Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Медицинское право - Нужно ли проводить предрейсовый медицински осмотр для торговых представителей

Нужно ли проводить предрейсовый медицински осмотр для торговых представителей

Нужно ли проводить предрейсовый медицински осмотр для торговых представителей

Должен ли работник, используя личный автомобиль как служебный транспорт, оформленный доп. Соглашением проходить ежедневный рейсовый мед.осмотр


Здравствуйте. Работаю в фирме которая является подрядчиком у крупной нефтегазовой компании.

Поэтому по работе вынужден перемещаться по различным нефтегазовым месторождениям( это такое место где добывается нефть да газ), на для которых законодательно установлен пропускной режим. Моя работа заключается в обслуживании средств автоматизации, но так как нефтегазовые месторождения раскиданы от офиса на приличном расстоянии, то для оперативности, фирма где я работаю оформила по доп.соглашению, аренду моего личного легкового автомобиля, с оплатой аренды, и оплатой за управления мною в качестве водителя моим же автомобилем.

Для проезда на закрытую территорию нефтегазовых месторождений на автомобиль, а так же на меня оформлен пропуска установленного образца, в качестве водителя и в качестве специалиста. Так на своем автомобиле уже в качестве служебного перевожу, различные грузы в виде документов, и личного инструмента, приборов, спецодежды, компьютеров Нефтегазовая компания, установила проезд на территорию своих нефтегазовых месторождений, строго по путевкам. поэтому все водители подобных служебных тире личных машин, заезжают на закрытую территорию строго по путевкам формы №3, утвержденной постановлением №78 ГОСКОМСтатом РФ от 28.11.97.

Езжу и я таким образом через Контрольно-Пропускные Пункты, не регулярно, но в любое время суток, и бывает что заезжаю на месторождение не на один день и не на одну неделю. естественно что езжу не по своей прихоти, или желанию, и уже не первый год.

Но в последнее время, по всей видимости не так посмотрел на сотрудников охраны, да ещё и уволил своего нерадивого подчиненного, у которого папа бывший милиционер. вроде бы и мелочи, что сотрудники любой охраны обычно бывшие из всяких силовых ведомств, но работа спокойная у меня закончилась. Проблемы у меня возникли с прохождением досмотров на КПП, и в последнее во что уперлись сотрудники охраны, это в прохождение мною предрейсового мед.осмотра.

За который понятно что мне как водителю положено наказание, а так же моей организации, и самое хреновое что в данный момент нефтяная компания как подрядчик широко использует к своим подрядчикам штрафы, за то же несвоевременное мое прибытие. Главная претензия охраны это что бы был штампик медосмотра, в соответствии с законом, вплоть до разборчивой подписи медработника, ну и самая фишка уже всех пожалуй работников ГИБДД в Коми(охрана различных КПП так же не исключение), это ежедневный мед.осмотр в рейсе. Поэтому у меня следующий вопросы про предрейсовый медосмотр.

1. Обязателен ли предрейсовый осмотр водителю личного легкового автомобиля, сданного в аренду не транспортной фирме, если есть решения суда, как в пользу необязательности так и с обязательным мед осмотром?

вот пример про подобные ситуации https://sout-pmf.nethouse.ru/posts/1859819. 2. правомерны ли требования сотрудников охраны предприятия, что бы был обязательна в путевом листе легкового автомобиля отметка о ежедневном мед.осмотре, если автомобиль выехал в рейс до одного месяца, так как контроль за правильностью заполнения путевок входит в должностные обязанности сотрудника охраны режимного объекта? 3. как правильно по закону оформлять путевой лист легкового автомобиля, если лицо управляемое данным автомобилем вызван на устранение техногенной аварии.

Для пояснения. в 2 часа ночи, в праздник, подымает меня диспетчер заказчика мол авария, машин у него рабочих нет, поэтому ради бога приезжай на своей, мол все договорено на охране, через пару часов приезжаю под утро к КПП, а там типа нечего не знают разворачивают обратно, как раз из за штампика, ну не могут бдительные бойцы без штампика мед. осмотра пропустить, мол давай актик составим на нарушение, что в рейс вышел без мед.осмотра, разворачиваюсь обратно, за штампиком, так как до диспетчеров заказчика не дозвонился у них пересменка, и так джалее. Не успел до города доехать звонит шеф, что от заказчика пришел штраф на мою фирму, уже от нового диспетчера заказчика, который по утру не услышав меня на объекте, естественно расценил как не выход на устранение аварии.

