Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Поступление целевых средств в учете нко

Поступление целевых средств в учете нко

Поступление целевых средств в учете нко

Целевые поступления некоммерческих организаций


При расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные по назначению (пожертвования, вступительные и членские взносы и пр.), указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ. СРЕДСТВА БЮДЖЕТА Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций налогом на прибыль не облагаются. Для того чтобы применять льготу, НКО должна быть бюджетополучателем, и как таковая указана в бюджетной росписи.

А поступления из бюджета должны соответствовать определениям бюджетных ассигнований и субсидий, указанных в ст.

69 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Для НКО типична ситуация, когда они получают деньги не напрямую из бюджета, а от вышестоящего органа.

Например, от администрации города. В этом случае необходимо внимательно читать договор. Если между НКО и администрацией заключен договор возмездного оказания услуг, стороны которого именуются «заказчик» и «исполнитель» (либо «сторона 1» и «сторона 2», но по сути условия возмездности соблюдаются), то поступления по такому договору являются доходами от реализации.

И облагаются не только налогом на прибыль, но и НДС. Даже в том случае, если в платежном поручении на получение средств администрации города есть запись – «НДС не облагается». Если НКО получило освобождение от уплаты НДС, то налог платить не нужно.

В бухучете такие поступления отражают по кредиту счета 90 “Продажи” субсчет «Выручка». Другое дело, если НКО указана в бюджетной росписи сама, как получатель бюджетных средств. Данные поступления являются ассигнованиями, субвенциями или субсидиями.

В этом случае полученные средства не учитываются при расчете налога на прибыль, как целевые поступления. Они отражаются на счете 86 “Целевое финансирование” и указываются в ф. № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» по стр. 250 «Прочие». НДС такие поступления так же не облагаются. Главное, чтобы бухгалтер НКО по ошибке не выставил счета-фактуры.

Главное, чтобы бухгалтер НКО по ошибке не выставил счета-фактуры. Ведь получение субсидий или субвенций реализацией не является.

Но только в том случае, если НКО использовала их по назначению. Нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст.

289 Бюджетного кодекса РФ – это направление и использование средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование бюджетных средств влечет их изъятие в бесспорном порядке.

Кроме того, статья 15.14 КоАП РФ устанавливает за данное правонарушение штрафы: – на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; – на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ ЦЕЛИ Ответ на вопрос, облагаются ли полученные пожертвования налогом на прибыль у всех НКО, является сложным.

Ранее пункт 1 ст. 582 ГК РФ содержал только 4 организационно-правовые формы НКО, которые имели право получать пожертвования: фонды, общественные организации, религиозные организации, а также учреждения некоторых видов.

Сейчас к жертвополучателям отнесены и

«иные некоммерческие организации в соответствии с Законом»

.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона № 7-ФЗ для всех НКО в качестве источника формирования имущества названы «добровольные имущественные взносы и пожертвования».

Действие данного закона не распространяется лишь на потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения.

В первую очередь это касается автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств, чья деятельность направлена не на решение проблем соответственно учредителей и членов таких организация, а на общественно полезные цели. Так как для них никаких ограничений на такой источник доходов, как пожертвования, законом не установлено, то следует считать, что эти НКО тоже вправе получать пожертвования на общественно полезные цели и не облагать их налогом на прибыль (см. письмо Минфина России от 04.06.08 № 03-03-06/4/40).

Нужен ли договор на получение пожертвования?

Гражданский кодекс РФ называет такие сделки односторонними и не обязывает оформлять их в письменном виде, так как для того чтобы сделать пожертвование, не требуется согласия получателя.

Тем не менее, так как договор пожертвования – это разновидность договора дарения, то его, в соответствии со ст. 574 ГК РФ, придется оформить письменно в случаях, когда: – даритель – юридическое лицо, и стоимость дара превышает три тысячи рублей; – договор содержит обещание дарения в будущем.

Договор о пожертвовании недвижимости подлежит государственной регистрации. Кроме того, передача пожертвования без оформления договора, только на основании какого-либо письма или вообще без документов чревата налоговыми последствиями. Например, НКО будет трудно доказать, что поступившее от родителей имущество не является родительской платой за обучение, а подарок от предприятия – не спонсорский взнос.

