Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Оспаривание административного постановления не было защитника

Оспаривание административного постановления не было защитника

Новые правила определения подведомственности при судебном обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях


15 ноября 2014 года вступают в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятые федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, в том числе поправки в часть 3 статьи 30.1 Кодекса, касающиеся обжалования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений о привлечении к административной ответственности. Было: Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Стало: Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Законодатель, уточняя порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях, сместил акцент с субъекта (юридические лица и предприниматели) на объективную сторону правонарушения (осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности). Что же означает данное уточнение и какие изменения в правоприменении оно влечет? Попробуем разобраться на примере правонарушений в области таможенного дела.

До недавнего времени постановления, вынесенные административными органами, обжаловались юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, поскольку ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ толковалась и применялась как судами, так и участниками административного производства однозначно: юридические лица и предприниматели обжалуют постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Интересно, что первый шаг к формированию нового подхода в определении правил подведомственности при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был сделан Верховным судом РФ еще задолго до принятия новой редакции ч.

3 ст. 30.1 КоАП РФ. Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 № 40, которым были внесены изменения в постановление Пленума от 24.03.2005 № 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

, суд указал, в том числе, что жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Касательно, например, таможенных правонарушений данный подход Верховного суда получил свое развитие в недавних постановлениях, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб на судебные акты нижестоящих судов (дела , , и др.). Верховный суд пришел к выводам, что из совокупности норм, предусмотренных частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, пунктом 3 статьи 29 и частью 2 статьи 207 АПК РФ, следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

… Оснований полагать, что административное правонарушение в области таможенного дела было совершено в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется. Таким образом, дело об административном правонарушении было рассмотрено арбитражным судом с нарушением правил подсудности. К аналогичным выводам Верховный суд пришел при рассмотрении дел об оспаривании постановлений за правонарушения в иных сферах общественных отношений, например, в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в сфере пожарной безопасности, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, несоблюдение правил благоустройства территорий и т.д.

То есть в данном случае можно наблюдать достаточно нечастую ситуацию, когда практика применения новой и неоднозначно сформулированной для толкования правовой нормы сформирована Верховным судом еще до вступления данной нормы в законную силу! Таким образом, в соответствии с новой редакцией ч.

3 ст. 30.1 КоАП РФ и формируемой Верховным судом правоприменительной практикой дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и предпринимателями, которые не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

3 ст. 30.1 КоАП РФ и формируемой Верховным судом правоприменительной практикой дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и предпринимателями, которые не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. Не касаясь того, насколько такой подход «интересен» компаниям и предпринимателям, а особенно практикующим юристам, ключевым представляется вопрос, каким образом следует заявителю жалобы устанавливать наличие или отсутствие связи того или иного состава предусмотренного КоАП РФ правонарушения с предпринимательской или иной экономической деятельностью, и соответственно, куда (в какой суд) обжаловать вынесенное административным органом постановление.

Ни КоАП РФ, ни Верховный суд, к сожалению, универсального решения не предлагают. Конечно, имеет место универсальное правило, предусмотренное п.

3 ст. 30.4 и ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которым, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, то он направляет ее на рассмотрение по подведомственности. То есть заявитель жалобы защищен от пропуска срока на обжалование по причине «ошибки» в определении суда – адресата жалобы, но совершенно не защищен от того, что его мнение касательно наличия или отсутствия связи совершенного правонарушения с предпринимательской или иной экономической деятельностью совпадет с позицией суда по данному вопросу, и жалоба не будет отправлена на рассмотрение в другой суд.

Сейчас трудно предположить, чем будут руководствоваться участники административного производства и суды при определении природы правонарушений и, соответственно, подведомственности, тем более что действующая нормативно-правовая база также не позволяет принять однозначное решение.

С одной стороны, глава 14 КоАП РФ

«Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»

содержит несколько десятков статей, предусматривающих ответственность за правонарушения в данной сфере. С другой стороны, статья 2 Гражданского кодекса РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. И значительное количество составов правонарушений, не предусмотренных главой 14 КоАП РФ, все равно так или иначе связано с предпринимательской деятельностью применительно к определению в ст.

2 ГК РФ. Более того, если рассматривать связь административных правонарушений с «иной экономической деятельностью» как того требует новая редакция ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, то здесь неопределенности еще больше.