4. Вот как в таком случае, закон рассматривает ситуацию что работник по закону должен в первую очередь устранять аварию, но он не может исполнить закон, и выехать на аварию так как ночью для таких случаев, не один мед.работник который по лицензии или договору проводит проверку не работает? Или что как вариант на каждый месяц оформлять месячную путевку, мол а вдруг если что случиться. 5. Права ли моя фирма, когда отказывается оплачивать мне тот же предрейсовый мед.

осмотр, для поездки мне на моем же личном легковым автомобилем, сданное мне же но уже в качестве водителя, если она ссылается на многочисленные юридические мнения, типа следующего что мол для меня мед.осмотр перед рейсом не нужен.

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости “Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители.

Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров. но ведь. главный государственный инспектор труда ГИТ в г.

Москве Азиз Хацаев, любой работник, использующий в работе служебный автомобиль, выполняет функцию водителя (постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

А раз он квалифицирован как водитель, то согласно ст. 20 Закона № 196-ФЗ работодатель обязан обеспечить прохождением им медосмотров (предрейсового и послерейсового).

Задача таких медосмотров — определение противопоказания к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст.

1 Закона № 196-ФЗ). Именно поэтому проводить медосмотры необходимо всем, раз законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

А в тоже время когда я еду из дома в свой офис, на своем автомобиле по личному делу, то мне почему уже ежедневный мед.осмотр по закону не нужен. Но как только я поеду в тот же офис из дома, по служебному делу срочно отвезти документы инструменты, и прочее, по тому же маршруту, в тоже время, и на том же своем личном автомобиле, то теперь мне уже нужен обязательный мед.осмотр, и так же все по закону. 6. Так кто все таки прав, нужен ли мед.осмотр, для путевого листа легкового автомобиля?

7. И как юридически назвать грамотно подобные законы, что если на работу на своем авто поедешь заявление на отпуск написать то уже по закону медик не нужен, через пол час на этом же автомобиле повез чертеж на работу то беги срочно за медиком, один и тот же маршрут, один и тот же автомобиль, один и тот же водитель, но такая вот существенная разница в стоимости и времени на поездку?

Как часто проходить осмотр?

Исходя из самого названия, проверка работника осуществляется перед выездом в рейс.

И если эти рейсы ежедневные, то и контролировать здоровье шофера требуется каждым утром. Однако п.4 Приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н гласит:

«Предсменные, предрейсовые медосмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены,рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.»

Таким образом, если в , а точнее в путевом листе автомобиля, указан маршрут из одного населенного пункта в другой (например Москва — Ставрополь, или Москва — Красногорск — Долгопрудный — Балашиха — Люберцы — Видное — Одинцово — Москва), то медосмотр необходимо пройти один раз перед выездом, не смотря на то сколько дней займет весь путь.

Таким образом работают дальнобойщики, которые посещают врача только перед выездом на место загрузки.

Бухгалтер на выезде

Перейдем теперь к случаю, когда работник время от времени управляет корпоративным транспортом. Например, бухгалтер раз или два в неделю объезжает филиалы компании и проверяет там работу ККТ.

Доказать, что такому бухгалтеру не нужно проходить предрейсовый медосмотр, сложнее всего.

Ведь тут выполняется условие о том, что автомобиль принадлежит организации. Да и путевой лист в этом случае, скорее всего, будет. Остается только апеллировать к тому, что и в пункте 3 Закона № 196-ФЗ, и в методичках Минздрава речь идет о профессиональных водителях —

«лицах, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств»

.

А сами медосмотры проводятся «перед началом рабочей смены водителей». В нашем же случае бухгалтер ну никак не является «лицом, принимаемым на работу в качестве водителя».

Да и «рабочая смена водителя» у него не начинается, поскольку работает он бухгалтером.

Арендуете авто у сотрудника? Водителя – на медосмотр

Добрый день, коллеги.4-5 июля я буду проводить по оптимизации налогов в Санкт-Петербурге.Одним из вопросов будет: как использовать автомобили своих сотрудников в служебных целях?

Есть варианты, как часть зарплаты заменить компенсационными выплатами за использование личного имущества.

При этом НДФЛ и страховые взносы будут ноль.