В договоре обязательно должны быть указаны безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество.

Даритель имеет право оговаривать в договоре использование имущества по конкретному назначению. Как оформить получение? Если организация получает пожертвование наличными, заполняется приходный кассовый ордер и его номер, дату оформления и оприходованную сумму записывают в кассовую книгу. Если деньги перечисляют через банк, то бухгалтер приходует средства на основании банковской выписки и платежного поручения.

Если же передают не деньги, а какое-либо имущество, то составляют акт приема-передачи.

Полученное имущество должно быть отражено в учете НКО по рыночной стоимости. Ее определяют по ценам, которые используются обычно при сделках по купле-продаже такого же или схожего имущества, либо с помощью независимого оценщика. В случае получения анонимного пожертвования, для подтверждения источника поступления составляют акт о принятии анонимного пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности, форма которого должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации.

В случае получения анонимного пожертвования, для подтверждения источника поступления составляют акт о принятии анонимного пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности, форма которого должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации.

Как первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п.

2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Благотворительными считаются взносы и имущество, добровольно и безвозмездно переданные в НКО.

Благотворительной деятельностью считаются и работы, которые благотворитель бескорыстно для другой организации или граждан выполняет, а также услуги, оказанные этим гражданам или организациям. Благотворительностью признаются пожертвования на строго определенные цели: социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охрану окружающей природной среды и защиты животных; охрану и должное содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Важно отличать благотворительность от спонсорства.

Если НКО не рекламирует жертвователя, то помощь является благотворительностью. Если рекламирует, то это спонсорство, и, значит, облагается налогом на прибыль. Также запрещается проводить одновременно с благотворительной деятельностью агитацию перед выборами и по вопросам референдума.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ И ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение уставной деятельности относятся вступительные и членские взносы, паевые вклады, которые формируются у НКО, организованных на основе членства (некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, общественных организаций и т.д.).

Порядок их поступлений от учредителей (участников, членов), размер и периодичность определяют учредительными документами НКО. Там же указывают условия и порядок приема в ее члены. Факт принятия лица в члены НКО фиксируют документально (например, в протоколе заседания органа управления).

На основании решения органа управления и внесения изменений в учредительные документы НКО размер вступительных и членских взносов может быть изменен. Разово менять сумму членских взносов по отношению только к одному члену нельзя.

Такие дополнительные взносы могут быть расценены инспекторами в качестве получения налогооблагаемого дохода, так как законом они не установлены. Ведь члены НКО – физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности. Кроме того, в статье 251 НК РФ дополнительные членские взносы не поименованы.

Средства, безвозмездно полученные некоммерческими организациями и не перечисленные в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Сложности могут возникнуть и, если денежные средства передают лица, не являющиеся членами НКО.

Речь идет о, так называемых, добровольных взносах.

Особенно данная проблема актуальна для автономных НКО, чье имущество полностью формируется за счет таких поступлений. Добровольные взносы, полученные ими, облагаются налогом на прибыль (письма Минфина России от 16.04.07 № 03-03-06/4/49, от 27.04.06 № 03-03-04/4/79). Можно ли получать взносы от учредителей наличными деньгами?

Да, можно, даже не пробивая чек ККМ. Бухгалтеру необходимо выписать только приходный кассовый ордер. При этом нужно учесть, что для расчетов с юридическими лицами существует ограничение в сумме – не более 100 000 руб.

(указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У). Э.С. МИТЮКОВА, к.э.н., генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»

Пример 7 — износ основного средства

Рассмотрим, как происходит начисление износа по основному средству НКО.В сентябре 2014 года НКО был приобретен автомобиль, его первоначальная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете — 180 000 руб. При постановке на учет был определен срок его полезного использования — 5 лет.

Согласно учетной политике НКО должна ежемесячно начислять износ по основным средствам.Сумма износа за год равна 36 000 руб., соответственно месячная — 3 000 руб. Таким образом, 31.10.2014 будет впервые начислен износ: Дт 010 — 3 000 — начисление износа по автомобилю за текущий месяц.Эту проводку необходимо делать ежемесячно на конец месяца, до окончательного списания стоимости автомобиля, либо до его выбытия.