Даже обращаясь к содержанию нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, не всегда можно прийти к однозначному выводу о наличии или отсутствии экономической «природы» правонарушения. Например, таможенное декларирование, таможенные операции в качестве отдельных видов экономической деятельности в ОКВЭД не поименованы, а предоставление услуг таможенных представителей (в ОКВЭД – таможенных брокеров) – поименованы.

Получается, что декларант и таможенный представитель, являясь, например, субъектами одного и того же таможенного правонарушения, могут «претендовать» на разную подведомственность при обжаловании административного постановления, поскольку согласно ОКВЭД действия таможенного представителя связаны с осуществлением экономической деятельности, а действия декларанта нет. Одним словом, вопросов пока гораздо больше, чем ответов.

В заключение стоит отметить, что при всей неоднозначности новой редакции ч.

3 ст. 30.1. КоАП РФ и позиции Верховного суда по вопросу определения подведомственности при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях устраняется, наконец, давно существующий «процессуальный дисбаланс» между привлекаемыми к ответственности лицами и административными органами.

Частью 2 ст. 23.1 КоАП РФ предусмотрен перечень составов административных правонарушений, дела о рассмотрении которых административный орган вправе как рассмотреть самостоятельно, так и передать на рассмотрение судье. То есть до недавнего времени подведомственность производства по ряду дел об административных правонарушениях (в том числе, например, нарушениях таможенных правил) зависела от решения административного органа: при самостоятельном рассмотрении дела административным органом постановление обжаловалось привлекаемым к ответственности лицом в арбитражный суд, а при передаче дела на рассмотрение судье – в вышестоящий суд общей юрисдикции.

Новая редакция ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ в совокупности с позицией Верховного суда устранили данную коллизию и унифицировали выбор подведомственности: теперь жалобы на постановления об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Спасибо, конечно …

Постановление Верховного Суда РФ от 08.11.2016 N 5-АД16-202

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 8 ноября 2016 г. N 5-АД16-202Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Крючковой Я.В., действующей на основании доверенности, на определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 26 июня 2015 г., определение судьи Московского городского суда от 30 июля 2015 г.

и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 6 апреля 2016 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в отношении ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (далее — Общество),установил:должностным лицом Государственной инспекции труда в г. Москве в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по КоАП РФ за непрохождение сотрудниками Общества обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда.8 августа 2014 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в г.

Москве в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по КоАП РФ, в соответствии с которым Общество подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 49 000 рублей.Считая названное постановление должностного лица о назначении административного наказания незаконным, Общество обратилось с жалобой в Нагатинский районный суд г. Москвы.Определением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 г. жалоба Общества на указанное выше постановление о назначении административного наказания была возвращена заявителю без рассмотрения по существу как поданная с нарушением правил подсудности.

В соответствии с данным судебным актом Обществу надлежало обратиться в Савеловский районный суд г.

Москвы.Определением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2015 г. Обществу отказано в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица Государственной инспекции труда в г. Москве о назначении административного наказания по мотиву того, что заявленное ходатайство не содержало сведений об уважительности причин пропуска срока обжалования постановления названного должностного лица.
Москве о назначении административного наказания по мотиву того, что заявленное ходатайство не содержало сведений об уважительности причин пропуска срока обжалования постановления названного должностного лица.

Не согласившись с указанным определением судьи районного суда, Общество обратилось с жалобой в Московский городской суд.Рассматривая жалобу Общества на определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2015 г. судья Московского городского суда пришел к выводу о том, что Общество не извещалось о времени и месте рассмотрения ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления о назначении административного наказания в Савеловском районном суде г. Москвы.Определением судьи Московского городского суда от 28 мая 2015 г.

определение судьи Савеловского районного суда г.

Москвы от 20 февраля 2015 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.Определением судьи Савеловского районного суда г.

Москвы от 26 июня 2015 г., оставленным без изменения определением судьи Московского городского суда от 30 июля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 6 апреля 2016 г., Обществу отказано в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица Государственной инспекции труда в г.

Москве о назначении административного наказания на основании отсутствия у Общества уважительных причин пропуска названного срока.С обжалуемыми судебными актами согласиться нельзя в связи со следующими обстоятельствами.В соответствии с КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.Пунктом 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

N 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

установлено следующее. Согласно положениям и КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в КоАП РФ, — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления ( КоАП РФ).В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных — , — , , КоАП РФ, — по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (, КоАП РФ).Аналогичная по своей сути правовая позиция ранее была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 г., где Верховный Суд Российской Федерации также указал, что при направлении органом (должностным лицом) копии постановления о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться оказания услуг почтовой связи.В соответствии с Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г.

