Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Репатриация валютной выручки 2021

Репатриация валютной выручки 2021

Репатриация валютной выручки 2021

Экспортеров освободят от репатриации выручки в рублях

Компаниям не придется зачислять на счета в российских банках выручку по рублевым контрактам. Правительство намерено снять некоторые ограничения во внешнеторговых расчетах. Соответствующий кабмин внес на рассмотрение в Госдуму.

В частности, документ предусматривает отмену обязательной репатриации рублевой выручки от сделок между российскими и иностранными компаниями. В этом сюжете

  1. 15 мая, 8:43
  2. 30 мая, 8:52
  3. 6 июня, 21:00
  4. 26 апреля, 8:33

Предполагается, что репатриацию средств, полученных от реализации несырьевой продукции, отменят с 1 января 2021 года.

Также проект предусматривает поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров.Исключение сделают лишь для рублевых контрактов по лесу и лесоматериалам. Правительство считает отмену репатриации в этом случае преждевременной из-за «высокой степени криминализации отрасли».Сейчас экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках, причём в жёстко определённые сроки.

В противном случае им грозит крупный штраф за каждый день просрочки.

Это

«зачастую создаёт для бизнеса дополнительные проблемы, требует затрат, осложняет работу с зарубежными партнёрами»

, отметил ранее Дмитрий Медведев. 13 июня на заседании правительства он , что к 2024 году все экспортные операции по сырьевым и несырьевым товарам будут освобождены от обязательной репатриации рублевой выручки.В кабмине рассчитывают, что это не только снизит административные издержки экспортеров, но и создаст

«условия для более активного использования рубля в международных расчетах»

.Законопроектом также предлагается освободить россиян (физлиц-резидентов) от обязанности отчитываться налоговым органам о движении средств по счету, открытому в зарубежном банке, в государствах ОЭСР или странах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать, если общая сумма зачисленных или списанных средств на счету за год не превысит 600 000 руб.

(или ее эквивалент в иностранной валюте).

  1. Право.ru

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них. 1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу.

Разберем основные из них. 1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок.

В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов. Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД: — группы 25

«Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент»

, за исключением позиций под кодами 2523; — группы 26 «Руды, шлак и зола»; — группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0); — группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902; — группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112; — группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204; — группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404; — группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503; — группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602; — группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802; — группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902 — группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002; — группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  1. с 1 января 2021 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  2. с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  3. с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.
  4. с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  5. с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;

Во-вторых, с 1 января 2021 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг. Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2021 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п.

4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета. Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением. Отметим, что положения п. 4 ст.

2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст.

24 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам. Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п.

4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ.

Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст.

15.25 КоАП РФ.2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами. Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности. Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст.

23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента

«документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства»

. В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов. Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять

«выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов.»

.

При этом, на наш взгляд, говоря о

«требованиях законодательства иностранного государства»

, законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения.

Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи.

Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом). Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту. В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления.

То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках. Теперь же, правда с 2021 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ. Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г.

или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2021 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий: 1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ; 2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. На такие счета будут распространяться требования ст.

12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций.

Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ. Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук.

С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов). Преподавательский стаж с 1988 года.

Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала «Налоги и финансовое право».

Поправки в статью УК РФ о репатриации валютной выручки снизят риски для экспортеров

Внешнеэкономические новости Недавно Госдума приняла поправки в часть 1 статьи 193 УК РФ — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ. 14 февраля 2021 г. Подписаться: Поправки в ч. 1 ст. 193 Уголовного кодекса РФ помогают решению проблемы, о которой давно говорит бизнес-сообщество и Российский экспортный центр.

Поправки предполагают, что за нерепатриацию валютной выручки будет введена административная преюдиция. Уголовная ответственность будет наступать за соответствующее нарушение валютного законодательства в крупном размере только в том случае, если ранее бизнесмен уже подвергался административному наказанию за аналогичное деяние.

Кроме того, предполагается изменение порога суммы, начиная с которой преступление будет считаться совершенным в крупном и особо крупном размере. Порог для крупного размера будет установлен в размере 100 млн рублей (не 9 млн рублей, как сейчас), для особо крупного – 150 млн рублей (сейчас 45 млн рублей).

Порог для крупного размера будет установлен в размере 100 млн рублей (не 9 млн рублей, как сейчас), для особо крупного – 150 млн рублей (сейчас 45 млн рублей). Важность данной инициативы обусловлена следующим фактором. Обязанность обеспечить своевременное поступление валютной выручки на счет в российском банке установлена законодательно.

