Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Практические задачи по конституционному праву с ответами

Практические задачи по конституционному праву с ответами

Практические задачи по конституционному праву с ответами

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право России Вариант: 1 Выполнил студент ЮВ-01 группы отделения заочного и очно- заочного (вечернего) обучения ___________Мельникова____________ ____________Регина Сергеевна_______ имя, отчество Телефон 8-923-658-83-80 Преподаватель к.э.н., доц. Барышников Е.Н. ОЦЕНКА _________________________ «_____»_____________20 г. Подпись__________________________ Барнаул 2011 г.

Задача №1 . Гражданин Республики Казахстан Алджибаев родился в 1960 году в г.

Барнауле Алтайского края. После окончания в 1985 году Алтайского государственного университета уехал на постоянное место жительства в Казахстан.

В 2010 году перед ним встал вопрос о возвращении на постоянное место жительства в Алтайский край и оформлении российского гражданства.

По какому основанию возможно приобретение российского гражданства?

Каков порядок решения данного вопроса?

Ответ: В связи с тем, что Гражданин Алджибаев является уроженцем РСФСР и имел гражданство бывшего СССР, после оформления соответствующего вида на жительство он вправе обратиться по вопросу приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (без соблюдения условий о сроке проживания) в соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации». (в редакции от 28.06.2009г.) Порядок решения данного вопроса: 1. Необходимо подать заявление а) В соответствии с п.

«б» части 1 ст.32 Федерального закона от 31.05.2002г.

№62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред.

от 28.06.2009г.) гражданину Алджибаеву необходимо подать заявление (в 2-х экземплярах) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящееся за её пределами, а так же документ, подтверждающий его личность, оригинал которого подлежит возврату заявителю.

б) В соответствии с п.2 и 3 ФЗ — 62 заявление подаётся заявителем лично, в случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

в) В соответствии с п.1 и 2 ст.33 ФЗ — №62 заявление необходимо составлять письменно по установленной форме (форма определяется Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 ( ред. 19.08.2009 г., с изм.

от 22.10.2009г.)

«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

). Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

(В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется, уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. 2. Необходимо предоставить следующий перечень документов в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от 14.11.2002 г.

№ 1325 ( ред. 19.08.2009 г., с изм. от 22.10.2009г.)

«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

). а) документы, удостоверяющие его личность, б) гражданство либо отсутствие гражданства, в) а также документы, подтверждающие место жительства заявителя.

Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. В соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 (ред. 19.08.2009 г., с изм.

от 22.10.2009г.)

«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

). а) представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом № 62 – ФЗ оснований и соблюдение условий приобретения гражданства Российской Федерации, б) три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), в) а также квитанция об оплате государственной пошлины ( Необходимо оплатить государственную пошлину в размере – 2000 рублей ( в соответствии с п. 1 ст.333.28 НКРФ (часть вторая) от 05.08.2000г.

№ 117 – ФЗ в ред. от 03. 11.2010г. (принят ГД ФС РФ 19.07.200г.). В соответствии со ст. 10 Указа Президента РФ от 14.11.2002 г.

№ 1325 ( ред. 19.08.2009 г., с изм. от 22.10.2009г.)

«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

). а) вид на жительство; б) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности); в) документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства; г) заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды; В соответствии с п.

г ст. 14 лицо, родившееся на территории РСФСР и имевшее гражданство бывшего СССР должно предоставить: а) свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим, что заявитель родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР в прошлом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения; В соответствии с п.3 ст.35 ФЗ № 62-ФЗ Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами (Федеральная миграционная служба России). В соответствии с п. 4 ст.35 Федерального Закона № 62-ФЗ рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Заявление по вопросам гражданства подлежит государственной регистрации.

Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. При подаче заявления об изменении гражданства (приеме, восстановлении, выходе) заявителю выдается справка о принятии заявления к рассмотрению, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) комментируемого Закона, на основании которой подано заявление.