N 234

«Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»

, в качестве обязательного реквизита, указываемого на почтовом отправлении для юридического лица, установлено полное или сокращенное наименование (при наличии).Излагая в названных Постановлении Пленума и Обзоре соответствующие разъяснения относительно правовых последствий возврата корреспонденции, Верховный Суд Российской Федерации исходил из соблюдения субъектом административной юрисдикции (должностным лицом, коллегиальным органом, судом), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, всех необходимых требований, связанных с надлежащей отправкой почтовой корреспонденции с тем, чтобы в факте возможности ее получения адресатом нельзя было усомниться. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 1 августа 2014 г. на должность президента Общества назначен Тарасенко И.С.

(законный представитель Общества).12 августа 2014 г. сведения о законном представителе были внесены в ЕГРЮЛ.В протоколе об административном правонарушении от 6 августа 2014 г.

законным представителем Общества указан Тарасенко И.С.Между тем в постановлении о назначении административного наказания датой составления протокола об административном правонарушении значится 4 августа 2014 г., а законным представителем Общества — предыдущий президент Общества К.8 августа 2014 г. дело об административном правонарушении в отношении Общества рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.12 августа 2014 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в г.

Москве постановление о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Общества, в нарушение Правил оказания услуг почтовой связи направлено не в адрес Общества, а в адрес Тарасенко И.С. (без указания его должности).Кроме того, в отношении Общества, согласно доводам жалобы, было вынесено 145 постановлений по аналогичным делам об административных правонарушениях, которые были направлены в адрес Тарасенко И.С. в одном конверте. Из представленных Государственной инспекцией труда в г.

Москве материалов усматривается, что имеется только одно извещение о направлении постановлений.Невыполнение должностным лицом административной юрисдикции при направлении постановлений по делам об административных правонарушениях в адрес Общества требования оказания услуг почтовой связи о надлежащем указании реквизитов Общества привело к тому, что почтовые отправления не были получены адресатом, а 19 сентября 2014 г. были возвращены почтой в Государственную инспекцию труда в г. Москве.Согласно доводам жалобы защитника Общества, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, а также доводам жалоб, поданных в суды г.

Москвы, постановление о назначении административного наказания получено Обществом только 29 декабря 2014 г.

В материалах дела об административном правонарушении сведения, опровергающие указанный довод, отсутствуют, как и не приведены такие сведения в определениях судей г. Москвы.31 декабря 2014 г. жалоба на постановление о назначении административного наказания подана в Нагатинский районный суд г. Москвы.В соответствии с КоАП РФ в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.Судья Нагатинского районного суда г.

Москвы, установив, что жалоба на постановление о назначении административного наказания не относится к его подсудности, в нарушение требований КоАП РФ, вместо направления по подсудности в Савеловский районный суд г. Москвы, определением от 21 января 2015 г.

вернул жалобу заявителю.При изложенных обстоятельствах вывод судебных инстанций о пропуске Обществом установленного КоАП РФ 10-дневного срока обжалования постановления о назначении административного наказания не подтверждается материалами дела.В рассматриваемом случае отказ в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица Государственной инспекции труда в г. Москве является препятствием для реализации ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» права на судебную защиту.Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

жалоба или протест подлежат возвращению, когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 8 апреля 2010 г.

N 523-О-О и от 13 мая 2010 г. N 634-О-О.Таким образом, учитывая необоснованный отказ в восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица Государственной инспекции труда в г. Москве, Общество лишено возможности реализовать свое право на судебную защиту, поскольку не вправе обратиться с жалобой на постановление о назначении административного наказания в порядке — КоАП РФ.В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится постановление об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение.На основании изложенного, руководствуясь и КоАП РФ,постановил:жалобу защитника ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Крючковой Я.В.

Рекомендуем прочесть:  Польская виза анкета

удовлетворить.Определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 26 июня 2015 г., определение судьи Московского городского суда от 30 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 6 апреля 2016 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», отменить.Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Савеловский районный суд г.

Москвы.Судья Верховного СудаРоссийской ФедерацииВ.П.МЕРКУЛОВ——————————————————————

Постановление Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 18-АД17-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 21 марта 2017 г.

N 18-АД17-7Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Ганеева Е.Г., действующего на основании доверенности в интересах администрации муниципального образования город Новороссийск, на постановление мирового судьи судебного участка N 248 г. Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г., определение судьи Октябрьского районного суда г.

Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г., определение мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г. и постановления заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования город Новороссийск,установил:постановлением мирового судьи судебного участка N 248 г.

Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г. администрация муниципального образования город Новороссийск (далее — администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.На это постановление защитником администрации Ганеевым Е.Г.

подана жалоба в Октябрьский районный суд г.

Новороссийска Краснодарского края.Определением судьи Октябрьского районного суда г.

Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. жалоба защитника администрации Ганеева Е.Г. возвращена заявителю без рассмотрения по существу.Не согласившись с определением судьи районного суда, защитник администрации Ганеев Е.Г.

обратился с жалобой в Краснодарский краевой суд, заявив при этом ходатайство о восстановлении срока его обжалования.Определением мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г. в принятии данной жалобы отказано.

Защитник администрации Ганеев Е.Г.

обжаловал названные определение судьи районного суда и определение мирового судьи в Краснодарский краевой суд в порядке, предусмотренном — Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г.

определение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. оставлено без изменения.Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г.

определение мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г. оставлено без изменения.В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник администрации Ганеев Е.Г. ставит вопрос об отмене перечисленных судебных актов, состоявшихся в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.Порядок реализации права на обжалование постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях установлен Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В силу названного Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.Как следует из материалов дела, 29 апреля 2016 г.
ставит вопрос об отмене перечисленных судебных актов, состоявшихся в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.Порядок реализации права на обжалование постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях установлен Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В силу названного Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.Как следует из материалов дела, 29 апреля 2016 г.

защитником администрации Ганеевым Е.Г. в Октябрьский районный суд г.

Новороссийска Краснодарского края подана жалоба на постановление мирового судьи судебного участка N 248 г.

Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г. 29 апреля 2016 г. судьей Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края вынесено определение о возвращении данной жалобы заявителю ввиду ее подачи с пропуском установленного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.Принимая данное решение, судья районного суда, исходя из того, что обжалуемое постановление вынесено мировым судьей 12 апреля 2016 г., защитник администрации при рассмотрении дела участие принимал, пришел к выводу о подаче им жалобы на указанное постановление с пропуском установленного срока обжалования.Заместитель председателя Краснодарского краевого суда с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласился.Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.12 апреля 2016 г. настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с участием защитника администрации Ганеева Е.Г. и вынесено постановление о привлечении администрации к административной ответственности по Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Вместе с тем согласно материалам дела в день принятия данного решения его копия защитнику администрации Ганееву Е.Г.

не вручалась.В настоящей жалобе указанное лицо заявляет, что копия постановления мирового судьи до 25 апреля 2016 г.

ему не вручалась, так как данный судебный акт не был изготовлен.Сведений о том, что в установленный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок мировым судьей принимались меры к направлению копии вынесенного им 12 апреля 2016 г. постановления в адрес администрации и выполнению требований указанной , материалы дела не содержат. Согласно сведениям, зафиксированным в справочном листе, копия данного постановления получена защитником администрации Ганеевым Е.Г.

25 апреля 2016 г.Исходя из буквального содержания положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении исчисляется со дня вручения или получения копии постановления.С учетом положений указанной и того обстоятельства, что копия постановления мирового судьи судебного участка N 248 г. Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г. своевременно в адрес администрации не направлена и не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, жалобу защитника этого лица на указанное постановление, поступившую в районный суд 29 апреля 2016 г., — в течение десяти суток со дня получения копии постановления (25 апреля 2016 г.), нельзя признать поданной с нарушением установленного срока обжалования, оснований для возвращения жалобы не имелось.Заместителем председателя Краснодарского краевого суда при рассмотрении 18 августа 2016 г.

поданной в порядке — Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобы защитника администрации Ганеева Е.Г.

на определение судьи районного суда от 29 апреля 2016 г. допущенное судьей районного суда нарушение, приведенные выше обстоятельства и положения названного оставлены без внимания.При таких обстоятельствах определение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г.

и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., которым данное определение оставлено без изменения, законными признать нельзя, они подлежит отмене.Также нет оснований согласиться с определением мирового судьи судебного участка N 82 г.

Новороссийска от 23 июня 2016 г.

и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., которым данное определение оставлено без изменения. Как следует из материалов дела, не согласившись с упомянутым выше определением судьи Октябрьского районного суда г.

Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. о возвращении жалобы, защитник администрации Ганеев Е.Г.

обжаловал его в Краснодарский краевой суд как не вступившее в законную силу.Соответствующая жалоба подана 25 мая 2016 г. в Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края, судьей которого вынесено обжалуемое определение.26 мая 2016 г. данная жалоба передана мировому судье судебного участка N 248 г.