Но по факту своевременность получения выручки находится вне контроля экспортера, поскольку зависит от контрагента. Например, причиной невозврата выручки от реализованных товаров или услуг могут становиться санкции. Это сохраняет высокий и зачастую неприемлемый для экспортера риск привлечения к ответственности, в том числе уголовной, и иногда приводит к отказу от осуществления экспортной деятельности.

Источник: Опубликовано: Елена Муравенко Важные новости 13.03.2021 Мнение эксперта 13.03.2021 Внешнеэкономические новости 12.03.2021 Новости законодательства

  1. Просмотры 98
  2. Поделиться:
  3. Комментарии 0
  4. Новость полезна? 0 m n 0

Обязательность репатриации экспортной выручки в валюте РФ при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами будет отменена поэтапно

Поправками, в том числе: предусмотрена отмена (за отдельными исключениями) с 1 января 2021 года требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое); разрешены переводы физлицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета таких физлиц, открытые в банках за рубежом; закреплено право резидентов (за исключением отдельных категорий лиц) открывать без ограничений счета в иностранной валюте и валюте РФ не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ; предусмотрена возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией; отменено требование о представлении физлицами-резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банках за пределами территории РФ, в государствах — членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, при условии, что общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет за отчетный год не превышает 600000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей; агенты валютного контроля получили право запрашивать и получать документы, подтверждающие право физлица-резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юрлица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Дата публикации на сайте: 05.08.2019

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2021 года

Мнение эксперта Яна Сергеевна Войналович, начальник отдела валютного контроля службы федеральных таможенных доходов Южного таможенного управления 27 ноября 2021 г.

Подписаться: Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2021 г. В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования.

Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2021 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями

«О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

, положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2021 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона. 1.

«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений.

Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие. В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2021 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка».

Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие.

Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем. Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности. Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  1. с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  2. с 1 января 2021 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  3. с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
  4. с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  5. с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

Во-вторых, с 1 января 2021 г.

полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов). Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём. Несмотря на либеральность новаций ст.

24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п.

21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч.

4 ст. 24 Закона. В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров. 2.

«О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов».

Документ действует с 27 октября 2021 г. Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  1. Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.
  2. Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.

Кроме того, ст.

23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя.
Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя.

Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Источник: Южное таможенное управление Опубликовано: Алла Лукьянова Важные новости 13.03.2021 Мнение эксперта 13.03.2021 Внешнеэкономические новости 12.03.2021 Новости законодательства 12.03.2021 Внешнеэкономические новости 10.03.2021 Внешнеэкономические новости 10.03.2021 Новости законодательства 10.03.2021 Внешнеэкономические новости 06.03.2021 Мнение эксперта 05.03.2021 Новости законодательства

  1. Просмотры 4971
  2. Поделиться:
  3. Новость полезна? 0 m n 0
  4. Комментарии 0

Рублевая зона не имеет границ

Газета «Коммерсантъ» от 17.08.2018, стр. 1 Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля.

С 2021 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства. Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год. Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru.

По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может. Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации.

«Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса.

В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ». Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах.

Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов,

«являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня»

, ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства. Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить.

Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках.

Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями. Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка».

Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций. В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией.

Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте.

Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов. Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить.

Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще.

Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс.

руб. (или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму. Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет.

Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным.

Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2021 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2021 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Дмитрий Бутрин

Капиталам разрешили бегство

0 5295 13 Печатная версия 14.03.2019 19:58:00 Чиновники помогут экспортерам, бюджету, но не рублю Тэги: , , , , , , Чиновники надеются стимулировать экспортеров заключать торговые контракты в рублях, разрешив им не возвращать валютную выручку. Как сообщает глава Минфина Антон Силуанов, Минфин и Центробанк (ЦБ) договорились о поэтапной отмене с 2021 года обязательной репатриации экспортной выручки в рублях. Примечательно, что ранее ведомства не достигали взаимопонимания в этом вопросе.

ЦБ был против снятия ограничения, полагая, что это будет стимулировать вывод средств за рубеж.

Ситуация никак не изменилась, считают эксперты. При колоссальном оттоке капитала российские компании продолжат все меньше вкладываться в российскую экономику, подчеркивают эксперты и предупреждают об ослаблении рубля.