В соответствии с п. 1 ст. 37 гражданство Российской Федерации приобретается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы. Задача № 2. За три дня до проведения выборов главы города Барнаула Алтайского края и депутатов Барнаульской городской Думы житель краевого центра Тюрин за совершение преступления особой тяжести был осужден Алтайским краевым судом к 15 годам лишения свободы.
Задача № 2. За три дня до проведения выборов главы города Барнаула Алтайского края и депутатов Барнаульской городской Думы житель краевого центра Тюрин за совершение преступления особой тяжести был осужден Алтайским краевым судом к 15 годам лишения свободы.

В день выборов, находясь в изоляторе временного содержания г. Барнаула, он потребовал допустить его к участию в выборах.

Вправе ли гражданин Тюрин участвовать в выборах? Если да, то каким образом возможно такое участие?

Изменится ли решение, если Тюрин – житель Кытмановского района Алтайского края и речь идет о выборах органов местного самоуправления данного муниципального образования? Ответ: А) Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в ред.

№ 67- ФЗ

« Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

( в ред.

от 04.10.2010г.) не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Но данная норма не применима к гражданину Тюрину, т.к.

на момент выборов приговор суда не вступил в силу в соответствии с п.1 ст. 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001№ 154 – ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010), который говорит о том, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

Согласно п.1 ст. 356 УПК срок обжалования приговора суда первой инстанции составляет 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, а в случае с гражданином Тюриным, на момент выборов, прошло всего 3 дня с момента провозглашения приговора и он в этот момент находился в изоляторе временного содержания.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что Гражданин Тюрин имеет право участвовать в выборах. Б) В соответствии с п.16 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002г.

№ 67- ФЗ

« Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

( в ред. от 04.10.2010г.) гражданину для реализации своих прав на выборах гражданину Тюрину должны предоставить справку установленной формы в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок устанавливается постановлением Правительства РФ 02.07.2003г.

№ 391(для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, не имеющим паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа, администрацией указанных мест содержания выдается справка по форме, определяемой совместно Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации) В) В случае, если Тюрин – житель Кытмановского района Алтайского края и речь идет о выборах органов местного самоуправления данного муниципального образования, то ситуация не каким образом не поменяется, данный вывод подтверждается ст.3 Федерального закона от 26.11.1996г. (ред. от 09.11.2009) № 138-ФЗ

«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

, которая гласит о том, что не имеют права избирать в органы местного самоуправления граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, но, как говорилось выше, в отношении гражданина Тюрина приговор суда на момент выборов не вступил в силу, соответственно он имеет право на участие в выборах. Задача № 3. Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума по вопросу преобразования России из федеративного государства в унитарное государство.

Основанием послужили решения избирательных комиссий 36 субъектов РФ о регистрации соответствующих региональных подгрупп. Оцените ситуацию. Действия центральной избирательной комиссии, зарегистрировавшей инициативную группу по проведению референдума на основании решений избирательных комиссий 36 субъектов РФ, можно считать неправомерными, т.к.

согласно п.2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004г. № 5 – ФКЗ (ред. от 24.04.2008г.) «О референдуме Российской Федерации», инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации, а в её состав на сегодняшний момент в соответствии с п.1ст.65 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) входят 83 субъекта.

Следовательно, основанием для регистрации Центральной Избирательной Комиссией инициативной группы могло бы послужить решение избирательных комиссий, как минимум, 42 субъектов РФ.

Задачи по конституционному праву

  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил для опубликования в «Российскую газету» федеральный конституционный закон, федеральный закон (по которому Федеральное Собрание преодолело вето Президента РФ), Постановление Государственной Думы. Правомерны ли эти действия? Какие акты направляет на опубликование Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации?

Действия Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации правомерны только в части направления для опубликования в «Российской газете» постановления Государственной Думы.

В остальном его действия не правомерны, так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

  • В связи с резким ростом цен на зерно и мясопродукты в Краснодарском крае и Волгоградской области был запрещён вывоз указанной продукции с территорий указанных субъектов. Дайте конституционную оценку данной ситуации.

