги Как погиб Запад.

50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди автора Мойо Дамбиса Разложение банковской системы В наши дни у любой страны, богатой или бедной, независимой или находящейся под контролем иностранного правительства, есть Центральный банк, который обязан следить за ее финансовым здоровьем и регулировать его.Именно Центральный банк Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать.

Убожество ближайших Из книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы автора Замедлина Елена Александровна 16.

Методы изучения социальных классов Существует огромное количество методов для измерения и описания социальных классов. Такие методы создавались для того, чтобы связать зависимые переменные (имидж компании, отношение к ее продукту и т.

д.) с независимыми переменными Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Возникновение человеческого общества Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич Возникновение рабовладельческого строя Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации.

Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах Из книги НАЦИОНАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА автора Городников Сергей 5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ После распада Варшавского Договора и Советского Союза, казалось, неизбежным будет и распад самой России.

То есть той России, какой она была в Советском Союзе, а именно республикой, в которой проживали подавляющее Из книги Капитал. Том второй автора Маркс Карл 2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НА v+m Согласно догме А. Смита, цена, или «меновая стоимость» («exchangeable value») каждого отдельного товара, а следовательно, и всех вместе взятых товаров, составляющих годовой продукт общества (он правильно повсюду предполагает Из книги Кризис?

Экспансия! Как создать мировой финансовый центр в России автора Чернышев Сергей Борисович Частной собственности больше не существует Близок капиталистический конец света.

Пять крупнейших американских инвестбанков испарились за считанные дни, а их коммерческие собратья подвергаются огосударствлению в масштабах, и не снившихся большевикам. На самом Из книги Политическая экономия автора Шепилов Дмитрий Трофимович Из книги Юность науки.

Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса [2-е издание] автора Аникин Андрей Владимирович Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Метод разложения работы на составные части подразумевает анализ ее по отдельным операциям, процессам или заданиям, которые можно выделить, а их выполнение – отследить в целях обучения.В стандартной форме результаты такого анализа Из книги Сочинения автора Прудон Пьер Жозеф Главa III Отношения двух полов.

Возникновение сознания Основы политического строя Мне кажется до сих пор еще, что женщина не слишком дурно наделена природою.

Если б ангелы, не имеющие, по мнению ученых теологов, пола, получили бы приказание спуститься на землю и облечься в Из книги Геймшторминг.

Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни Разложение на атомы ЦЕЛЬ ИГРЫПришло время заглянуть вглубь. В основу нашей исследовательской работы мы положим, как это делается в науке, разбиение крупной структуры на составные части.

Это позволит понять суть происходящего и сгенерировать новые идеи.Упражнение

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»).

Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго.

Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления.
Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир. Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси.

Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.Такие племена могли вести между собой войны.

Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.

Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю.

Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием.

Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной.

В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине. Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников.

Так началось формирование государства – Киевской Руси. Земля превратилась в вотчину.

За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными».

Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины.

С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия. Рейтинг:

Обсудить

Общественные отношения в первобытном обществе

Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормиться.

Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом.

Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту. Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называются промискуитетными.

По мнению других ученых, в рамках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Стадо, как правило, состояло из нескольких гаремных семей. Ранняя родовая община Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии.

Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот.

При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась. Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения (например, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделению рода на классы.

В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восемь классов.

При такой системе счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери.

Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным.

В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины.

Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складывалась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения.

В ранней родовой общине управление осуществлялось собранием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями.

Власть основывалась на силе личного авторитета. В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами.

Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи.

Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей.

Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»).

Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины. Вот схема инициации, единая для всех народов: удаление посвящаемых из коллектива и их обучение; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; возвращение в коллектив в новом статусе.
Вот схема инициации, единая для всех народов: удаление посвящаемых из коллектива и их обучение; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; возвращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.

Поздняя родовая община первобытного общества Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовои общины сохранялась родовая собственность на землю.

Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе.

Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникла в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи.

Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по материнской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае необходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно потеснили мужчин в материнской семье.

Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в обществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позволило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фратрии — в племена.

Фратрия — это первоначальный род, разделенный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общине сохранялось экономическое и общественное равенство.

Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина.

На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и военных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью.

Женщины входили в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов. Появление соседской общины Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства.

В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие.

Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы. Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась.

В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах.

Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек. Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото.

Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь. Металлы медленно вытесняли камень.

Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду.

Во-вторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые. Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое.

Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать.

Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс.

до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.

Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта.

Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда.

Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота. В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла.

С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства. Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена.

В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия.

Потребность в непрекращающемся обмене даже привела к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства.

Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости.

В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства.

На смену мотыжному земледелию приходит плужное, с плугом мог справиться только мужчина.

Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа.

Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети.

Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной.

Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи. Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности.

Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода.

Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным.

Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю.

Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием. Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

Политогенез (образование государства) Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхождения государства. Марксисты полагают, что оно было создано как аппарат насилия и эксплуатации одного класса другим.

Другая теория — «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели создавали институт государства в целях удержания своего господства. Если рассмотреть проблему во всей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных организационных структур, и являлась скорее следствием по-литогенеза, чем его причиной.