Также это имущество можно арендовать.Вы арендуете у своего сотрудника автомобиль, а он либо кто-то другой ездит на нем по служебным делам.

Например, легковой автомобиль, который возит директора или бухгалтера в банк. А может и сам сотрудник объезжает объекты, например, прораб или торговый представитель. Вопрос: надо ли проводить предрейсовые медицинские осмотры?

Давайте мы с вами подробно это разберем.Этот вопрос был задан мне по электронной почте. Полностью он звучит следующим образом:

«Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд компании»

?На основании п.1 ст. 20 и абзаца 5 п. 1 ст. 23 предрейсовые осмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.

Потому что этот человек не будет перевозить пассажиров.

При этом, организация обязана проводить осмотры в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя.

Порядок проведения медосмотров утвержден .

Посмотрите его .Следующий момент. По общему правилу необходимо проводить предрейсовые осмотры сотрудников, которые работают в должности водителя. Если сотрудник не является по должности водителем, но его работа связана с постоянными разъездами, он обязан проходить предрейсовые медосмотры.

Например, курьер, который занимается доставкой на служебном автомобиле, или менеджер, который ездит и принимает заказы.

Об этом сказано в и в ст. 23 Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, а также в ст. 213 ТК РФ.Если сотрудник не является по должности водителем, но использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медицинские осмотры. Однако мои специалисты в целях безопасности рекомендуют их тоже осматривать при выезде на рейс.Кто будет делать эти медосмотры?

К сожалению, сам работодатель этого делать не имеет права. Также он не может назначить сотрудника из компании, который будет проводить осмотры.

Даже если у этого работника высшее медицинское образование.Однако, государство о нас позаботилось.

У меня такие ощущения, что государство считает работодателя потенциальным возможным правонарушителем. Который только и думает о том, как бы выпустить на линию пьяного водителя.

Или посадить его за руль и отправить вместе с главбухом в банк. А еще лучше посадить пьяного менеджера или торгового представителя и отправить его по магазинам получать заказы.

Ну, нахрена все эти ужесточения?В соответствии с , а также .

Организация обязана заключить договор с медицинским учреждением, у которого есть лицензия на медицинскую деятельность.Работодатель мог бы проводить медосмотры, если в компании был бы создан медицинский пункт.

Получил бы лицензию на медицинскую деятельность о праве проведения таких осмотров.

Другой вариант – заключить договор с медицинской организацией и платить ей деньги.Мне это не очень понятно. Я никогда не видел ни одного бизнесмена, который, хотя бы помыслил о том, что можно пьяного водителя выпустить на линию.

Или выпившего сотрудника посадить за руль, что бы он бухгалтера повез в банк. Это невозможно. Я понимаю, когда это транспортная компания, водителей много.

Да и то заведующий гаражом с этим справился бы или другое ответственное лицо.Я недавно общался с женщиной, она медик и работает в медицинском учреждении. В автоколонне она является человеком, который производит предрейсовый досмотр. И по ее словам бывают случаи, когда и с похмелья кто-то приходит и давление подскочило.Цель статьи:

  1. Я решил дать вам эту информацию, чтобы уже не было каких-то двойных толкований.
  2. Напишите в комментариях, насколько нужна эта зарегулированность. Одно дело, когда это транспортная компания или организация по перевозке пассажиров. Много водителей работают на постоянной основе и тут необходим медпункт, лицензия или договор со сторонней организацией. Другое дело, когда речь идет об аренде машины у сотрудника или, оплаты ему компенсации за использование. Вы все равно должны проводить водителю медосмотр. Речь идет о том, что мы используем их имущество в служебных целях. При этом должны заморачиваться с этими медицинскими осмотрами. Как вы считаете, насколько это оправдано?

На 4-5 июля в г.

Санкт-Петербург мы с вами будем говорить не только об этом, но посмотрим огромное количество нормативной базы включая новую.Также проект Федерального закона на 117 страниц.

Его планируется принять в ближайшие дни. В связи с этим законом, уже с 2021 года вы не сможете выводить свои активы в безопасную зону в без НДС-ном режиме.

Или избавляться от виртуальных товарных остатков, так, чтобы не платить НДС и налог на прибыль. Все эти вещи можно будет законно делать, только в 2021 году. То есть сейчас. Дальше эти лазейки к чертовой матери перекрываются законом.