«Мы договорились с Центробанком о том, что в отношении репатриации валютной выручки в валюте РФ. мы готовы будем отменить репатриацию валютной выручки в рублях уже начиная с 2021 года», – сказал Силуанов на Неделе российского бизнеса. При этом он подчеркнул, что

«по сырьевым компаниям, которые занимаются экспортом сырьевой продукции»

, власти готовы постепенно отменять обязательную репатриацию до 2024 года, «каждый год увеличивая долю нерепатриируемой выручки в рублях».

Кроме того, планируются и послабления по штрафам за несвоевременную репатриацию валютной выручки.

«Для остальных коллег – участников внешнеэкономической деятельности также будем вводить послабления с точки зрения регуляторики и снижения штрафов и санкций за отдельные нарушения валютного законодательства», – пообещал Силуанов. «У нас сегодня запредельные штрафные санкции… Поэтому договорились, что за несвоевременное поступление валютной выручки мы готовы понизить санкции и продлить период, в течение которого невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета валютной выручки не будет влечь за собой административную ответственность», – пояснил министр.

«У нас сегодня запредельные штрафные санкции… Поэтому договорились, что за несвоевременное поступление валютной выручки мы готовы понизить санкции и продлить период, в течение которого невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета валютной выручки не будет влечь за собой административную ответственность»

, – пояснил министр. Минфин уже подготовил законопроект о постепенной отмене к 2024 году обязательной репатриации российскими экспортерами сырья рублевой выручки, сообщает Интерфакс со ссылкой на свои источники.

Как передает агентство, вопрос обсуждался на совещании у первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова еще 4 марта.

Предполагается с 1 января 2021 года отменить обязательную репатриацию в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора в валюте РФ, заключенного между резидентом и нерезидентом.

С 1 января 2021 года – уже 30%, с 1 января 2022 года – 50%, а с 1 января 2023 года – 70% суммы.

С 1 января 2024 года планируется отмена уже в отношении всей суммы контракта, сообщил источник Интерфакса.

Возможно, власти тем самым хотят стимулировать экспорт. Информагентство также сообщает, что с 1 января 2021 года предлагается отменить требования о репатриации денежных средств по внешнеэкономическим сделкам в валюте РФ в отношении несырьевого экспорта, в частности IТ-услуг. В пресс-службе Минфина пояснили «НГ», что отмена репатриации экспортной выручки в рублях «позволит снизить издержки компаний и стимулировать переход на заключение внешнеторговых контрактов в российской валюте».

«Приоритетным направлением деятельности в сфере валютного регулирования остается сокращение административных барьеров в сфере осуществления международной торговли, усложняющих законную экономическую деятельность граждан и юридических лиц»

, – уточняют в ведомстве. Впрочем, правительство не впервые озаботилось проблемами валютного контроля. О необходимости существенной либерализации валютного контроля Минфин заявлял еще в 2017 году.

В январе 2018-го министерство подготовило поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которыми предусматривались отмена обязательной репатриации экспортной выручки как в рублях, так и в иностранной валюте для всех экспортеров-резидентов, отмена запрета на операции между резидентами РФ за рубежом, а также снятие ограничений на операции резидентов по счетам в иностранных банках. Однако законопроект тогда не был поддержан: правительство приняло сторону ЦБ, выступавшего против предложения Минфина.

В ЦБ указывали на риски проведения резидентами сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж. В апреле Минфин вновь заявлял, что считает оптимальным способом реагирования на санкции США и их союзников предоставление бизнесу максимальной свободы действий на международных рынках, что предполагает отмену требования о репатриации экспортной выручки в страну. Такая позиция содержалась в письме Минфина, направленном в Минэкономразвития и аппарат правительства РФ.

Летом прошлого года был утвержден закон, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний-экспортеров, которые подпали под западные санкции. Как объяснял тогда замминистра финансов Алексей Моисеев, компании, подпавшие под санкции, фактически не могли вернуть валютную выручку, за что могли быть оштрафованы по действовавшему на тот момент законодательству. Позднее в октябре Минфин РФ подготовил очередной проект поправок в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященный освобождению резидентов, подпавших под санкции, от обязанности репатриировать экспортную выручку и использовать счета в уполномоченных банках для расчетов с нерезидентами (см.

). Часть экспертов «НГ» считают, что предложенная мера носит лишь технический характер и не вызовет серьезных экономических последствий.