Читайте также: Оценка статьи:

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)

Загрузка. Поделиться с друзьями:

Взнос на мероприятие.

НКО публикует на сайте, листовках или любым доступным способом программу мероприятия. Которая обычно состоит из описания целей/проблемы, как они будут достигнуты/решены, необходимое количество средств.

Обязательно указывается идентификатор мероприятия. Примеры основания платежа: Взнос на проведение некоммерческого мероприятия No131 «Очистка парка Измайлово», согласно уставным целям НКО. Общий отчет по проведенному мероприятию, как правило, фактическая смета расходов публикуется на сайте или другом доступном месте, чтобы все вносители средств могли с ним ознакомиться.

Публикация отчета не обязательна, но очень рекомендуема. Её отсутствие говорит о непрозрачности использования средств, появляется статус высокорискованной деятельности, что значительно повышает риск проведения проверок государственными органами и падения уровня доверия со стороны вносителей.

О некоторых особенностях налогообложения и бухгалтерского учета средств целевого финансирования, поступающих в адрес НКО

Действующее в настоящее время в России налоговое законодательство четко выделяет специфику такого вида поступлений, как средства целевого финансирования. Напомним, что в соответствии с пп.

14 п.1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ (часть 2) к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования.
При этом строго определены виды, в которых может быть осуществлено целевое финансирование, а именно:

  1. в виде грантов (денежных средств или иного имущества) в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
    • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
    • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
    • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
  2. в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
  3. в виде средств, полученных общест-вом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
  4. в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  5. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  6. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  7. гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  8. в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  9. гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  10. гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

Особое внимание следует обратить на то, что в соответствие с действующим налоговым законодательством налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Только в этом случае средства целевого финансирования исключаются из категории доходов, подлежащих налогообложению в части налога на прибыль. При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.Что касается других средств, поступающих в некоммерческие организации, то им в соответствии с п.

2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (часть 2) дополнительно предоставляется право не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению1 . При этом некоммерческие организации — получатели указанных целевых поступлений обязаны также вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности приведен в п.2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (часть 2) и является закрытым. К ним относятся:1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы2 , целевые взносы и отчисления в публично — правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования3 , признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно- учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.Что касается правил бухгалтерского учета, то, как известно, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г., предписывают учет поступления и расходования средств целевого финансирования на счете 86 «Целевое финансирование».

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что действующая в области бухгалтерского учета законодательно-нормативная база не включает в себя какого-либо отдельного правового акта, содержащего четкое определение целевого финансирования и детальной методологии его бухгалтерского учета в некоммерческих организациях4. Здесь нелишне упомянуть, что целый ряд объектов бухгалтерского учета некоммерческих организаций оставлен действующей нормативно-правовой базой без внимания. Так, например, в соответствие с п.1 статьи 1 ПБУ 14/20 «Учет нематериальных активов» изложенные в этом документе правила бухгалтерского учета нематериальных активов применяются лишь в коммерческих организациях.

Может быть, уважаемый законодатель исключил возможность наличия в некоммерческой организации такого объекта бухгалтерского учета, как нематериальные активы, что абсолютно не соответствует реальной действительности?

Либо некоммерческие организации нуждаются в каком-то особом порядке учета нематериальных активов?

Ответ на этот вопрос, как и на многие другие вопросы бухгалтеров некоммерческих организаций, пока отсутствует, что не снимает с них ответственности за правильное ведение бухгалтерского учета.Таким образом, в настоящее время некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет целевого финансирования, опираясь лишь на инструкцию по применению счета 86 «Целевое финансирование» к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. (далее по тексту — инструкция). В характеристике счета 86 «Целевое финансирование», приведенной в инструкции, средства целевого финансирования определяются как:

  1. средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения;
  2. средства, поступившие от других организаций и лиц;
  3. другие средства.
Рекомендуем прочесть:  Пояснения к тракторным правам

По нашему мнению, эту характеристику вряд ли можно признать четко соответствующей истинной сущности целевого финансирования и использовать в качестве его определения.

