Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами статья

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами статья

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами статья

Похожие главы из других книг:


8. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов Предмет этого направления прокурорского надзора очень широк (поэтому данное направление часто называют «общим надзором»): к нему относится чрезвычайно большое число самых разных правовых актов , которые 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Деятельность органов, осуществляющих предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную работу, имеет огромное значение для 74. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Оперативно-розыскные мероприятия могут существенно затрагивать права и законные интересы граждан, их проведение допустимо лишь в тех случаях, когда раскрыть и расследовать 94.

Прокурорский надзор за исполнением законов при гражданском судопроизводстве: общие положения Инициатива возбуждения гражданского дела может исходить от субъекта, считающего нарушенным свое право или охраняемый законом интерес другого лица. Основания для Глава 5. Доказывание по делам о возмещении вреда, причиненного судебными приставами-исполнителями В соответствии со ст.

19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» [299], ст.

90 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№119-ФЗ «Об исполнительном производстве» 5.1. Дела о возмещении вреда, причиненного судебными приставами-исполнителями Предмет доказывания:1) незаконные действия судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного документа (ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ, ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном 26.
ст. 1064, 1069 ГК РФ, ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном 26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора Согласно ст.

21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются.1) Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, 30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзор за исполнением законов в трех разныхсферах: при осуществлении 31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера Предметом надзора являются законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных Глава 18 НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ — Гражданин прокурор, Вы же видите, что он — дебил!

— Ну и что? Это не повод. Запомните, дебилы — точно такие же люди, как и мы с Вами. (Из прений в суде.) (в ред. Указа Президиума Глава 1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Статья 21.

Предмет надзора 1. Предметом надзора являются:соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Статья 29.

Предмет надзора Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка

Особенности предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями

УДК 349 Мартынова Юлия ВикторовнаСредне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)г.

Саранск, студенткаАннотацияВ статье затрагивается проблема предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами исполнителями. Автор приходит к выводу, что данное направление прокурорского надзора характеризуется некоторыми особенностями.Ключевые слова: , , Martynova Yuliya ViktorovnaSredne-Volzhskiy Institute (branch) of UGWU (RPA of the Ministry justice of Russia)Saransk, studentAbstractThe article touches upon the problem of the subject of prosecutorial supervision over execution of laws by bailiffs performers.

The author comes to the conclusion that this direction of prosecutorial supervision characterized by some features.Keywords: , , Рубрика: Библиографическая ссылка на статью: Мартынова Ю.В. // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс].

URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80808 (дата обращения: 02.02.2020). Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных и внесудебных решений.

Нужно сказать, что именно проблемы, связанные с прокурорским надзором за исполнением законов государственными органами, в том числе и службой судебных приставов, наиболее часто затрагиваются на страницах юридической прессы, как теоретиками, так и практиками. Деятельность судебных приставов-исполнителей нуждается в прокурорском надзоре по следующим причинам:большое количество нарушений законодательных норм, которые применяются в процессе принудительного исполнения, допущенные субъектами исполнения исполнительных документов;прокуратура, фактически будучи единственным органом государства, а также имея достаточно полномочий для осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями и пресечения незаконных действий, совершаемых ими, способна обеспечить необходимый уровень соблюдения законности данными субъектами. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, ее территориальные органы и их должностные лица – судебные приставы-исполнители, являются объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями [1, с.

214]. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выступает важным элементом прокурорского надзора за соблюдением законности сотрудниками ФССП в целом. На первый взгляд может показаться, что прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями представляет собой весьма узкое направление надзорной деятельности органов прокуратуры. Заметим, что это не так, поскольку профессиональная деятельность судебных приставов-исполнителей определяется большим количеством законов и подзаконных нормативных актов.

В этой связи практика вынесения решений судебными приставами-исполнителями и осуществления ими действий либо бездействия отличается разнообразием и нуждается в постоянном совершенствовании.