Плюс, по сути дела убивается ЕНВД-шный бизнес.Обо всем этом я расскажу на 4-5 июля в Санкт-Петербурге.

А также о всех законных способах оптимизации налогов.

Так что жду вас. Не пожалеете.Спасибо и удачи в делах. Владимир Туров — владелец и генеральный директор юридической компании «Туров и партнёры».

Практикующий и ведущий специалист по планированию налогов, построению холдингов и индивидуальных налоговых схем

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров. Записываем следующее:

  1. пол;
  2. дату и время прохождения медосмотра;
  3. дату рождения;
  4. заключение о результате медосмотра.
  5. результаты исследований;
  6. ФИО водителя;

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Использование в работе корпоративного автомобиля: нужен ли медосмотр, как для водителя?

25 февраля 2016

По мнению трудовой инспекции, работники, использующие в работе корпоративные автомобили, должны не только проходить все предусмотренные законом медосмотры, но и быть оформлены как водители в порядке совмещения профессий.

Но так как у большинства судов иное мнение, предписание ГИТ можно будет с легкостью оспорить.

  • Нужно ли работнику проходить медосмотры, если автомобиль предоставлен в качестве бонуса
  • Как доказать, что пользующийся служебным автомобилем работник не совмещает должность водителя
  • В каких случаях работник признается штатным водителем

На протяжении 2013 и 2014 годов трудовая инспекция проверяла компании, которые использовали в своей работе служебные автомобили.

Претензии контролеров коснулись двух моментов.

Во-первых, когда работники, использующие служебные автомобили, не проходят медосмотры (предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые), а также психиатрические освидетельствования. Во-вторых, когда эти работники не оформлены как водители в порядке совмещения профессий и им не производится доплата.

Во-вторых, когда эти работники не оформлены как водители в порядке совмещения профессий и им не производится доплата.

По мнению ГИТ, если работнику для выполнения трудовых обязанностей предоставлен корпоративный автомобиль, он является штатным водителем компании.

Работодатели, не желая проводить медосмотры и доплачивать подчиненным, маскируют предоставление автомобилей социальными благами (бонусами). Если ГИТ при проверке выявит подобную схему, она обяжет работодателя заключить с такими работниками соглашения к трудовым договорам о выполнении дополнительных функций водителей и организовать прохождение предусмотренных законом медосмотров.

Также всех работников, не прошедших медосмотры, отстранят от управления транспортными средствами компании. А если не истекли сроки давности, то компанию и ее директора оштрафуют по ст.

5.27 КоАП РФ за каждого водителя. Подобные требования инспекторов были восприняты многими компаниями, мягко говоря, как необоснованные.

Так как не все суды согласились с мнением контролеров, большинство предписаний и штрафов работодателям удалось оспорить. «ТС» опросил инспекторов и юристов, которые принимали участие в этих спорах, и выяснил, как работодателю доказать свою позицию в спорах с инспекцией.

Позиция инспекции: если работник использует в работе служебный автомобиль, значит, должен проходить медосмотрыАргумент компании: медосмотры должны проходить только штатные водители компании Помимо Трудового кодекса РФ (ч. 2 ст. 212) обязанность по проведению медосмотров возлагается на работодателей ст. 20 и ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196- ФЗ), а также ч.

2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

.

Отметим, что это требование касается всех штатных водителей. Причем неважно, перевозят они пассажиров или грузы по договорам с контрагентами или для внутренних целей компании.

В частности, Московский областной суд разъяснил, что назначение перевозок не имеет значения, главное — наличие факта эксплуатации транспортных средств (решение от 26.06.2014 по делу № 21–596/2014). Поэтому, даже если никаких договоров на поставку товаров с контрагентами не заключалось, а водитель, например, только развозит документы по офисам, он также должен проходить все предусмотренные законом медосмотры. По мнению трудовой инспекции, медосмотры должны проходить не только штатные водители, но и все сотрудники, использующие в работе служебные автомобили.

При этом не имеет правового значения то, что автомобили предоставлены им в качестве бонуса или как вспомогательное средство. Важен сам факт управления транспортным средством компании. Как разъяснил редакции «ТС» главный государственный инспектор труда ГИТ в г.