«Однако те экспортеры, которые имеют значительный объем закупки каких-то товаров и услуг, получат экономию за счет того, что не будет нужды репатриировать валютную выручку, прежде чем они не получат возможность что-то на нее приобрести»

, – говорит доцент Академии при президенте (РАНХиГС) Сергей Хестанов, полагая, что объем такого рода сделок у большинства экспортеров невелик. Для курса рубля решение властей выглядит довольно нейтральным, считает он.

«Курс рубля от этого не изменится, он будет под давлением из-за закупок валюты в резервные фонды, из-за действий кэрри-трейдеров и вообще из-за действий множества участников валютного рынка»

, – соглашается аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.

Введение антироссийских санкций в части ограничительных мер на кредитование отечественных предприятий за рубежом привело к тому, что значительному числу российских экспортеров был затруднен доступ к дешевым заемным средствам за рубежом, напоминает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Новое же предложение по отмене обязательной репатриации валютной выручки позволит крупнейшим экспортерам аккумулировать средства, необходимые для обслуживания текущей задолженности, обеспечения производственных процессов.

В текущих экономических условиях мера выглядит как своевременная и вполне оправданная», – говорит Коренев.

Есть и другие мнения. Остаются существенными риски вывода денег в офшоры, сказала «НГ» доцент Российского экономического университета им Плеханова Екатерина Новикова.

Некоторые аналитики, которые комментировали такое решение другим изданиям, не скупились на образные выражения и прогнозировали, что подобные послабления на фоне серьезного оттока капитала выжмут российскую экономику как лимон: деньги уже не вернутся назад, опасались некоторые наблюдатели. Напомним, по итогам 2018 года ЦБ зафиксировал рост чистого оттока капитала в 2,7 раза в годовом выражении – с 25,2 млрд до 67,5 млрд долл.

Для сравнения: чистый отток в 2017-м составил 31,3 млрд долл.

(рост в 1,6 раза к 2016 году).

Тенденция продолжилась и в 2021 году.

За первых два месяца этого года чистый вывоз капитала из России частным сектором, по оценке ЦБ, составил 18,6 млрд долл., что в 2,1 раза превысило показатель за тот же период 2018 года (см. ). То есть формально мера правильная, рассуждает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова, ведь власти хотят стимулировать отказ от доллара, увеличить объем международных расчетов в рублях.

«Но нужно учитывать российскую специфику – у нас большое бегство капитала, и эта мера его увеличит.

Если учесть падающий объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, российские компании скорее всего будут придерживаться той же стратегии – поменьше вкладываться в отечественную экономику. При этом объемы экспорта будут увеличиваться. Рубль, вероятно, ослабнет, для населения это минус, для бюджета – плюс», – подчеркивает она.

Если компании будут не в полном объеме конвертировать свою экспортную выручку в рубли, при сохранении валютных интервенций Минфина произойдет некоторое ослабление рубля, предупреждал ранее аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Аналитик Нордеа-Банка Денис Давыдов ранее сообщал, что если рынок лишится части валютной выручки, может произойти давление на российский рубль.

Однако, по его мнению, влияние на бюджет необязательно будет позитивным, ведь если государство недополучит часть валютных средств, это вызовет риски финансовой стабильности.
Комментарии отключены — материал старше 3 дней

0 1232 1

0 1633 17

1 3956 37

0 1275 5 Загрузка.

24smi.org

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о поэтапной отмене обязательности репатриации экспортной выручки в валюте РФ при существлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами

Поправками в том числе: предусматривается отмена с 1 января 2021 года требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое); предлагается разрешить переводы физлицами-резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета таких физлиц, открытые в банках за рубежом; закрепляется право резидентов (за исключением отдельных категорий лиц) открывать без ограничений счета в иностранной валюте и валюте РФ не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ; предусматривается возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией; отменяется требование о представлении физлицами-резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банках за пределами территории РФ, в государствах — членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, при условии что общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет за отчетный год не превышает 600000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей; агентам валютного контроля предоставляется право запрашивать и получать документы, подтверждающие право физлица-резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юрлица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства.

Дата публикации на сайте: 19.06.2019

Минфин предложил отменить репатриацию выручки компаний в рублях

Экономика Автор: Кучер Егор Фото: www.globallookpress.com Министерство финансов России начало публикацию серии законопроектов, предусматривающих либерализацию валютного контроля. Первый из таких документов предлагает отменить с 2021 года требование для компаний возвращать рублевую выручку на родину.