Однако, к сожалению, правоотношения, складывающиеся при исполнении исполнительных документов судебными приставами-исполнителями, часто характеризуются коррупционной составляющей. Коррупция как негативное явление вызывает недоверие граждан к органам государственной власти (и здесь органы принудительного исполнения исполнительных документов не являются исключением), потому что коррупция, разрушая государство. Особенность предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, в первую очередь, предопределяется функциями, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в рамках реализуемых ими полномочий [2, с.

263]. В Указании Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выглядит следующим образом: надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; надзор за законностью действий (бездействия) и решений, которые принимаются судебными приставами-исполнителями; надзор за соблюдением прав и свобод граждан в процессе осуществления действий (бездействия) судебными приставами-исполнителями и принятия ими решений [3]. В доктрине учеными предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется по-разному. Так, например, Т. Е. Сушина указывает, что предметом деятельности прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является анализ исполнения последними не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в материалах правоприменительной практики [4, с.

162]. По мнению А. Ю. Винокурова, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями признается исполнение законов судебными приставами-исполнителями, законность и обоснованность принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, вынесение правоприменительных документов судебными приставами-исполнителями, а также законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов-исполнителей [5, с. 667]. Таким образом, в силу того обстоятельства, что принудительно исполняются не только судебные решения, но и акты других государственных органов, место службе судебных приставов отведено место в системе органов исполнительной, а не судебной власти.

В этой связи прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется рядом особенностей. Библиографический список

  • Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. О.Т. Анкудинова. изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 480 с.
  • Смирнов А.Ф. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Ф. Смирнов, А.А. Усачев. М.: Юрайт, 2016. 402 с.
  • Сушина Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 160–168.
  • Винокуров А.Ю. К вопросу об идентификации понятия «прокурор» при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 665–672.
  • Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами: Указание Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (документ опубликован не был).

Количество просмотров публикации: Please wait

Какие проверки осуществляет прокурор?

Прокурорский надзор — закон должен соблюдаться!Уполномоченный генеральный прокурор отвечает за выполнение таких действий во время проверки работы приставов:

  • Принимаются ли все необходимые меры по поискам граждан, за которыми есть ;
  • Принимаются ли все необходимые меры, соблюдаются ли все правила работы с исполнительной документацией;
  • Правомерность наложения ареста на собственность граждан или организаций судебными приставами;
  • Осуществляется контроль за соблюдением всех правил проверки той или иной документации.
  • Осуществляется ли принятие во внимание ходатайства в вопросах , составленные в отношении судебных приставов;

При осуществлении надзора, направленного на обеспечение определенных правил работы судебных инстанций, проверяется следующее:

  1. Обеспечение мер безопасности государственных служащих, участвующих в судебных заседаниях;
  2. Правомерность привлечения к участию в судебном заседании граждан, уклоняющихся от явки;
  3. Безопасность проведения всех без исключения судебных заседаний;
  4. Взаимодействие уполномоченных судебных приставов с сотрудниками силовых структур в вопросах работы с лицами, находящимися под стражей;
  5. Контроль за соблюдением установленных сроков полного выполнения составленных исполнительных листов.
  6. Качество подготовки отдельных помещений, необходимых для проведения всех необходимых процедур, связанных с судебным производством;
  7. Выполнение отданных распоряжений и отдельных исполнительных решений, принятых судьей;
  8. Использование судебными приставами специальных средств, предназначенных для силового воздействия;
  9. Контроль за предоставлением на конкретные судебные разбирательства необходимых вещественных доказательств;

Перечислим разновидности составляемых исполнительных листов:

  • Составленных в общепринятом порядке с учетом стандартов организаций, выполняющих работу по контролю за взысканием материальных ценностей с отметкой банковской или какой-либо другой финансовой организации;
  • Документы, оформляемые судебными инстанциями, на основании постановлений Международной комиссии коммерческого арбитража, а также других органов на протяжении шестимесячного срока;
  • Постановлений организаций или отдельных сотрудников, уполномоченных разрешать спорные вопросы в отношении административных правонарушений.
  • Документы комиссий, ответственных за ;
  • Листы, выдаваемые в течение трех месяцев после восстановления истекшего трехлетнего срока;
  • Документы, оформляемые на основании составленных судебных распоряжений на протяжении трехлетнего срока;

Для заполнения каждой разновидности документов используется общепринятая форма.Главный прокурор РФ, а также находящиеся у него в непосредственном подчинении государственные служащие обязаны осуществлять проверку правомерности работы отдельных государственных учреждений, судебных инстанций, а также приставов.