В данном случае были нарушены условия конкуренции и свободы предпринимательской деятельности, юридическое равенство субъектов (гражданского) торгового оборота. Положения нормативного акта запрещающего вывоз продукции за территорию субъектов противоречили п. 1 ст. 8 Конституции РФ (В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности) и п.

3 ст. 1 ГК РФ ( Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей), в соответствии с которыми в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств, свобода экономической деятельности

  • Суд Э-ской области приговорил П. к пяти годам лишения свободы. На основании данного приговора П. на время пребывания в исправительно-трудовом учреждении был лишён права на получение пенсии по возрасту. Правомерно ли П. лишён права на получение пенсии?

Лишение права П. на получение пенсии не правомерно.

На основании Статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пункт 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерацииот 08.01.1997 N 1-ФЗ устанавливает право на обязательное государственное пенсионное обеспечение лиц осужденных к лишению свободы или привлеченные к труду.

«Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

. Но из пенсий осужденных производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 УИК.

  • Гражданин России Д. переехал на постоянное место жительства в Америку, приобрёл там гражданство США (т. е. стал иметь двойное гражданство России и США). Возвратившись домой, в Россию, этот человек обнаружил, что его исключили из списка избирателей, как иностранного гражданина. Потом ему отказали в приёме на государственную службу РФ, а затем и на другие работы (дворником, посудомойкой), сославшись на то, что приоритет в приёме на работу имеют российские граждане. В связи с таким положением дел Д. отказывается платить подоходный налог, заявляя, что заплатит его в Америке, так как между США и Россией существует соглашение об исключении двойного налогообложения, а также отказывается принять повестку в армию, заявляя, что будет служить в США. Оцените правильность указанных утверждений?
Рекомендуем прочесть:  Геодезическая служба г кашина

Согласно статьи 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Поэтому исключение из списков избирателей и отказы в приеме на работу не правомерны.

Статья 62 Конституции РФ устанавливает, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Согласно статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Поэтому гражданин Д. неправомерно не принимает повестку в армию.

Согласно статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Если гражданин Д. с момента возвращения прожил в России более 183 дней, то он обязан заплатить подоходный налог на территории РФ.

  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился с запросом в прокуратуру о предоставлении ему материалов по определённому делу в 5-тидневный срок. Ответ был получен Уполномоченным по правам человека в месячный срок, но Уполномоченный считает, что данные действия работников прокуратуры противоречат действующему законодательству. В связи с чем, он подал жалобу на действия работников прокуратуры в суд. Какое решение должен вынести суд?

Согласно статьи 34 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. Поэтому, суд руководствуясь положениями статьи 17.2.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может наложить на должностных лиц прокуратуры административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей за неисполнение законных требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

.

Практикум по учебному курсу «Конституционные права и свободы личности в России» (Л. А. Нудненко, 2009)

Задача В Конституционный Суд РФ поступила жалоба гражданина С. И. Хапугина, в которой оспаривается конституционность положения, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании», а также запросы Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, в которых оспаривается конституционность положений пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законы. Пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года «О языках народов Республики Татарстан» (в редакции от 28 марта 1996 года) предусматривалось, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и средних специальных учебных заведениях в равных объемах. С 28 июля 2004 года в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан

«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

, в части второй статьи 9 которого также устанавливается, что татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.

Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 года «Об образовании» (в редакции от 29 мая 2004 года). На основании пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» Ново-Савиновский районный суд города Казани отказал в удовлетворении жалобы гражданина С. И. Хапугина, поданной им в интересах несовершеннолетнего сына, о признании неправомерными действий начальника районного отдела образования Ново-Савиновского района города Казани, чьим приказом установлена обязательность изучения татарского языка в равном объеме с русским языком, а Вахитовский районный суд города Казани – в удовлетворении искового заявления о признании недействительным в той же части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Республики Татарстан.