Отсутствие четкого и однозначного бухгалтерского определения целевого финансирования на практике зачастую приводит к использованию для целей бухгалтерского учета критериев отнесения тех или иных средств к средствам целевого финансирования, изложенным в налоговом законодательстве и описанным выше, что, по нашему мнению, не совсем корректно и правильно.Следующей, и более значимой, проблемой учета средств целевого финансирования в некоммерческих организациях является отражение их поступления в бухгалтерском учете. В инструкции сказано, что полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий средства целевого назначения отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», из чего следует вывод: бухгалтерская проводка Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Кредит счета 86 «Целевое финансирование»может быть сделана лишь по факту получения средств целевого финансирования, то есть не раньше, чем проводкаДебет счета 51(50,52,….) «Расчетный счет» («Касса», «Валютный счет»,.)Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Но это прямо противоречит основному принципу бухгалтерского учета — «принципу начисления», предполагающему учет доходов и расходов в момент их возникновения, независимо от даты оплаты.Более того, на практике это приводит к невозможности отражения в бухгалтерском учете операций по использованию средств целевого финансирования в тех случаях, когда момент непосредственного их получения некоммерческой организацией на расчетный счет (либо в кассу, либо на валютный счет и т.п.) значительно отстает по времени от ожидаемой, то есть зафиксированного договоренностью между финансирующей стороной и стороной-получателем этих средств, даты5.

Ведь в соответствие с инструкцией использование целевого финансирования должно быть отражено по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счетов: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.п.

(в зависимости от характера использования). Поэтому в ситуации несвоевременного поступления средств целевого финансирования отражение их использования в бухгалтерском учете приведет в итоге к отрицательному сальдо на счете 86 «Целевое финансирование»6, что было бы исключено в случае учета источников целевого финансирования не по факту оплаты, а по факту начисления.Изложенная нами точка зрения подтверждается и тем, что многие виды целевого финансирования технически невозможно отражать в бухгалтерском учете иначе, как методом начисления.

В качестве примера приведем учет членских взносов в некоммерческих организациях, построенных на обязательном членстве юридических либо физических лиц.Пример 1Общеизвестно, что порядок взимания членских взносов, представляющих собой, по сути, средства целевого финансирования членами некоммерческой организации уставной деятельности этой организации, изложен в учредительных документах каждой некоммерческой организации. Так, например, этими документами может быть установлено, что взимание вступительный взноса осуществляется не позднее 1 недели со дня вступления юридического или физического лица в члены некоммерческой организации, а ежегодного членского взноса — не позднее 1 июня каждого отчетного года.

Тогда в момент наступления вышеуказанных сроков в бухгалтерском учете должны быть сделаны нижеследующие проводки:а) не позднее 1 недели со дня вступления в члены — начислен вступительный членский взносДебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», соответствующий субсчетКредит счета 86 «Целевое финансирование», субсчет7 «членские взносы»;б) ежегодно не позднее 1 июня отчетного года — начислен ежегодный членский взносДебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Кредит счета 86 «Целевое финансирование», субсчет «Членские взносы».Факт уплаты членских взносов будет отражаться в бухгалтерском учете некоммерческой организации проводкой: получен на расчетный счет (в кассу, на валютный счет.…) членский взносДебет счета 51(50,52,….) «Расчетный счет» («Касса», «Валютный счет»,.)Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», соответствующий субсчет.Обратим внимание на то, что факт оплаты членских взносов произойдет, а следовательно, будет отражен в бухгалтерском учете, в отрыве от момента их начисления — возможно, несколько позже, а возможно, — и раньше8. В итоге, при условии правильно организованного аналитического учета на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», синтетическое сальдо этого счета отразит на каждую отчетную дату общее состояние взаиморасчетов некоммерческой организации со всеми своими членами, а сальдо каждого открытого к нему аналитического счета по учету членских взносов — состояние взаиморасчетов с каждым конкретным членом.