Необходимость в прокурорском надзоре всегда будет оставаться актуальной.Организация прокурорского надзора за соблюдением законов в местах лишения свободы — тема видеосюжета:ПоделитьсяВКонтактеКлассWhatsAppTelegram

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи

Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений.

Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.

Две группы судебных приставов

Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:

  1. Конституционный Суд России;
  2. Верховный Суд России;
  3. суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
  4. Высший Арбитражный Суд России.

Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.

Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.

Категории

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

УКАЗАНИЕот 12 мая 2009 года N 155/7 В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу , а также внесением изменений в , руководствуясь ,обязываю:1.

Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.1.1.
Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.1.1.

Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:законности принимаемых решений;своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;уважения чести и достоинства гражданина;неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.1.3.

Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения.

Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.1.4.

При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке .

По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.1.8.

При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.1.10.

На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:применять предоставленные , , и полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном (невыполнение законных требований прокурора).1.12.

При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.1.13.

Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства.

Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В своей деятельности руководствоваться .1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.2.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.3.

Признать утратившим силу 4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.Генеральный прокурорРоссийской Федерациидействительныйгосударственный советникЮ.Я.Чайка Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:официальный сайт Генеральной прокуратурыРоссийской Федерацииwww.genproc.gov.ruпо состоянию на 12.05.2014

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ 12.05.2009 № 155/7 Москва Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», О Б Я З Ы В А Ю : 1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов: законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. 1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения. 1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. 1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам. 1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора: применять предоставленные ст.

45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба; возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган. 1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства.

Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137

«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

.

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить: на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов; на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам; на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов. В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами»

. 4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников. Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник Ю.Я.Чайка

Прокуратура разъясняет. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Одним из направлений работы органов прокуратуры Ленинградской области является осуществление надзора за исполнением законов судебными приставами.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами системы ФССП России установлен положениями ст.

1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.

19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Данное направление надзорной деятельности имеет свои особенности, которые регламентированы, Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

.

Прокурор не только осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами, но и выступает в качестве стороны исполнительного производства – взыскателя в исполнительных производствах, возбужденных по его заявлению. Например, по исполнительным документам, выданным судами на основании вступивших в законную силу судебных актов по искам прокурора к органам местного самоуправления о приведении дорожной сети в нормативное состояние.

В последнем случае прокурор пользуется не только полномочиями, установленными ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», но и ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В том случае, когда прокурор не является стороной исполнительного производства и проверяет материалы соответствующего исполнительного производства на основании поступивших жалоб и обращений граждан, он использует надзорные полномочия, закрепленные в ст. ст. 22, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Например, прокурор может принести протест на постановление судебного пристава-исполнителя об аресте имущества должника, иные постановления, которыми ущемлены права и интересы заявителя, когда такие постановления вынесены с нарушением закона.

Необходимо отметить, что прокурор при осуществлении надзора не подменяет иных должностных лиц, уполномоченных принять меры к защите интересов граждан. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации – начальник УФССП России по Ленинградской области и старшие судебные приставы – начальники территориальных отделов, начальник межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ленинградской области наделены широкими полномочиями по контролю за деятельностью подчиненных должностных лиц. В связи с этим обращения, ранее не рассматривавшиеся в прокуратуре, направляются с контролем главному судебному приставу Ленинградской области либо старшим судебным приставам – начальникам отделов УФССП России по Ленинградской области.

Прокуратурой Ленинградской области на системной основе проводится анализ состояния законности в указанной сфере правоотношений.

Практика прокурорского надзора показывает, что именно благодаря эффективному ведомственному контролю можно устранить основную массу нарушений, допускаемых судебными приставами-исполнителями.

Вмешательство органов прокуратуры области осуществляется, как правило, когда меры ведомственного характера не принесли положительного результата.