По мнению гражданина С. И. Хапугина, поскольку примененные в его деле законоположения и соответствующее положение части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года

«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, для них – при соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума содержания основных образовательных программ – ограничивается возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также освоения дисциплин по выбору (факультативно).

Тем самым, утверждает заявитель, граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Татарстан, ставятся в неравное положение в реализации права на образование по сравнению с проживающими в других субъектах Российской Федерации, чем нарушаются гарантии данного права, закрепленные в статье 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3).

Тем самым, утверждает заявитель, граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Татарстан, ставятся в неравное положение в реализации права на образование по сравнению с проживающими в других субъектах Российской Федерации, чем нарушаются гарантии данного права, закрепленные в статье 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3). В запросе Государственного Совета Республики Татарстан, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (пункт «а» части 2) Конституции Российской Федерации, и запросе Верховного Суда Республики Татарстан, обратившегося в Конституционный Суд Российской Федерации в связи с рассмотрением конкретного дела в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, оспаривается конституционность пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 11 декабря 2002 года), согласно которому в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

Заявители утверждают, что установление графической основы алфавита как органической составной части государственного языка республики, по смыслу статей 68 (часть 2), 71, 72, 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, не относится ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, в этом вопросе республики обладают всей полнотой государственной власти; выбор графической основы алфавита государственного языка является правомочием, производным от конституционного права республики устанавливать свои государственные языки, и, соответственно, составляет исключительную компетенцию самих республик. По мнению заявителей, федеральный законодатель, предусмотрев в пункте 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», что графические основы алфавитов государственных языков республик устанавливаются федеральными законами, в нарушение статей 68 (части 2 и 3), 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации неправомерно вторгся в компетенцию этих субъектов Российской Федерации, которые вправе осуществлять в данной сфере собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; в Республике Татарстан таковым является Закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики», предусматривающий, что в Республике Татарстан восстанавливается татарский алфавит на основе латинской графики (статья 1) и что до 1 сентября 2011 года действуют одновременно два алфавита – на основе латинской графики и кириллицы (статья 3).

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются следующие нормативные положения, касающиеся статуса государственных языков в Российской Федерации: – положение пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» (в редакции части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан») и пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании», согласно которому татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах; – положения пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» о строении алфавита государственных языков республик на графической основе кириллицы и о возможности установления иных графических основ алфавитов государственных языков республик федеральными законами. Каким должно быть решение Конституционного Суда РФ?

Уроки Совы Филиновны

1. Керимов прибыл из Азербайджана к родственникам в Москву. Он устроился на работу, снял квартиру и перевез семью.

При проверке документов участковым милиционером выяснилось, что семья живет в Москве без регистрации. Был составлен про­токол о правонарушении.

«Но я ведь честно работаю и ничего незаконного не совершаю!»

— убеждал участкового Керимов.

Оцените ситуацию с точки зрения закона. Конституция РФ предоставляет гражданам РФ, а также ино­странцам и апатридам ряд конституционных свобод, в частности пра­во на свободу передвижения.

Однако следует иметь в виду, что сво­бода передвижения иностранных граждан по территории РФ обусловлена, во-первых, тем, что они должны находиться на терри­тории РФ на законном основании, а во-вторых, выполнением опре­деленных обязанностей, в частности обязанности соблюдать прави­ла регистрационного учета. Несоблюдение этих правил является нарушением норм закона.

Поэтому следует признать, что Керимов заблуждался, полагая, что он не совершает ничего незаконного. 2. Петров написал книгу, и через некоторое время она была из­дана.

Он получил гонорар. Однако затем знающие люди ему сказали, что все авторы по закону имеют право на 20-процент­ную налоговую льготу. В издательстве утверждали, что гонорар был рассчитан правильно. Петров пришел в налоговую инспек­цию, с тем чтобы выяснить, имеет ли он право на налоговую льготу.

Налоговый инспектор, кивнув на большую очередь людей с бумагами в руках, заявила, что она консультаций не дает, и по­советовала Петрову обратиться в юридическую консультацию. Оцените данную ситуацию. Законодательство, в частности п.