данная жалоба передана мировому судье судебного участка N 248 г. Новороссийска Краснодарского края для приобщения к делу и направлению в Краснодарский краевой суд.Определением мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г., которое оставлено без изменения постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., в принятии данной жалобы отказано.Указанные судебные акты являются незаконными по следующим основаниям.В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении подлежит обжалованию в вышестоящий суд.Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, которым вынесено это постановление и который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд.При этом установлено, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать.В таком же порядке подлежит подаче жалоба на определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования, а также на иные определения, исключающие возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении.В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о восстановлении срока обжалования разрешается по ходатайству лица, подающего жалобу, тем судьей, который правомочен рассматривать жалобу.Исходя из анализа приведенных выше норм, выяснение вопроса о соблюдении (несоблюдении) сроков обжалования, о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы, о ее принятии или отказе в принятии (возвращении) относится к компетенции суда, правомочного рассматривать жалобу.Судья, рассмотревший дело по существу и вынесший постановление о привлечении лица к административной ответственности (судья, исполняющий его обязанности), не вправе разрешать вопрос о соблюдении (несоблюдении) заявителем требований, предъявляемых Российской Федерации об административных правонарушениях к подаче жалобы на судебный акт вышестоящей инстанции, а также о принятии или отказе в принятии (возвращении) такой жалобы.

В соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд, вынесший, обжалуемый судебный акт, обязан направить жалобу со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, в установленный данной срок.Эти требования Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья оставил без внимания, 23 июня 2016 г. вынес определение об отказе в принятии жалобы, поданной на определение судьи районного суда от 29 апреля 2016 г., тогда как разрешение данного вопроса отнесено законом к компетенции Краснодарского краевого суда, правомочного рассматривать жалобу.При этом в качестве основания к возврату жалобы мировой судья неправомерно сослался на положения и , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок подачи жалоб на вступившие в законную силу акты по делам об административных правонарушениях.Заместителем председателя Краснодарского краевого суда указанные обстоятельства оставлены без внимания.Нарушения, допущенные судебными инстанциями и описанные выше, являются существенными и препятствуют реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на судебную защиту.Таким образом, определение мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г.

и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., которым данное определение оставлено без изменения, являются незаконными и подлежат отмене.В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим , если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.При таких обстоятельствах определение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г., определение мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г.

и постановления заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении в отношении администрации, подлежат отмене, а дело — возвращению в Октябрьский районный суд г.

Новороссийска Краснодарского края для рассмотрения по существу жалобы защитника администрации Ганеева Е.Г. на постановление мирового судьи судебного участка N 248 г.

Новороссийска Краснодарского края.В той части, в которой защитник администрации Ганеев Е.Г. просит о пересмотре постановления мирового судьи судебного участка N 248 г. Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г. о привлечении администрации к административной ответственности, жалоба не подлежит рассмотрению по существу.В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление.

о привлечении администрации к административной ответственности, жалоба не подлежит рассмотрению по существу.В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.Однако отсутствуют данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что постановление мирового судьи судебного участка N 248 г. Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г.

являлось предметом проверки председателя (его заместителя) Краснодарского краевого суда.Доводы жалобы о несогласии с постановлением мирового судьи будут проверены судьей Октябрьского районного суда г.

Новороссийска Краснодарского края при рассмотрении жалобы на этот акт.На основании изложенного, руководствуясь и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерациипостановил:жалобу защитника Ганеева Е.Г., действующего на основании доверенности в интересах администрации муниципального образования город Новороссийск, удовлетворить частично.Определение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 апреля 2016 г., определение мирового судьи судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края от 23 июня 2016 г.

и постановления заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования город Новороссийск, отменить.Дело возвратить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края.Жалобу защитника Ганеева Е.Г. в той части, в которой он просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 248 г.

Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2016 г.

оставить без рассмотрения по существу.Судья Верховного СудаРоссийской ФедерацииВ.П.МЕРКУЛОВ——————————————————————

Возможно ли повторное обжалование постановления об административном нарушении?

Возможно ли повторное обжалование постановления об административном нарушении (за отказ от мед освидетельствования) или жалоба подаётся только один раз?

20 Ноября 2018, 15:31, вопрос №2173092 Ольга, г. Санкт-Петербург 289 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) получен гонорар 100% 7,7 Рейтинг Правовед.ru 16284 ответа 6513 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Калуга Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,7рейтинг

Здравствуйте, Ольга!