При этом прокурор вправе брать объяснения от виновных в нарушениях закона должностных лиц, также непосредственно – от соответствующих руководителей. Вместе с тем, вопрос о дисциплинарной ответственности конкретных должностных лиц может ставиться только в представлении прокуратуры области, направляемом на имя главного судебного пристава – начальника УФССП России по Ленинградской области.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.11, кандидат юридических наук Пак, Валерий Александрович

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования работы органов прокуратуры по поддержанию должного состояния законности в деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и важностью роли прокурорского надзора за исполнением законов этими должностными лицами.

Вопрос о потребности в осуществлении прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов возник с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в пункте 4 ст. 19 которого закреплено, что «надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры»1.
19 которого закреплено, что

«надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»

осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры»1.

Выделение на законодательном уровне надзора за исполнением законов судебными приставами как самостоятельной отрасли (направления) прокурорского надзора произошло в связи с принятием Федерального закона 10.02.1999 №31-Ф3

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

, которым п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» был дополнен словами «надзор за исполнением законов судебными приставами»2.

С этого времени одним из наиболее актуальных и значимых направлений научных исследований стало рассмотрение различных аспектов и проблем обеспечения надлежащего надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, тогда как вопросам надзора за деятельностью судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности 1 О судебных приставах : федер. закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

— 1997. — № 30. — ст. 3590. -у О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: федер. закон от 10.02.1999 № 31-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999.—№7.— ст. 878. судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) уделялось незначительное внимание.

Вместе с тем деятельность судебных приставов по ОУПДС не менее значима по сравнению с деятельностью судебных приставов-исполнителей, так как она напрямую связана с соблюдением прав и свобод, обеспечением безопасности различных субъектов судопроизводства, нередко направлена на ограничение конституционных прав граждан. Так, только в 2012 году судебными приставами по ОУПДС выполнено более 6 600 ООО заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний и около 5 200 000 заявок на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий. Принудительно доставлено на основании постановлений судов, судебных приставов-исполнителей и дознавателей службы судебных приставов 954 232 человека1.

Должностными лицами ФССП России, в том числе и судебными приставами по ОУПДС, в 2012 году возбуждено 475 586 дел об административных правонарушениях, существенная часть из которых (194 599 дел) рассмотрена должностными лицами ФССП России. Из дел, рассмотренных судами, прекращено 1 729 производств, свыше 41 % которых прекращены за отсутствием события или состава административного правонарушения2.

Повышенное внимание осуществлению прокурорского надзора за судебными приставами по ОУПДС обусловливается рядом факторов: — судебные приставы по ОУПДС при выполнении своих обязанностей по осуществлению приводов, оказанию содействия судебным приставам-исполнителям и дознавателям непосредственно участвуют в применении мер процессуального и иного принуждения к гражданам и юридическим лицам, допуская при этом нарушения закона; 1 О работе территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов : письмо заместителя Директора ФССП от 19.02.2013 № 2/03-3978-РС // Архив ИЮИ (ф) А ГП РФ. ■у О реализации полномочий административной юрисдикции : письмо Директора ФССП от 29.01.2013 № 12/04-1771 -АП // Архив ИЮИ (ф) А ГП РФ. — судебные приставы по ОУПДС при осуществлении своих обязанностей систематически применяют физическую силу и специальные средства по отношению к гражданам, попадающим в сферу судебного и исполнительного производства; — судебные приставы по ОУПДС в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» и КоАП РФ обладают широкими администра-тивно-юрисдикционными полномочиями по отношению к гражданам, попадающим в сферу их деятельности; — ненадлежащее исполнение или неисполнение судебными приставами по ОУПДС возложенных на них обязанностей препятствует реализации гражданами и иными лицами права на рассмотрение судами дел в разумные сроки, а также ставит под угрозу безопасность судей, лиц, участвующих в деле, в том числе и прокуроров, и иных субъектов, присутствующих в судебных заседаниях; — в настоящее время численность судебных приставов по ОУПДС в Федеральной службе судебных приставов превышает 22 тыс.