В этом случае, правильно организованный бухгалтерский учет выполнит свою основную задачу — наиболее полное и объективное отражение финансово-хозяйственной жизни организации, чего, несомненно, не произошло бы в случае отказа от «принципа начисления».Таким образом, с учетом ориентации российского бухгалтерского учета на международный учетный принцип — «принцип начисления» — единственно приемлемой в условиях действующей законодательно-нормативной базы является процедура учета целевого финансирования по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в момент наступления даты, когда финансирующая сторона обязана их передать, а не по факту передачи.В заключение хотелось бы особо акцентировать внимание читателя на целесообразности ведения некоммерческими организациями глубокого и разветвленного аналитического учета к счету 86 «Целевое финансирование», что предоставит возможность органам управления этих организаций на основе детальной бухгалтерской информации принимать грамотные и эффективные управленческие решения.М.В. Кошкина, главный бухгалтер Союза московских композиторов, доцент, к.э.н.Опубликовано в номере: №1 / 2003 1 Напомним, что в соответствие с пп.

1 п. 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ (часть 2) операции по передаче любого имущества в адрес некоммерческих организаций на осуществление ими основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не облагаются также и налогом на добавленную стоимость.2 Для организаций, основанных на добровольном членстве юридических и (или) физических лиц, нередко существенное значение имеют целевые поступления в виде членских взносов. Являясь формой парафискальных платежей, членские взносы создают экономическую базу суверенности подобных организаций. Система членских взносов предполагает следующие их виды: вступительные взносы; регулярные взносы; единовременные взносы.

Первые два из них носят обязательный характер, а третий — осуществляется исключительно в добровольном порядке. Важнейшей задачей некоммерческих организаций на современном этапе следует признать создание условий для поступления единовременных членских взносов в любых (не обязательно в денежной) формах.

При этом предусмотренная действующим законодательном невозможность рассмотрения налоговыми органами единовременного членского взноса в адрес некоммерческой организации в качестве безвозмездной передачи имущества, служит мощным стимулом для привлечения единовременных членских взносов.3 В соответствие со статьей 582 Гражданского кодекса РФ (часть 2) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Адресатами пожертвований могут быть как физические лица, так и юридические лица (лечебные и воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации), а также государство и другие субъекты гражданского права. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.4 Коммерческим организациям, на наш взгляд, повезло несколько больше. Хотя бы в отношении целевого финансирования со стороны государства они могут воспользоваться методологией бухгалтерского учета, изложенной в, утвержденной Приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г. Напомним, что данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.5 К сожалению, факты несвоевременного перечисления средств целевого финансирования их адресатам в реальной практике встречаются достаточно часто.6 Это автоматически произойдет по причине отсутствия кредитового оборота на счете 86 «Целевое финансирование», отражающего наличие источника для последующего использования средств целевого финансирования.

В результате может возникнуть ложное представление о реальной ситуации: источника целевого финансирования нет, а его использование осуществляется. На самом деле, источник конечно же есть, запаздывает лишь факт оплаты.7 При наличии в некоммерческой организации разных видов членских взносов (вступительных, регулярных, разовых), по нашему мнению, целесообразно введение к субсчету «членские взносы» для каждого из них отдельного аналитического счета.8 На практике часто встречаются случаи досрочной уплаты членских взносов наиболее добросовестными членами некоммерческих организаций.

В то же время, к сожалению, зачастую можно наблюдать и наличие задолженности по уплате членских взносов со стороны отдельных членов организации. Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.

При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  1. о размерах и составе имущества НКО;
  2. об оплате труда работников;
  3. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
  4. о расходах;
  5. о численности и составе работников;
  6. об использовании безвозмездного труда граждан.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  2. План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  4. отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;

При этом следует учитывать, что на некоммерческие организации не распространяются следующие положения по бухгалтерскому учету:— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „События после отчетной даты“ ПБУ 7/98»;— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2001 года № 96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01»;— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 года № 5н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000»;— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 года № 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация по сегментам“ ПБУ 12/2000»;— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000»;— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000».Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);— Отчет о движении денежных средств (форма № 4);— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);при отсутствии соответствующих данных.2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).3.

Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

  1. Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  2. Пояснительная записка.
  3. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  4. Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:— Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года№ 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99»;— иными положениями по бухгалтерскому учету;— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) некоммерческие организации указывают данные:

  1. об остатках средств на конец отчетного периода.
  2. о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  3. об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  4. о расходовании средств, в течение отчетного периода;

Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма № 1) — в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены.Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:1) бухгалтерский баланс;2) отчет о прибылях и убытках;3) отчет о целевом использовании полученных средств,тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата России от 27 сентября 1995 года № 157, а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму № 6.В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).Обратите внимание!Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность.