Однако и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втиснуть все процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.

Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от производителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов.

Первоначально это имущество уничтожалось после смерти владельца или использовалось в обрядах, таких, например, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раздачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Помимо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного.

Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их богатых соседей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает.

Общество постепенно структурируется — из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабый соперников, распространяя свое влияние на соседние общины.

Возникают первые надобщинные структуры, в рамках которых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации.

Таким образом, появляются первые протогосударственные образования. Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становится одним из важнейших промыслов.

В связи с широким распространением войн развивается военная техника и организация. Большую роль приобретают военные предводители. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях.

В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и главным жрецом, поскольку власть предводителя в общине оставалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами.

Сакрализация правителя была важным шагом на пути его деперсонализации, превращению в своеобразный символ. Власть авторитета сменяется авторитетом власти. Постепенно власть становилась пожизненной.

После смерти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его семьи.

Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладавшим наследственной властью. С течением времени протогосударство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство.

Государство отличается от протогосударства большими размерами и наличием развитых институтов управления. Основные признаки государства — территориальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги.

С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог.

Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации. Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое.

Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного цисьма, характерного для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение.

Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлением буквенного письма стала общедоступной. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации.

Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения. Земледельческие и скотоводческие цивилизации.

Земледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Средиземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие земледелия в конечном итоге привело к появлению древневосточных очагов цивилизации. Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Евразии и Африки, а также в горной местности, где скот летом содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах.

Термин «цивилизация» может использоваться в отношении скотоводческого общества с известными оговорками, поскольку скотоводство не обеспечивало такого развития экономики, как земледелие.

Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт.

Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства требуются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих цивилизациях, поэтому ни о какой масштабной урбанизации говорить нельзя.

С приручением лошади и изобретением колеса происходят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — появляется кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в степях Евразии следует отнести к концу 2 тыс.

до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно складывается скотоводческое хозяйство, не использующее земледелия (хотя многие кочевые общества занимались обработкой земли).

У кочевников в условиях изолированного от земледелия хозяйства возникают исключительно протого-сударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячейкой становится соседская община, в скотоводческом обществе родовые отношения еще очень сильны и родовая община сохраняет свои позиции.

Для кочевых обществ характерна воинственность, поскольку их члены не имели надежных источников существования.

Поэтому кочевники постоянно вторгались в области земледельцев и грабили их или подчиняли. Все мужское население кочевников обыкновенно участвовало в войне, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния.

Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набегах добивались значительных успехов. В случае подчинения земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле.

Но не следует преувеличивать факт противостояния оседлых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.

Традиционное общество появляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Европе сложилась другая модель, основанная на частной собственности.

Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время. Основная структурная ячейка традиционного общества — соседская община.

В соседской общине преобладает земледелие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повторяющихся из года в год природно-климатических и хозяйственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабильности, которую могло обеспечить только сильное государство.

Ослабление государства всегда сопровождалось смутами, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстройством экономики, особенно бедственным в условиях ирригационного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому общество всегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство является высшей ценностью.

Оно, как правило, функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле, Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека в традиционном обществе определяется не его богатством, а, прежде всего, участием в государственном управлении, которое автоматически обеспечивает высокий престиж.

Культура первобытного общества.

В ходе своего развития и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исключительно прикладной характер.

Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его частью. Основные сферы деятельности определяли области знания древнего человека.

Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, растения, явления природы.

Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, трепанация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстояния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, палец), дней пути, полета стрелы.

Время исчислили днями, месяцами, сезонами. Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровождается спорами исследователей.

Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, использует музыку и танцы.

В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии.

Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне. В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками.

Появление статуэток связано, возможно, с культом праматери и установлением материнской родовой общины. Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмованная речь.

biofile.ru Родовая община — второй этап первобытности, после эпохи праобщины. Это так называемая пора зрелости перво­бытных обществ. Период первобытной родовой общины датируется 40-35-м тыс.

— 10-5-м тыс. до н. э. Такая датировка верна для наиболее развитых обществ Ближнего Востока, в других регионах мира он продолжался значи­тельно дольше. Этап родовой общины охватывает конец исторической эпохи палеолита, мезолит и большую часть неолита.

Начало этого этапа ознаменовано появлением че­ловека современного физического типа. Орудия труда охотников На смену праобщине пришла новая форма общественной орга­низации — род, который представлял собой большой самоуправ­ляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных род­ственников.

Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, со­обща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось всту­пать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в дру­гих родах. Два и более рода объединялись в племя.

Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалек­те, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя. Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива.

Род пре­доставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность на­копления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйст­венного, социального, культурного.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Это интересно: в России? Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  1. подчинение общинным органам управления социальной группой.
  2. общую территорию;
  3. общее пользование землёй;
  4. отдельные семейства;

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие.

Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности. Это интересно: — это что такое, примеры. Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  1. регулировала землевладение;
  2. сохраняла традиции и культы.
  3. организовывала самоуправление;
  4. накапливала производственный опыт;

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+