человек, на вооружении которых находится современное боевое (в том числе автоматические) оружие, что обусловливает необходимость проверок правомерности его приобретения, хранения, ношения и использования. Кроме того, в процессе своей деятельности судебные приставы по ОУПДС нередко допускают нарушения закона, ограничивающие конституционные права граждан: на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения (соответственно ст.

ст. 22, 25 и 27 Конституции РФ). Зачастую данные нарушения допускаются из-за несовершенства правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, в силу отсутствия надлежащего ведомственного контроля, а также в результате умышленных противоправных действий отдельных приставов.

Ослабление прокурорского надзора за исполнением законов данной категории судебных приставов в условиях допускаемого законом применения ими мер принудительного характера, несомненно, сказывается на состоянии законности в сфере соблюдения прав и свобод граждан.

В связи с этим исследование специфики прокурорского надзора за исполнением законом судебными приставами по ОУПДС, позволяющее выявить проблемные вопросы в осуществлении рассматриваемого направления надзорной деятельности прокуроров и высказать обоснованные предложения по совершенствованию соответствующей работы и действующего законодательства, является актуальным на современном этапе функционирования органов прокуратуры.

Степень научной разработанности темы исследования.

Несмотря на очевидную значимость необходимости осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС, какие-либо специальные комплексные научные исследования вопросов совершенствования прокурорского надзора в данной сфере деятельности практически отсутствуют и в юридической литературе широко не освещены. Как показал анализ юридической литературы, проблемы, касающиеся прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС, входили в круг интересов немногих учёных, таких как В. Н. Галузо, О. А. Галустьян, которые не признавали актуальность надзора на данном направлении.

Отдельные авторы, например, И. С. Викторов, соглашаясь с тем, что надзор за деятельностью судебных приставов по ОУПДС должен входить в сферу прокурорского надзора, тем не менее, склоняются к тому, что интересы прокурора в основном ограничивается рамками обеспечения законности в сфере исполнительного производства. Специальные исследования, касавшиеся прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, проводились в кандидатских диссертациях С.

Н. Бочаровой

«Совершенствование прокурорского надзора в исполнительном производстве: проблемы теории и практики»

(М., 2002 г.); Т.

Г. Воеводиной

«Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам»

(М., 2002 г.); Ю.

Н. Гринько

«Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав человека и гражданина при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами исполнителями»

(М., 2004 г.). Однако, эти авторы, как следует из названий приведённых диссертаций, в своих работах проводили исследования вопросов, преимущественно связанных с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.

Фактически только А. Ю. Винокуров в своих работах выделяет надзор за судебными приставами в самостоятельное направление (отрасль) прокурорского надзора и при этом разделяет надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями и надзор за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС, исходя из особенностей задач и полномочий разных категорий судебных приставов1. Таким образом, проблема реализации органами прокуратуры полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС в теории прокурорского надзора на диссертационном уровне не исследовалась с точки зрения комплексности и взаимообусловленности с полномочиями по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.

Разрешение проблем, препятствующих осуществлению эффективного прокурорского надзора на рассматриваемом направлении, предопределяет необходимость исследования автором избранной тематики. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прокурором совокупности полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и 1 См.: Винокуров А.

Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами (проблемы организации и правового регулирования) : пособие. — М.: МНЭПУ, 2000; Винокуров А.

Ю. Прокурорский надзор и отраслевая идентификация сферы исполнительного производства // Исполнительное право. — 2012. — № 2. должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, обеспечивающими руководство их деятельностью и контроль за ней.

Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, закономерности, присущие рассматриваемой деятельности, и проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры в процессе её осуществления, а также особенности нормативно-правового регулирования функциональной работы прокуроров и судебных приставов.

Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, закономерности, присущие рассматриваемой деятельности, и проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры в процессе её осуществления, а также особенности нормативно-правового регулирования функциональной работы прокуроров и судебных приставов. Целями диссертационного исследования являются: — определение и обоснование места прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС в надзорной деятельности прокуратуры и её отрасли — надзора за исполнением законов судебными приставами; — разработка теоретической и методологической базы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС в целях восполнения пробелов в науке о прокурорской деятельности и практических рекомендаций по осуществлению рассматриваемого направления надзорной деятельности; — формулирование обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов по ОУПДС и регулирующего прокурорский надзор за исполнением ими законов. Для достижения поставленных целей определены следующие задачи: — дать сравнительно-правовую оценку правовым актам, характеризующим историю становления и развития службы судебных приставов как органа, обеспечивающего установленный порядок деятельности судов; — проанализировать законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов по ОУПДС и разработать предложения о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты; — проанализировать практику прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и практику ведомственного контроля в Федеральной службе судебных приставов за законностью деятельности судебных приставов по ОУПДС; — изучить состояние законности в сфере деятельности судебных приставов по ОУПДС; — установить и систематизировать типичные нарушения законов, допускаемые в деятельности судебных приставов по ОУПДС; — определить предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — выявить имеющиеся проблемы в организации работы и непосредственной деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — предложить пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — разработать методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — проанализировать организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации по регламентации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и подготовить проект соответствующего указания Генерального прокурора Российской Федерации с учётом результатов диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) и частнонаучные методы познания. Сравнительно-исторический метод использован в качестве инструмента познания эволюции института судебных приставов по ОУПДС и прокурорского надзора в данной сфере. Формально-юридический метод применен для классификации и систематизации диссертационного материала, а также для анализа законодательства, регламентирующего вопросы прокурорского над- зора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС.

Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале. Структурно-системный анализ позволил исследовать особенности прокурорского надзора применительно к структуре органов Федеральной службы судебных приставов и направлениям деятельности судебных приставов по ОУПДС, определить наиболее эффективные методы и средства надзора в данной сфере.

Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации» и «О судебных приставах», действующее административное, гражданское процессуальное, исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации и Директора ФССП России. Эмпирическую базу исследования составляют материалы, полученные в результате изучения автором докладов прокуроров субъектов Российской Федерации об итогах работы за 2010, 2011 и 2012 гг., представленных в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также материалы управлений по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратур Иркутской, Кемеровской областей и прокуратуры Республики Бурятия в части, касающейся надзора за исполнением законов судебными приставами (докладные записки горрайпрокуроров (38), представления (24) и информационные письма (8). В работе использованы материалы судебной практики, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, материалы Федеральной службы судебных приставов (справки о результатах комплексных, инспекционных и иных проверок управлений ФССП по субъектам Российской Федерации, методические рекомендации ФССП России, письма, анализы, обзоры).

Кроме того, использованы результаты анкетирования: — 346 судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов структурных подразделений Управления ФССП России по Иркутской области; — 70 государственных обвинителей — старших помощников и помощников прокуроров городов и районов, обучавшихся в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в декабре 2009 г. и в апреле 2010 г.; — 45 прокуроров городов и районов, обучавшихся в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ноябре 2011 г. При написании диссертационного исследования и определении главных аспектов проблемы использовался личный опыт работы автора в должности Братского транспортного прокурора и начальника отдела ВосточноСибирской транспортной прокуратуры, а также опыт работы в период с 2002 по 2005 гг.

в должностях начальника отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления ФССП России по Иркутской области и заместителя главного судебного пристава Иркутской области.

Теоретической базой исследования послужили труды советских и российских правоведов по общей теории права, прокурорскому надзору, уголовному процессу, гражданскому процессу, исполнительному производству и административному праву. Разработка отдельных вопросов исследования в области прокурорского надзора, включая надзор за исполнением законов судебными приставами, и иной деятельности прокуратуры основана на научных трудах таких учёных, как А.

И. Алексеев, И. А. Андреев, В. И. Басков, В. Г. Бессарабов, С.

Н. Бочарова, И. С. Викторов, А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров, Т.

Г. Воеводина, В. Н. Галузо, О. А. Галустьян, Д. А. Гонибесов, Ю. Н. Гринько, В. Г. Даев, А. В.

Ендольцева, А. X. Казарина, Ф.

М. Кобзарев, М. Н. Маршунов, Н. В. Мельников, В. П. Рябцев, А. Н. Савенков, A. Ф. Смирнов, Н.

В. Субанова, А. Я. Сухарев, А. А. Чувилев, В. Б. Ястребов и другие.