Москве Азиз Хацаев, любой работник, использующий в работе служебный автомобиль, выполняет функцию водителя (постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

А раз он квалифицирован как водитель, то согласно ст. 20 Закона № 196-ФЗ работодатель обязан обеспечить прохождением им медосмотров (предрейсового и послерейсового). Задача таких медосмотров — определение противопоказания к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст.

1 Закона № 196-ФЗ). Именно поэтому проводить медосмотры необходимо всем, раз законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия. Признаки выполнения работником трудовой функции водителя

  • Начало и окончание работы с использованием служебного автомобиля происходит с территории работодателя
  • Компания эксплуатирует транспортные средства
  • Автомобиль находится на балансе компании-работодателя
  • Компанией разработаны инструкции по охране труда при использовании работниками корпоративных автомобилей
  • Работник перевозит грузы или пассажиров.

Геннадий Шиндалев, главный государственный инспектор труда ГИТ в г.

Москве дополняет, что работники, использующие служебные автомобили, заняты на работах, связанных с движением транспорта (источником повышенной опасности).

Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на каждом рабочем месте. Значит, такие работники должны проходить психиатрические освидетельствования не реже одного раза в 5 лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ). Конечно, предписание инспектора можно попытаться обжаловать.

Суды обычно встают на сторону работодателей.

В частности, Нагатинский районный суд г.

Москвы в решении от 12.09.2014 по делу № 2–7982/2014 посчитал позицию инспекции необоснованной.

Он разъяснил, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить медосмотры (ст. 213 ТК РФ). Правительство РФ в соответствии с ч.

2 ст. 329 ТК РФ постановлением от 19.01.2008 № 16 (далее — Постановление № 16) утвердило перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Работники, которым автомобили были предоставлены в качестве бонусов, занимали должности торговых и медицинских представителей.

Они использовали транспорт компании не для перевозки грузов или пассажиров, а для передвижения, причем, как в рабочих, так и личных целях. Так как такие должности и работы не поименованы в указанном перечне, то отсутствуют основания считать, что работники являются штатными водителями и выполняют трудовую функцию по управлению транспортными средствами компании.

Значит, и проходить медосмотры им не нужно.

Также суд разъяснил, что автомобили были выделены работникам как вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей. При этом работники могли использовать их и в личных целях.

Например, для поездок с работы или на работу.

Анна Иванова, руководитель практики трудового права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» представляла интересы ряда компаний по подобным спорам с ГИТ.

Она рассказала «ТС», на чем строилась ее позиция в суде. Во-первых, что работники не выполняли работу, связанную с источниками повышенной опасности, так как использование служебных автомобилей в данном случае является формой улучшения их социально-бытовых условий и условий труда.

Во-вторых, что проверенные компании не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров и грузов.

Также она обратила внимание судов, что передвижение работников на автомобилях осуществлялось эпизодически, и поэтому рейсами не являлось.

Суд поддержал эти доводы и отменил предписания инспекции.

Стоит обратить внимание инспектора на приведенную позицию суда и Анны Ивановой.

Но даже если он ее не примет, у компании будут хорошие шансы оспорить предписание.

Претензии, касающиеся прохождения медосмотров и выполнения дополнительных функций водителей, ГИТ предъявляет только в тех случаях, когда предоставленный работнику автомобиль находится на балансе компании.

Если же работник использует для выполнения трудовой функции собственный автомобиль, претензий у проверяющих возникнуть не должно. Геннадий Шиндалев подтверждает, что при использовании в работе личного автомобиля на работника не могут распространяться требования трудового законодательства о прохождении медицинских осмотров.Поэтому стоит избегать схем с предоставлением работнику корпоративных автомобилей.

Геннадий Шиндалев подтверждает, что при использовании в работе личного автомобиля на работника не могут распространяться требования трудового законодательства о прохождении медицинских осмотров.Поэтому стоит избегать схем с предоставлением работнику корпоративных автомобилей. Схемы взаимодействия с подчиненными могут быть такими: компенсировать им стоимость аренды автомобилей или возмещать расходы за использование личных авто. Есть еще один вариант: при наличии зависимой компании или холдинговой структуры использовать перекрестное предоставление автомобилей одной компании работникам другой.

Во всех этих ситуациях автомобиль не принадлежит компании-работодателю.