Речь идет о дедолларизации или попытке узаконить ограбление страны? Телеканал «Царьград» уже много раз широко освещал как проблему оттока капитала из России, так и идущие в минфиновском закулисье разговоры о либерализации валютного контроля.

Одно из центральных предложений, получивших обсуждение как в министерстве Антона Силуанова, так и в Банке России, предполагало избавление компаний от необходимости возвращать на родину деньги, полученные после продажи на Западе добытых в России ресурсов. Многие экономисты тогда начали бить тревогу и называли инициативу Минфина предложением «грабить Россию без ограничений». А вот сами компании, разумеется, только поддерживают такие начинания.

Кроме того, после введения в апреле санкций США против России многие политики и чиновники открыто предложили «поддержать» попавшие под антироссийские меры российские компании, отменив для них требование возвращать выручку в Россию или штрафы за ее невозвращение. Однако сейчас в Минфине, да и в правительстве в целом идет все больше разговоров о необходимости отказа России от долларов в расчетах за международные торговые операции. Для этого в рамках ослабления валютного контроля Минфин и предлагает стимулировать расчеты в национальной валюте, позволяя компаниям не возвращать рубли в Россию.

Приведет ли инициатива финансового министерства к переходу на рубли или она узаконит и без того существующий отток капитала? Глава Минфина Антон Силуанов. Фото: www.globallookpress.com Рубли оставим за границей Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» уже опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Этот документ стал первым в ряду законопроектов Минфина по валютной либерализации. Он касается двух центральных вопросов – валютного контроля за рублевыми операциями и использования физическими лицами зарубежных счетов.

Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами, – рассказали «Коммерсанту» в Минфине. Таким образом, по логике финансового министерства, поправки в закон о валютном контроле в части рублевых операций призваны расширить сферу деятельности российского бизнеса на зарубежных площадках и даже помочь снизить отток капитала из страны.

Кроме этого, предполагается, что поправки должны снизить административную нагрузку на экспортеров. При этом Минфин предлагает в законопроекте сделать исключение для резидентов из числа участников бюджетного процесса, которые работают через счета казначейства. В первую очередь, речь идет о ФГБУ и ФГУП.

Перспективы либерализации по рублевым операциям, как представляется, достаточно велики. Ведь все чаще звучат призывы из-за санкций США перевести вообще всю торговлю России с зарубежными партнерами на рубли.

Расчеты по нефтяным сделкам не являются тут исключением, хотя эксперты уверены в том, что такой переход в обозримом будущем невозможен – доллар остается мировым эквивалентом стоимости нефти и инструментов котирования. В то же время при увеличении объема рублевых операций могут улучшиться условия для российского бизнеса за границей, считают в Минфине. Кроме этого, такая мера поддержала бы и зарубежные «дочки» российских банков, да и вообще увеличила бы оборот рубля за границей.

В законопроекте речь также идет о том, чтобы распространить режим счетов и вкладов в иностранных банках на «организации финансового рынка». Под ними понимаются небанковские кредитные организации – брокеры и фонды.

Однако тут может возникнуть противоречие с определениями таких организаций в других юрисдикциях.

Фото: HANK50 / Shutterstock.com Нелепость для физлиц?

Для резидентов-физлиц в законопроекте тоже есть много интересного. Основное положение касается снятия требований на зачисление средств от нерезидентов на зарубежные счета только в уполномоченных банках. С 2021 года такие зачисления смогут проводиться без ограничений по объему и на счета не только в уполномоченных банках, но и в кредитных организациях, расположенных в странах ОЭСР (36 членов, включая США и страны ЕС) и FATF при условии, что государство ведет обмен финансовой информацией с ФНС России.

Читайте также: 10:05 — 14 Августа

К чему приведет отказ России от торговли нефтью за доллары В ответ на американские санкции Россия может отказаться от доллара в международных расчетах, в том числе при. При этом поправки предполагают, что резиденты России свободно могут получать на заграничные счета выигрыши в лотерею в любом объеме и доходы от продаж драгоценных металлов.

В некоторой степени данное положение, конечно, упрощает жизнь резидентов за границей, открывая им возможность получать крупные суммы на банковские счета и пользоваться ими. Кроме того, изменения должны коснуться и принципов уведомления ФНС о счетах физлиц за границей и движений по таким счетам. Если гражданин России проживет за границей более 183 дней в году, он не должен ни о чем сообщать в ФНС вообще.