Исследование вопросов, затрагивающих историю и деятельность судебных приставов в России, осуществлено с учетом трудов таких авторов, как Д.

С. Амиров, Н. Н. Бакурова, И.

Д. Беляев, Г. С. Вайнштейн, Ю. В. Гепп, B. М. Голубев, Е. В.

Горбачёва, В. В. Захаров, Т. А.

Зезюлина, О. А. Иванова, В. Ю.

Карпов, Б. М. Магомедов, В. А. Маслов, Д. В. Павин, О. В. Попова, В. В. Степанюк, П. С. Тройно, Ю.

А. Яцык. Вопросы, которые касались иных сфер юридической науки, разрабатывались на основе трудов таких авторов, как Н. В. Витрук, О. В. Гречишникова, А.

Н. Ежов, М. В. Кучугура, В. А. Лазарева, Ю. В. Кувалдина, В. Д. Перевалов, К. В. Задерако, И.

С. Кокорин, А. А. Ложевский, О.

Е. Михайлова, М. В. Мосин, С. Е. Чаннов. Помимо теоретических исследований источниками настоящей работы стали нормы Российского законодательства ХП-ХХ веков и действующего законодательства Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая диссертация является фактически первым в науке о прокурорской деятельности в контексте такого её направления, как прокурорский надзор, комплексным монографическим научным исследованием вопросов, связанных с проблемами организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Автором дано теоретико-правовое обоснование сущности данного направления надзора, отражена его историческая важность и подчеркнута необходимость исследования практических особенностей надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, доказана его практическую значимость, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, регули- рующего вопросы как деятельности судебных приставов по ОУПДС, так и прокурорского надзора за исполнением ими законов. На защиту выносятся следующие положения: 1.

Обоснование исторической значимости существования в России должностных лиц, которые имели полномочия, функционально схожие с полномочиями современных судебных приставов, и закономерности восстановления в конце ХХ-го столетия в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» института судебных приставов с разделением их на две компетенционно обособленные категории — судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. 2. Выделение в характеристике состояния законности в сфере исполнения законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов таких негативных факторов, как: — нарушение конституционных прав граждан на доступ к правосудию при обеспечении безопасности судов; — нарушения закона при применении к гражданам физической силы и специальных средств при осуществлении приводов и оказании содействия судебным приставам-исполнителям; — нарушение законодательства об оружии в части допуска судебных приставов по ОУПДС к огнестрельному оружию и обеспечения его сохранности и др. 3. Вывод о том, что специфика реализации судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочий, в том числе сопровождаемая возможностью применения ими огнестрельного оружия и специальных средств, создаёт проблемы с реализацией гражданами прав и свобод, требует акцентирования внимания прокуроров на вопросах соблюдения законности в рассматриваемой сфере общественных отношений.

При этом основными направлениями прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов являются: — надзор за исполнением законов при обеспечении безопасности судов, судей, присяжных заседателей и иных участников судопроизводства; — надзор за исполнением законов при осуществлении приводов граждан и должностных лиц в суд, к судебным приставам-исполнителям и дознавателям службы судебных приставов; — надзор за исполнением законов при оказании содействия судебным приставам-исполнителям при проведении исполнительных действий; — надзор за исполнением законов при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; — надзор за исполнением законов при обеспечении сохранности огнестрельного оружия и специальных средств; — надзор за исполнением законов при реализации административно-юрисдикционных полномочий; — надзор за исполнением законов при осуществлении принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства. 4. В виду отсутствия в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» положений о предмете надзора за исполнением законов судебными приставами и о полномочиях прокурора в рассматриваемой сфере имеет место ситуация неопределённости в идентификации рассматриваемого направления надзорной деятельности по отраслевому признаку.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость включения в Раздел III Закона о прокуратуре отдельной главы о надзоре за исполнением законов судебными приставами, раскрывающей сущность и особенности надзора в зависимости от выполняемых судебными приставами функций и полномочия прокурора в данной сфере деятельности (Глава 3.1). При этом характер полномочий должен соотноситься со спецификой функционального разделения деятельности судебных приставов и быть достаточным для выполнения прокурорами стоящих перед ними задач. 5. Авторское определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, под которым понимается соблюдение указанными лицами Конституции Российской Федерации и исполнение законов при реализации предусмотренных законодательством полномочий в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, оказания содействия осуществлению исполнительного производства и дознания, применения мер ад-министративно-юрисдикционного характера, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