5.6 и 6.3 Положения о Феде­ральной налоговой службе, устанавливает, что налоговые органы имеют право и обязаны бесплатно информировать налогоплательщи­ков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты.

Поэтому отказ налогового инспектора ответить на вопрос Петрова следует признать неправомерным.

Также следует иметь в виду, что применение указанной налого­вой льготы производится по заявлению налогоплательщика. При отсутствии его инициативы ни налоговый орган, ни налоговый агент, которым в данном случае является издательство, не обязаны забо­титься об интересах налогоплательщика. Поэтому в рассматривае­мой ситуации издательство не нарушило прав Петрова и рассчитало гонорар правильно.
Поэтому в рассматривае­мой ситуации издательство не нарушило прав Петрова и рассчитало гонорар правильно. Однако Петров имеет право потребовать от на­логового органа применить указанную льготу и возвратить ему со­ответствующую часть уплаченного налога.

3. Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Врач, наблюдавший больного, в разговоре высказал мне­ние, что причиной заболевания могла быть плохая экология (се­мья Комаровой всю жизнь проживала в центре города, где прак­тически не было зелени и всегда было очень интенсивное авто­мобильное движение). Желая прояснить ситуацию с экологичес­кой обстановкой, Комарова обратилась с запросом к местным властям.

«Данные об экологической обстановке являются секрет­ными»

, — ответил ей чиновник. Прав ли чиновник? Ваши действия в этой ситуации.

Ст. 41 Конституции РФ, имеющая прямое действие, устанавли­вает, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоя­нии окружающей среды, а также на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данные об экологической обстановке не могут быть секретными.

Поэтому ответ чиновника следует признать неправомерным. 4. Валетов после окончания школы поступал в институт, но не прошел по конкурсу.

С октября он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом. В феврале ему исполнилось 18 лет, а в мае он получил повестку из военкомата с требованием явиться на призывной пункт.

Должен ли Валетов быть призван на военную службу? Имеет ли он право на отсрочку? В соответствии с действующей редакцией Закона о воинской обя­занности и военной службе право на отсрочку на время обучения имеют обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) не­государственных образовательных учреждениях начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профессиональ­ного образования.

Обучение на подготовительных курсах вузов не подпадает под данный пункт, поскольку не относится к случаям получения про­фессионального образования.

5. Николая Иванова мать воспитывала одна. Видя, как тяжело матери, он с 6 класса стал на каникулах понемногу подрабаты­вать в кооперативе, который строил и ремонтировал в ближай­ших селах несложные объекты. После окончания Колей 8 класса председатель кооператива, успевший за два года его хорошо уз­нать, предложил ему постоянную работу.

В сентябре Коля в 9 класс не пошел, а стал работать в кооперативе.

Через некоторое время мать Коли вызвали в местную админис­трацию и наложили на нее административный штраф в размере 500 р. за то, что она «бросила сына на произвол судьбы».

Законно ли применено административное взыскание?

Озна­комьтесь со ст. 19 Закона об образовании и со ст. 5.35 Кодек­са об административных правонарушениях. Ст. 43 Конституции РФ устанавливает обязанность граждан РФ получить основное общее образование (т.

е. закончить 9 классов), а также обязанность родителей обеспечить получение их детьми та­кого образования.

Однако, согласно ст. 19 Закона об образовании, подросток, достигший возраста 15 лет, может оставить школу до по­лучения общего образования, если на то будет согласие родителей и комиссии по делам несовершеннолетних местного органа управ­ления (поселковой, сельской, районной, городской администрации).

Судя по всему, на оставление учебы мать согласилась. Однако это­го мало: должно быть согласие местной администрации, обязанно­стью которой является контроль за тем, чтобы все подростки име­ли как минимум общее образование, поскольку всем известно, что неграмотные, а следовательно, несоциализированные люди — это обуза для всего общества. Орган местного самоуправления обязан принять меры к продолжению освоения Колей программы основ­ного образования, будь то вечернее обучение, экстернат или другие формы обучения.

Ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение на родителей административного штра­фа в размере от 100 до 500 р.

за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершенно­летних. По условиям задачи мать Коли упрекнуть в нарушении обязан­ности по воспитанию сына нельзя: она, как можно предположить, дала согласие на оставление учебы для работы сына в кооперативе, как этого требует ст.

19 Закона об образовании. Обязанность же обес­печить подростку трудоустройство и продолжение освоения им школьной программы возлагается на орган местного самоуправления.

Именно он должен держать связь со школой, отслеживать случаи оставления подростками школы и своевременно принимать меры. 6. После окончания учебного года классный руководитель вместе с родительским комитетом организовала для своих учеников поездку на экскурсию в село Радищево (Пензенская область), на родину знаменитого российского мыслителя и писателя А.Н. Ра­дищева. При подходе к зданию музея ребята увидели крупную надпись, сделанную черной краской: «Радищев — плейбой».

Воз­мутившись тем, что какие-то бессовестные и недалекие люди так оболгали историческую личность и испортили им настроение, ребята мелом здесь же написали еще крупнее: «Братва, пишите, что хотите, у себя дома!» Оцените действия экскурсантов с точки зрения п.З ст. 44 Кон­ституции. Конечно, следует присоединиться к негодованию по поводу пор­чи культурных памятников, однако вряд ли при этом стоит самим делать надписи. Как представляется, такие надписи, даже сделан­ные мелом, наносят ущерб памятникам старины.

Во-первых, от мела на штукатурке остаются следы, пусть и незначительные (еле заметные бороздки). Во-вторых, само по себе то, что на стене историчес­кого здания ведется письменная полемика по поводу возможности нанесения надписей, снижает ценность памятников старины, не по­зволяет иным посетителям воспринимать их такими, какими они были во времена Радищева.

Поэтому следует признать, что действия экскурсантов наруша­ют п. 3 ст. 44 Конституции РФ.

n1.docx

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУВАРИАНТ 2Екатеринбург, 20101. На основе Федерального закона от 06.10.

1999 г.

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

и Федерального закона от 11.07.2001 г.

«О политических партиях» поясните порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. ОТВЕТ: Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе внести Президенту Российской Федерации политическая партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложений результатов выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и был допущен к распределению депутатских мандатов (статья 26_1 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»).

Политическая партия вносит Президенту Российской Федерации предложения не менее чем о трех кандидатурах. Предложения о кандидатурах вносятся Президенту Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Предложения о кандидатурах вносятся после консультаций с Президентом Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение десяти дней со дня внесения представления. При внесении Президентом Российской Федерации повторного представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) указанная кандидатура рассматривается в течение десяти дней со дня внесения представления.

Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

В случае если в субъекте Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган, данное решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представление о кандидатуре может быть повторно внесено Президентом Российской Федерации не позднее семи дней со дня истечения срока принятия соответствующего решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или не позднее семи дней со дня отклонения кандидатуры, первоначально внесенной Президентом Российской Федерации. В случае если после повторного внесения Президентом Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении представленной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о ее отклонении либо отклонил указанную кандидатуру, Президент Российской Федерации проводит консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и политической партией, внесшей Президенту Российской Федерации предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент Российской Федерации вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

2. Первый заместитель прокурора области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части Закон Волгоградской области от 1 июля 2003 г.

839-ОД «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы». В обосновании заявленных требований он ссылался на то, что положения п. 3 ст. 30 оспариваемого Закона, устанавливающие, что зарегистрированный кандидат без согласия прокурора Волгоградской области не может быть привлечён к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания противоречат федеральному законодательству.

Каким должно быть решение суда? Для ответа на этот вопрос проанализируйте ст.

41 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

(в ред. от 24 июля 2007 г.). ОТВЕТ: 1. Особый порядок возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, заключения под стражу.

Правовые основания: Пункт 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях.»: Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов).