Если же гражданин является полноценным резидентом России, то тут вступают в силу странные ограничения.

Так, например, ФНС можно не ставить в известность, если на счете находится не более 600 тыс. рублей (8,9 тыс. долларов) или же объем операций по счету за год не превышает этой суммы.

Конечно, это малозначительная сумма для большинства живущих на две страны предпринимателей или просто обеспеченных людей. Но такое ограничение может заставить резидента дробить вклады, чтобы не превышать безотчетный лимит. Определенные опасения вызывает также разрешение гражданину России, проживающему бо́льшую часть года за рубежом, не представлять в ФНС информацию о своем счете и движениям по нему.

Уже сейчас можно предположить, что данная лазейка будет потворствовать выводу крупных сумм на такой счет, а заодно и отъезду собственной персоны за границу. Возможные последствия По мнению опрошенных ранее Царьградом экспертов, Минфин четко идет по пути тотальной либерализации валютного контроля. Рублевый шаг здесь – неплохая затравка для того, чтобы развернуть отмену контроля и затем перекинуть соответствующие нормы и на валютные операции.

Рубль используется как флаг для привлечения внимания, а затем важность рублевых операций может сойти на нет – зачем они нужны компаниям, когда будет полностью отменена репатриация валютной выручки? Нужно заканчивать с этой историей, с обязательной репатриацией валютной выручки, сократить или вообще отменить наказание за нерепатриацию.

Штрафы будут отменены, а само требование по репатриации значительно либерализовано.

Эти предложения согласованы и, я надеюсь, в ближайшее время будут реализованы, – заявил еще в мае замминистра финансов Алексей Моисеев. При этом, как сообщал Царьград, за первые четыре месяца 2018 года отток капитала из России превысил годовой прогноз ЦБ и достиг 21 млрд долларов, тогда как регулятор предсказывал вывод только 19 млрд. Однако в Минфине не увидели в этом ничего плохого: там сообщают, что попавшие под санкции российские предприятия очень серьезно пострадали, и оставить для них возможность не возвращать выручку на родину, то есть добавлять миллиарды в копилку выведенных из страны средств – это помощь для них, потому что их стабильность и есть стабильность всей российской сырьевой экономики.

Читайте также: 16:52 — 11 Мая

Пенсионерам и инвалидам секвестр, офшорным олигархам — помощь из бюджета: Где логика? Сегодня стало известно, что Минфин предложил сократить финансирование социальных расходов (пенсий и пособий. Добавим, что, по обновленному прогнозу ЦБ, отток капитала из России в ближайшие два года будет в два раза более интенсивным, чем предполагалось ранее.

Если нефть российской марки Urals будет продаваться по 65 долларов за бочку (а нынешние цены уже перевалили за 70 долларов), то частным бизнесом из страны до конца года будет вывезено как минимум 28 млрд долларов. Интересно, что позиция ЦБ в этом вопросе была раньше противоположна инициативам Минфина.

Представители регулятора заявляли, что репатриация выручки обязательна в рамках соглашения с FATF (Россия является членом договора с 2003 года) и обсуждению не подлежит.

Однако затем позиция смягчилась – ради помощи подсанкционным компаниям ЦБ готов отменить штрафы за отказ репатриировать средства.

За отмену требования о репатриации также выступал и нынешний неолиберальный глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Именно он ратовал за установление открытого режима использования зарубежных счетов с последующей отменой отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах ОЭСР. Либеральная команда понесла очень тяжелый урон в рамках смены правительства.

Значит, их задача, пока они еще как бы контролируют ситуацию, максимальным образом обеспечить те планы и задачи, которые они реализовывают. Ключевая задача МВФ – это запретить любые ограничения валютообменных операций.

В том числе обязательную репатриацию и т.д. и т.п. Именно эту задачу они и исполняют, – заявил в интервью Царьграду известный российский экономист Михаил Хазин. Он отметил, что подобные инициативы выдвигает «реальная властная группировка» в России.

Ее логикой экономист считает обеспечение вливания России в западный мир, чтобы страна сначала путем открытых и неограниченных трансакций, а затем и другими способами постепенно становилась его частью.

А то, что при этом 100 млн человек как бы попадут в тотальную нищету или просто умрут, нам-то что, мы же либералы. Каждый сам за себя. Для нас это общество, эта страна ценности не представляет, – привел Хазин пример либерального взгляда на проблему.