Вы не ограничены правом подать только одну жалобу. Решение, вынесенное мировым судьей, вы вправе обжаловать в районный суд, затем — в областной (городской) суд. Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов 1.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов 1. Жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

20 Ноября 2018, 15:34 1 0 2243 ответа 758 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Саратов Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день!

Постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем в судебные инстанции.

Исходя из судебной практики и положений ст. 30.13 вступившие в законную силу постановление или решение по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в ст. 25.1 — 25.5 и 30.1 КоАП РФ. Решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд.Поэтому вы можете обжаловать данный ответ в суд.

20 Ноября 2018, 15:37 1 0 10,0 Рейтинг Правовед.ru 19803 ответа 7647 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 10,0рейтинг

Возможно ли повторное обжалование постановления об административном нарушении (за отказ от мед освидетельствования) или жалоба подаётся только один раз? Ольга Ольга, добрый день! Да, постановление о привлечении к адм.

ответственности возможно обжаловать в том числе и после его вступления в силу.

При этом КоАП РФ не ограничивает срок на обжалование вступившего в законную силу постановления и последующих решений вынесенных по жалобе на него ст.

30.13 КоАП РФ Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.далее в Верховный суд после того как пройдете эту инстанцию. Если само дело рассмотрел мировой суд то дальше жалоба в течение 10 суток подается в районный. после в горсуд СПб, далее в порядке ст.

30.13 уже как на вступившее в силу.

Если по делу проводилось адм. расследование рассматривать дело должен был районный суд, соот. после него в городской суд СПб 20 Ноября 2018, 15:42 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 07 Сентября 2015, 17:16, вопрос №967803 22 Марта 2018, 02:04, вопрос №1942518 05 Января 2018, 00:20, вопрос №1862308 04 Марта 2016, 12:15, вопрос №1168736 16 Января 2017, 09:06, вопрос №1500571 Смотрите также

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

  1. Купить документ Всего за 49 руб.

Идет завершение процесса оплаты. Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена. После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим. В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета списаны не были.

Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз. Если ошибка повторяется, напишите нам на , мы разберемся.

Порядок административного обжалования

Акты должностных лиц любых контролирующих органов, а также действия (бездействие) инспекторов можно обжаловать в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается исковое заявление в суд, во втором — жалоба направляется в орган, вынесший решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, и такой порядок обжалования называют административным. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (составить и подать жалобу достаточно просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны).

Административное обжалование является бесплатным для заявителя: государственная пошлина (иная плата) за рассмотрение подобных обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции.

Кроме того, вышестоящие органы или должностные лица не имеют права оставлять полученную жалобу без рассмотрения. Поступающие в уполномоченные контрольные органы обращения юридических и физических лиц условно разделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы. Обращения в вышестоящие органы могут оказаться весьма эффективными, особенно если жалоба грамотно составлена.

Несмотря на распространенные сомнения, многие жалобы удовлетворяются. Если этого не случится, не стоит отчаиваться, нужно посмотреть, как можно обратить ситуацию в свою пользу. Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество.

В качестве примера можно рассмотреть обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

Известно, что оспариваемое постановление следует обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения его копии.

Если этот срок пропущен, восстановить его непросто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Сочтет ли чиновник или суд причины уважительными — не известно.

Кроме того, 10 дней мало, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, посоветоваться с экспертами и специалистами.

При обжаловании в 10-дневный срок «незаконного» постановления в вышестоящий орган заявитель жалобы получает временное преимущество, причем даже в том случае, если уверен в отказе. Пока жалоба будет рассматриваться (добавим несколько дней на почтовую доставку), можно подготовиться к судебному процессу.

После отказа в удовлетворении жалобы обращаются в суд.

Если решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет исчисляться не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по поступившей жалобе. Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении лучше заявить мотивированное ходатайство.

В-третьих, появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу. В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно определить, какие аргументы представят суду контролеры, и грамотно обосновать свои контраргументы, заблаговременно подготовив доказательства. К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта, и нередко такое обжалование не приносит положительных результатов.

Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и пр.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц.

Еще один существенный недостаток — ухудшение отношений с контролирующим органом или лично с чиновником.

В каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или прокуратуру. Если чиновники контролирующего органа заявляют, что прежде чем обратиться в арбитражный суд, следует написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или организации и дождаться итогов рассмотрения, знайте: вас вводят в заблуждение.