К ним относятся религиозные организации.Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563@

«О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями»

сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года № 20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:«Согласно ст.

246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст.

289 НК РФ.Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ.

Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.В п.

2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.Листы и приложения к ним, включающиеся в декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, отмечены в графе 3 таблицы, приведенной в разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 №БГ-3-02/585 (далее — Инструкция), знаком »*«.Декларация за налоговый период включает в себя листы и приложения, отмеченные в графе 4 таблицы знаком «*».Листы и приложения, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, указаны в графе 5 таблицы. К ним относятся: лист 01 «Титульный лист», разд.

1, а также лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».Остальные листы и приложения включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, применяет специальный налоговый режим, установленный гл.

26.4 НК РФ, или в его состав входят обособленные подразделения.На основании п. 1.7 Инструкции налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода в соответствии с п. 3 ст. 289 НК РФ.Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с п.

4 ст. 289 НК РФ.По истечении налогового периода некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме.Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.В состав этой декларации входят:— титульный лист декларации;— разд. 1;— лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);— лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (при наличии таких поступлений).В Письме МНС России от 16.05.2003 №ВГ-6-02/563@ разъяснено, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с пп.

4 п. 1 ст. 23 НК РФ

«.В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»

ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня. Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/98.

ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.При этом утверждается:

  1. порядок контроля хозяйственных операций;
  2. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
  3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  4. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  5. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  6. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  7. методы оценки активов и обязательств;

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  1. рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
  2. тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  3. отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  4. полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
  5. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  6. большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

При формировании учетной политики некоммерческой организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.Изменение учетной политики некоммерческой организации может производиться в случаях:

  1. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  2. существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.
  3. изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого НКО.При формировании учетной политики организации по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать способы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике.С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:— порядок формирования суммы доходов и расходов;— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;— порядок формирования сумм создаваемых резервов;— сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:— ответственного за организацию налогового учета;— ответственного за ведение налогового учета;— график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;— формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.Вместе с тем область бухгалтерского учета в некоммерческих организациях практически не развивается.В настоящее время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают друг друга.Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:— аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;— аналогично бюджетным организациям.Наиболее часто встречаются в литературе по бухгалтерскому учету, рекомендации по использованию в учете некоммерческих организаций концепцию учета непроизводственной сферы, которая состоит из достаточно произвольной компановки общепринятой методики отражения операций на двух счетах: 29 — «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 — «Целевые финансирование и поступления».Но социальная сфера никогда не имела существенного значения для учета и баланса промышленных предприятий.

Счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства» носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который используется этими предприятиями эпизодически, и также не несет существенной информации.Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования.Причем центральное место занимает именно затратный счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый в плане методологии учета по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.Ситуация усложняется также и налоговыми органами.Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.Некоторые авторы предлагают адаптировать систему бюджетного учета к условиям НКО.

Однако с введением нового Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 года № 70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету», на наш взгляд, слишком усложняет ведение бухгалтерского учета.Но некоторые методики, которые используются в бюджетном учете, все-таки можно рекомендовать к применению в практике некоммерческих организаций.

В частности по вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц.Учет курсовых разниц — один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.Инструкция по бюджетному учету разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данная организация предпринимательской деятельностью.Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная разница увеличивает доходы, а отрицательная — уменьшает). А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, — курсовые разницы относят на счета доходов.Существует еще одна особенность системы учета в бюджетных организациях: субсчета с номером «1» предназначены для учета бюджетных средств, а с номером «2» — для средств от предпринимательской деятельности.Таким образом, используя предложенную схему для некоммерческих организаций, можно рекомендовать следующие бухгалтерские проводки для отражения курсовых разниц:1.

для некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью:— положительные разницы:Дебет 52 «Валютный счет»Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;— отрицательные разницы:Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»Кредит 52 «Валютный счет»;2.

для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:— положительные разницы:Дебет 52 «Валютный счет»Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;— отрицательные разницы:Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 52 «Валютный счет».Предлагаемая схема учета состоит в том, что она лишь использует некоторые правила бюджетной системы учета и не являются при этом их точной копией.В любом случае, наиболее удобным в применении для НКО, будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».Наиболее важной частью для НКО будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

  1. добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  2. дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  4. другие не запрещенные законом поступления.
  5. регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  6. доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:— кассовый метод учета поступлений денежных средств,— совмещение методов при расходовании средств.