Насколько эффективной будет мера по стимулированию именно рублевых расчетов, потому что рубли можно не возвращать в Россию – покажет время. Однако очевидно, что внесение поправок в закон о валютном контроле с целью этот контроль ослабить, во-первых, соответствует кудринскому плану по полному развязыванию рук олигархам, а во-вторых, вообще подкрепляет англосаксонскую идею о свободном международном движении капитала.

Загрузка. Ссылки по теме: Минфин России хочет уменьшить наказание за валютные махинации Вслед за En+ Дерипаска решает спрятать от санкций США в российском офшоре и «Русал» Американский Минфин отметил приостановку вывода Россией средств из госдолга США Рубли Минфин РФ экономика Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня. Статьи Агрегатор новостей 24СМИ

Минфин разбирает валютный контроль по частям

Ради выполнения экспортного и цифрового нацпроектов Минфин завершает целый комплекс мер по либерализации валютного контроля.

В четверг правительством одобрен законопроект об отказе от требования репатриации рублевой выручки экспортеров — с 2021 года это станет ненужным для несырьевых экспортеров, а к 2024 году — и для экспортеров сырья. Еще один проект — об избавлении от валютного контроля взаимозачетов экспортеров услуг — опубликован Минфином для обсуждения. Также ведомство готовит поправки к законопроекту о снижении для экспортеров штрафов за невозврат в РФ валюты, уже рассмотренному в Госдуме в первом чтении.

В четверг первый вице-премьер Антон Силуанов и зампред Еврокомиссии Марош Шефчович договорились о создании рабочей группы по переходу к расчетам с ЕС в рублях и евро. 13 июня заседание правительства одобрило поправки Минфина к закону о валютном контроле — они предполагают отмену к 2024 году репатриации рублевой экспортной выручки.

Впервые первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил о разработке этого законопроекта на съезде РСПП в марте 2021 года. Одобренный документ предусматривает полную отмену репатриации рублевой выручки для несырьевого экспорта с 1 января 2021 года, для сырьевых экспортеров послабления будут вводиться поэтапно: с 1 января 2021 года — в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта, с 1 января 2021 года — до 30%, с 1 января 2022 года — до 50%, с 1 января 2023 года — до 70%, и к 1 января 2024 года правительство полностью откажется от требования возврата в РФ «экспортных» рублей.

При этом первый вице-премьер РФ Антон Силуанов и вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович договорились о создании рабочей группы по переходу на расчеты в рублях и евро, сообщил пресс-секретарь господина Силуанова Андрей Лавров, уточнив, что это снижает риски для бизнеса России и ЕС. Напомним, Еврокомиссия еще в марте 2021 года по собственной инициативе активизировала работу по переводу расчетов за энергоресурсы в евро (), также объяснив это снижением рисков (сейчас 85% из €300 млрд годовых энергопоставок в ЕС номинированы в долларах).

Ранее Минфин внес в Госдуму законопроект, радикально снижающий и штрафы для экспортеров уже за невозврат в РФ валюты. Документ предполагает снижение их ставок со 100% до 3–5% от суммы нарушения, он оформлен в виде поправок к КоАП и прошел первое чтение, сейчас готовятся поправки ко второму чтению законопроекта, сказали “Ъ” в Минфине.

Третий законопроект Минфина на ту же тему — он должен ослабить валютный контроль для экспортеров услуг, расширив случаи отказа от репатриации их выручки, используемой за пределами РФ для проведения зачета встречных требований. Сейчас зачисление выручки на счета в уполномоченных российских банках выводит их из оборота на несколько дней и приводит к дополнительным затратам из-за банковской комиссии.

Некоторые российские экспортеры ранее уже добились права не зачислять на счета в уполномоченных банках выручку, а производить зачеты встречных требований со стороны нерезидентов — это касаетсяуслуг международной электросвязи, международного роуминга, перестрахования, транспортных услуг и др. Новый документ предполагает, что перечень тех, кто получит послабления, определит Белый дом по согласованию с Банком России.

В частности, в него могут быть включены, например,

«услуги в сфере информационных технологий и услуги в сфере образовательной деятельности»

, пишут авторы законопроекта.

Вступление документа в силу предполагается также с 1 января 2021 года, чтобы правительство успело определиться с перечнем услуг, на который он будет распространяться.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+