Чтобы избежать ситуации, когда по одному и тому же спору возможно принятие двух решений (если жалобы поданы одновременно в судебном и административном порядке), законодатель предусмотрел последствия изменения заявителем выбора процедуры обжалования. Приоритет в принятии решения по жалобе отдается суду. Так, обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд, принятие ее к рассмотрению либо вынесение судебного решения является основанием для отказа в рассмотрении административной жалобы.

Поэтому когда поступает жалоба, вышестоящий орган или должностное лицо, как правило, запрашивает у нижестоящего органа или должностного лица, принявшего решение, совершившего действия (бездействие), не только документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, но и информацию, обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в суд (тогда к делу приобщается копия определения суда о принятии жалобы к рассмотрению или судебное решение).

КАК ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ Жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме. Подача жалобы телеграфом, факсимильной связью, а также электронной почтой не допускается. Если заявитель хочет обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности или действия (бездействие) руководителя контролирующего органа, следует обращаться в любой из вышестоящих органов, если действия (бездействие) инспекторов — к непосредственному руководству (руководителю данного контролирующего органа).

Если заявитель не знает, куда подавать и кому адресовать свою жалобу, прежде всего, необходимо изучить информационные стенды в том органе, который вынес решение или сотрудниками которого являются должностные лица, чьи действия (бездействие) вы намерены обжаловать. СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие уполномоченного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом. Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в уполномоченный орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом.

Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления.

КАК ВОССТАНОВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЙ СРОК Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы заявитель может восстановить по письменному заявлению. Такое ходатайство включается в текст жалобы или оформляется в виде самостоятельного документа. В любом случае должно быть документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования.

При решении вопроса о возможности восстановления срока обжалования уважительными причинами для индивидуальных предпринимателей обычно признаются:

  1. временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;
  1. содержание под стражей;
  1. тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родных, близких);
  1. командировка;
  1. форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, народные волнения, военные действия и пр.).

Для юридических лиц восстановить пропущенные сроки проблематично: ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни производственная травма штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно, представив доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств, подтвердив факт изъятия каких-либо документов сотрудниками уполномоченного органа и пр. Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу.

Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ Предприниматели и руководители организаций при подготовке жалоб часто стремятся сэкономить не только на госпошлине, но и услугах специалистов. Между тем самостоятельно и грамотно составить обращение, привести ссылки на законодательство и судебные акты, а также подготовить доказательную базу способны далеко не все бизнесмены и штатные сотрудники организаций.

Некоторые заявители «ухитряются» составлять обращения таким образом, что непроизвольно подтверждают свою вину или информируют контролеров об имевшихся нарушениях. В результате следуют отказы в удовлетворении жалоб или, что еще хуже, контролирующий орган получает в свое распоряжение дополнительные доказательства вины заявителя. Как составить жалобу самостоятельно Если вы решили составить жалобу самостоятельно, воспользуйтесь предлагаемыми рекомендациями: 1.

В начале документа следует указать, кому и от кого он поступил, а также наименование органа (должность сотрудника), решение, действия (бездействие) которого обжалуется. 2. Указывается дата составления. 3. В названии не обязательно должно присутствовать слово «жалоба», чтобы ваше обращение было принято и рассматривалось.

Однако название «жалоба» позволит чиновникам уже на этапе первичной обработки документов идентифицировать ее как таковую, а не как предложение, например, по улучшению работы данного ведомства. Отметим, что в ходе первичной обработки определяется суть обращения и исполнители (подразделение или должностное лицо).

Чтобы не затягивать решение вопроса, лучше, если обращение будет именоваться в соответствии с принятой классификацией документов, поступивших от организаций и граждан.

4. Написав слово «жалоба», желательно указать ее предмет (существо обжалуемого решения, действий (бездействия). Например,

«о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности»

, «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…», «на бездействие руководителя…», «на незаконные действия сотрудников милиции». 5. Четко, лаконично и по существу изложите суть проблемы, спора, назвав обстоятельства, на основании которых вы считаете, что обжалуемым решением, действиями (бездействием) нарушены ваши права, свобода и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность.

Не пренебрегайте указанием дат совершения вами, вашими контрагентами или должностным лицом контрольного органа действий (бездействия).

Если вы обращались с заявлениями, ходатайствами, указывайте даты их подачи в контролирующий орган, приводите и даты получения предписаний, постановлений и пр.