Так, например, денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:— если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);— если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.Однако данный метод может быть применен только в случае:

  1. если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
  2. если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

10 вещей, которые нельзя делать в некоммерческих организациях.

Они провоцируют проверки, блокировки счетов или Что ищет налоговая, Минюст и банки. Знание этого позволит надежно и прозрачно развивать организацию.

Это должно быть известно каждому руководителю НКО. Сразу напишу, что статья является экспертной, составной, со сложной структурой. Если почувствовали, что плывете, оставьте закладку и обязательно начните перечитывать позже.

Это именно тот случай, когда понимание приходит после третьего прочтения. Если понимание не появляется, а проблема или вопрос стоит, смело звоните.

Это как раз те проблемы, которые легко не допустить, но очень сложно потом исправить. Особенно если налоговая или Минюст уже пришли. Целевое использование полученных средств можно определить опираясь на , в котором четко прописаны её цели и задачи, а также на основании законов, контролирующих направления деятельности некоммерческой организации.

Главная проблема в том, что красной линии, где заканчивается белое и начинается черное — нет.

НКО регистрируется, проходя правовую экспертизу специалистами Минюста. При проверке будет проведена именно правовая экспертиза.

На основании которой будет вынесено мнение,соблюдалось ли целевое использование полученных средств или нет. Т.е. заключение носит несколько субъективный характер. Несмотря на то, что линии между плохим и хорошим нет, есть два полюса.

И деятельность НКО должна стремиться к белому.

Выдать достоверное заключение о целевом использовании полученных средств, сможет только эксперт в области деятельности НКО, после инициативного аудита.

На основании которого проводится :

  1. Базы 1с и всех проводок
  2. Анализ структуры движения средств (банковской выписки)
  3. Анализ документов, на основании которых совершались проводки.

Но вот понять, что нельзя делать или нежелательно достаточно легко. Существует два понятия, высокорискованные операции и нецелевое использование полученных средств. Высокорискованные операции не всегда являются нарушением, но именно они часто являются причиной начала проверки и чаще других признаются нецелевыми.

Вся дальнейшая статья будет построена на примерах высокорискованных операций и описания, когда они признаются нецелевым использованием полученных средств. Задача руководителя принять решение, что с ними делать: отказаться, максимально уменьшить или заранее подготовить максимальный пакет подтверждающих документов. В каждом конкретном случае это всегда баланс риска и необходимости, но каждый компромисс отдаляет Вас от белого полюса.

Итак, составлю список операций и принципов. Порядок ознакомления не важен, выбирайте самые острые для себя или просто интересные:

  1. Необоснованные платежи коммерческим структурам
  2. Подмена коммерческой деятельности, на некоммерческую
  3. Не прозрачная деятельность
  4. Снятие наличных с расчетного счета.
  5. Переводы физическим лицам денежных средств без уплаты НДФЛ или страховых взносов.
  6. Поступления по неуставным коммерческим основаниям
  7. Платежи аффилированным структурам

Важно! Перед описанием каждого пункта нужно обозначить, что любая проверка Налоговой, Минюста или Финансового контроля банка начинается с расчетного счета в банке.

Его в теневом режиме могут просматривать все эти органы.

Сначала алгоритмы сложных программ, потом уже люди.

Начинают сверху вниз, от самых рискованных к менее рискованным. Анализируя структуру поступлений и списаний, их размеры и основания, составляется предварительное заключение о рисках или вероятности нарушений.

Очень часто они очевидны, и организации получают требования или уведомления не потому, что попали в выборку, такая вероятность сегодня минимальна. Проверка инициируется по причине наличия достоверных и весомых признаков нарушений, уже проведен анализ и требуется разобрать конкретные вопросы.

На сегодняшний день, стратегия «решать проблемы по мере их возникновения» — абсолютно несостоятельна.

Только понимание рисков и стратегия недопущения проблем актуальна на сегодняшний день.

Ежегодно автоматика проверяет все организации, без исключения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+