6. Вывод о необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов по ОУПДС, и обоснование внесения следующих изменений: а) Федеральный закон «О судебных приставах» дополнить нормами: — регламентирующими основания и порядок осуществления приводов граждан в суд, к судебным приставам-исполнителям и к дознавателям службы судебных приставов (п.п. 1, 2 ст. 11); — устанавливающими право судебных приставов по ОУПДС осуществлять пропускной режим в здание и помещения суда, производя без соблюдения специальной процедуры (понятые, протокол и т.п.) осмотр вещей у посетителей суда при отсутствии информации о наличии при них запрещённых к проносу предметов, то есть в профилактических целях обеспечения безопасности суда, судей, присяжных заседателей и иных участников судопроизводства (п. 2 ст. 11); — определяющими порядок, условия и пределы применения огнестрельного оружия старшими судебными приставами и их заместителями (ст.

ст. 15 и 18); б) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнить положением о том, что судебные приставы по ОУПДС осуществляют приводы не только по постановлениям судов, но и по постановлениям дознавателей Федеральной службы судебных приставов (ст. 113 УПК РФ). Кроме того, в целях выработки единообразного подхода к обеспечению безопасности судов, судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, необходимо законодательно предусмотреть издание Типовых правил поведения в суде, а также Правил проведения досмотра граждан в зданиях и помещениях судов, утверждение которых возложить либо на Правительство Российской Федерации, либо на Министерство юстиции Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (совместный приказ). 7. Авторский проект указания Генерального прокурора Российской Федерации

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов»

.

Теоретическая значимость проведённого исследования определяется его комплексностью и новизной. Содержащиеся в нём анализ и выводы могут способствовать дальнейшей разработке положений современной теории прокурорской деятельности в контексте основной функции, осуществляемой органами прокуратуры — прокурорского надзора, а также проведению более углубленных специальных исследований проблем организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования содержащихся в ней выводов и предложений: — в практической деятельности прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, в том числе при обеспечении ими установленного порядка деятельности судов; — в учебном процессе при преподавании курса «Прокурорский надзор», а также при подготовке лекций, учебников, учебных пособий и методических материалов для образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования по специальности «юриспруденция»; — в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства о прокуратуре и о судебных приставах.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена в отделе проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере административных правоотношений Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основные теоретические положения и выводы, научно-практические рекомендации изложены автором в тринадцати научных публикациях, в том числе в пяти изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России. Общий объём опубликованных работ составляет 7,1 печатных листа. Результаты исследования докладывались на пяти конференциях: III Международной научно-практической конференции

«Государство и правовые системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона: перспективы сотрудничества с Российской Федерацией»

(г.

Улан-Удэ, 17-19 июня 2010 г.); Международной научно-практической конференции

«Законность и правопорядок на современном этапе развития общества»

, организованной Краснодарским центром научно-технической информации (г. Краснодар, 31 октября 2012 г.); научной конференции

«Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации»

, проведённой на юридическом факультете Московского гуманитарного университета (г. Москва, 22 ноября 2012 г.); VII международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции» (г.

Москва, 28 ноября 2012 г.); международной заочной научно-практической конференции «Государство и право в современных условиях», организованной НК «Сибирская ассоциация консультантов» (г. Новосибирск, 3 декабря 2012 г.).

Материалы исследования внедрены и использованы: — в учебном процессе при проведении лекционных и практических занятий по курсу прокурорского надзора на юридическом факультете в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Акт о внедрении в учебный процесс результатов диссертационного исследования от 16.01.2013); — в практике работы прокуратуры Иркутской области при организации и проведении проверок состояния законности в деятельности судебных приставов Управления ФССП по Иркутской области (Акт о внедрении в практику прокуратуры Иркутской области результатов диссертационного исследования от 25.02.2013). Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+