При этом помните, что многословный и бессистемно составленный документ труден для восприятия. Чиновник работает, прежде всего, с документами, он должен установить законность обжалуемого решения, действий (бездействия), но при этом не обязан вникать в суть проблем вашей компании. 6. Если вы ссылаетесь на какие-либо документы, следует в тексте жалобы привести их отдельные реквизиты (например, название, дата, номер) и указать: «копия прилагается» или «см.

приложения». Во всех подробностях приводить полные реквизиты и содержание этих бумаг излишне. 7. Обосновывать свои требования ссылками на закон, судебную практику необязательно, но желательно. 8. Отдельно сформулируйте свои требования и просьбы: «прошу отменить (изменить) постановление», «прекратить административное дело», «направить дело на новое рассмотрение», «отменить (смягчить, снизить) наказание (взыскание, штраф)», «освободить от ответственности».

9. В конце жалобы или в сопроводительном письме укажите наименование, реквизиты прилагаемых документов и количество листов.

Обращение подписывается заявителем — индивидуальным предпринимателем, а от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами или учредительными документами. 10. Обращение составляется в двух экземплярах.

Один экземпляр направляется по почте, передается непосредственно в уполномоченный орган или вручается должностному лицу на личном приеме.

Второй — остается у заявителя, как и документальные доказательства, что жалоба отправлена или передана в уполномоченный орган, его должностному лицу.

Подобные доказательства могут сыграть немаловажную роль в разрешении спора и будут свидетельствовать, что процессуальные сроки были соблюдены и контролирующие органы были, как минимум, проинформированы о нарушении.

Некоторые детали вопроса Если к жалобе не приложены доказательства, ее все равно обязаны принять к рассмотрению.

Некоторые из документов и их копии уже имеются в распоряжении нижестоящего органа и он в соответствии с существующим порядком передаст все материалы в вышестоящий орган или должностному лицу, рассматривающему жалобу. Кроме того, если у чиновников возникнет необходимость в получении дополнительных доказательств (например, для рассмотрения дела по существу) или в изучении подлинников, вы по первому требованию должны представить бумаги, нужные для ознакомления.

В противном случае чиновники смогут отказать в удовлетворении жалобы в связи с непредоставлением заявителем необходимых доказательств. Элементарные правила при представлении оригиналов для проверки подлинности Во-первых, попросите, чтобы устный запрос обрел, как это и положено по закону, официальную письменную форму, с указанием перечня, срока и места представления запрашиваемых документов, целей и предполагаемых сроков их возврата.

Во-вторых, с каждого документа снимите копию и заверьте ее нотариально либо у должностного лица, которое принимает документы. В-третьих, передавайте документы по акту, где указаны: основания для передачи документов, дата, реквизиты и полное наименование лица, которое передает документы, наименование органа, которому передаются документы, и Ф. И. О., должность лица, которому бумаги непосредственно вручаются.

Естественно, в акте следует привести название и полные реквизиты документов, а при необходимости кратко изложить их содержание. Впрочем, приведенные сведения можно указать и в сопроводительном письме, например:

«На ваш запрос №… от… о предоставлении документов для… направляем следующие документы…»

Когда по запросу передаются копии, это следует указать отдельно. Если оригиналы в контролирующем органе будут утеряны или испорчены, у вас на руках останутся доказательства, что бумаги действительно существовали и их порча или утрата произошла не по вашей вине.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЖАЛОБАМ Отказано в удовлетворении жалобы По результатам рассмотрения жалобы в ее удовлетворении может быть отказано. В данном случае признается правомерным обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица.

Жалоба удовлетворена Когда жалоба удовлетворяется, отменяется решение, приятое нижестоящим органом или его должностным лицом, либо признаются неправомерными их действия (бездействие). Жалоба может быть удовлетворена полностью или частично. Когда отменяется постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается либо назначается дополнительная проверка (например, если для доказательства вины правонарушителя собрано недостаточно документальных свидетельств или нарушена процедура привлечения к ответственности).

Удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо либо признает неправомерными действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции.

Отказ в рассмотрении жалоб Отказы в рассмотрении жалоб возможны:

  1. если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования;
  1. если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;
  1. если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ (с указанием причин) в рассмотрении жалобы. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в общем порядке. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с аналогичной жалобой.

Обжалование решения В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность подобного обжалования. Вторичное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, заявитель вправе обратиться и в прокуратуру.

Ответственность должностных лиц Во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц.

К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+