. При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации .

обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата». Срок действия особого порядка: со дня регистрации кандидата до официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии до даты выбытия.

Если предстоит повторное голосование (второй тур) для кандидатов, не участвующих во втором туре, рассматриваемая гарантия оканчивает действие в день назначения избирательной комиссией повторного голосования.

При проведении второго тура для кандидата, занявшего место выбывшего кандидата, действие рассматриваемой гарантии возобновляется (п. 5 и 6 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях.»).

2. Особый порядок наложения судом административного наказания Пункт 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях.»: .Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче . согласия . прокурор обязан.

известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата». Срок действия особого порядка: со дня регистрации кандидата до официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии до даты выбытия. Если предстоит повторное голосование (второй тур) для кандидатов, не участвующих во втором туре, рассматриваемая гарантия оканчивает действие в день назначения избирательной комиссией повторного голосования.

При проведении второго тура для кандидата, занявшего место выбывшего кандидата, действие рассматриваемой гарантии возобновляется (п. 5 и 6 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях.»).

Особый порядок не распространяется на предусмотренные КоАП случаи, когда административное наказание налагается не судом (ст. 23.1 КоАП), а органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.3. Внимательно прочитайте Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г.

«О вынужденных переселенцах» и постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. № 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.

А.Мкртчана. Кто может быть признан вынужденным переселенцем? Поясните основания приобретения и утраты статуса вынужденного переселенца, а так-же срок действия указанного статуса. Почему Конституционный Суд РФ признал лишение лица статуса вынужденного переселенца в случае, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления, не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 2,19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3)?ОТВЕТ: Согласно п.1 ст.

1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.По обстоятельствам, указанными выше, вынужденным переселенцем признается:1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 ст.

1 статьи Закона РФ «О вынужденных переселенцах».Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.Поясните основания приобретения и утраты статуса вынужденного переселенца, а так же срок действия указанного статуса. ОТВЕТ: Согласно ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства. Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение.

Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (пункт 4 статьи 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).

Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.Согласно ст.

9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»:Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;2) в связи с истечением срока предоставления статуса.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.Почему Конституционный Суд РФ признал лишение лица статуса вынужденного переселенца в случае, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления, не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 2,19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3)?ОТВЕТ:Конституционный Суд РФ признал лишение лица статуса вынужденного переселенца (в случае если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления) не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 2, чч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 45 и ч. 3 ст. 55 по следующим основаниям.

По смыслу подпункта 1 пункта 3 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», лишение гражданина статуса вынужденного переселенца в случае осуждения его за совершение преступления означает, что государство в одностороннем порядке отказывается от ранее состоявшегося официального признания гражданина вынужденно покинувшим место жительства и как следствие – от исполнения обусловленных этим статусом обязанностей по обустройству такого гражданина и содействию в восстановлении его прав и законных интересов. Тем самым гражданин утрачивает специальную государственную поддержку, права и гарантии, которые могут быть реализованы им в рамках статуса вынужденного переселенца. Лишение гражданина статуса вынужденного переселенца в связи с осуждением за совершенное преступление, т.е.

по признаку наличия судимости, не предусмотрено уголовным законодательством, оформляется решением органа миграционной службы, т.е.

применяется в административном порядке, а не в порядке уголовного судопроизводства. По сути, оно выступает в качестве дополнительной меры ответственности, которая применяется за сам факт осуждения лица за совершение преступления. Между тем в соответствии с общими принципами уголовной ответственности и ее конституционно – правовыми критериями (статья 46, часть 1; статьи 49, 50, 55, часть 3; статья 71, пункт «о»; статья 118, части 1 и 2; статья 126 Конституции Российской Федерации), конкретизированными в Уголовном кодексе Российской Федерации (статьи 1 – 8, 43 – 45, 60), наказание за совершение преступления может быть назначено только в том случае, если оно предусмотрено уголовным законом, только по приговору суда и в соответствии с требованиями справедливости и соразмерности содеянному.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+