Позиция ГИБДД: за езду на служебном автомобиле без медосмотра работник будет оштрафованАргумент компании: если работник не занимается перевозкой грузов и пассажиров, проводить медосмотры не нужно В ситуации, когда работник использует служебный транспорт в работе, но не перевозит на нем пассажиров или грузы, у работодателя, помимо ГИТ, проблемы могут возникнуть и с ГИБДД. Ведомство, как и трудовая инспекция, считает, что работники, использующие в работе служебные автомобили, обязаны проходить медосмотры. Если инспектор установит, что работник, например, не прошел предрейсовый медосмотр, он составит в отношении него протокол по ч.

2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств. В итоге работник будет оштрафован на 3 тыс.

руб. Отметим, оштрафовать могут и саму компанию-работодателя, а также ее должностных лиц. Судебная практика: Начальник отдела ГИБДД оштрафовал работницу по ч.

2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за то, что она не прошла предрейсовый медосмотр перед тем, как сесть за руль служебного автомобиля. В суде работница утверждала, что не перевозила пассажиров или грузы, а использовала автомобиль для передвижения в рабочих целях.

Суд разъяснил, что деятельность компании-работодателя связана, в том числе, с эксплуатацией транспортных средств. Значит, работники, использующие служебные автомобили, осуществляют транспортные перевозки.

При этом цель таких перевозок правового значения не имеет. В то же время все юридические лица, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны проводить предрейсовые медосмотры водителей (ст. 20 и ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Суд заключил, что работница должна была пройти предрейсовый медосмотр (решение Пермского краевого суда от 21.08.2014 по делу № 7–951/2014-21-581-2014). То есть претензии инспекторов в первую очередь коснутся компаний, деятельность которых по ОКВЭД связана с эксплуатацией транспортных средств. Причем даже в той ситуации, когда работники ничего не перевозят.

Скорее всего, на практике инспекторы ГИБДД будут предъявлять претензии и к работникам тех компаний, которые не занимаются эксплуатацией транспорта. Представляется, что требование сотрудников ГИБДД о прохождении медосмотров всеми работниками компании, использующими служебные автомобили, незаконно.

При обжаловании постановлений ГИБДД можно использовать те же доводы, что и в ситуации с предписаниями трудовой инспекции. Позиция инспекции: если автомобиль служебный, значит, нужно оформить совмещение работником работы водителяАргумент компании: если автомобиль предоставлен как бонус, то никакого совмещения профессий не возникает Трудовая инспекция считает, что любой работник, которому автомобиль предоставлен в качестве бонуса, фактически выполняет дополнительные обязанности по управлению транспортным средством.

При этом инспекция не обращает внимание на то, что такой работник может являться не штатным водителем, а, например, торговым представителем или менеджером.

Очевидно, что он использует служебный автомобиль не для перевозки пассажиров или грузов, а только как средство передвижения.

То есть никакой дополнительной работы не выполняет. По мнению Анны Ивановой, такая схема взаимоотношений с подчиненными не противоречит закону.

Стороны вправе предусмотреть в трудовом договоре положения об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). В такой ситуации управление автомобилем осуществляется работником по его усмотрению и не является обязательным требованием для выполнения трудовой функции. Но у контролеров иное мнение.

Они считают, что за управление автомобилем работодатель обязан доплачивать подчиненным. Причем даже в той ситуации, когда транспортное средство предоставлено в качестве бонуса. И никакие доводы на контролеров обычно не действуют.

Примером того может служить ряд проверок, инициированных территориальными ГИТ на основании приказа Роструда от 07.08.2013 № 175, который в свою очередь был издан во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец от 25.07.2013 № ОГ-П12-5345. Отметим, что поручение и приказ касались проверок компаний сферы строительства и автомобильного транспорта.

Но проверены были, в том числе, и многие компании, не относящиеся к данным отраслям, но имеющие на балансе транспортные средства. По результатам проверок ГИТ обязала компании заключить со всеми работниками, использующими автомобили, дополнительные соглашения к трудовым договорам о совмещении профессий водителей.

Также ГИТ предписала доплатить работникам за все время фактического управления автомобилями. Анна Иванова считает, что инспекторы вышли за пределы своих полномочий, потребовав заключения дополнительных соглашений о совмещении профессий (должностей): «заключение таких соглашений невозможно без согласия работников, которые его не давали. Поэтому многие работодатели отказались от принуждения работников к этому и были поддержаны судами.

Если же работник считает, что его права ущемляются, он вправе обратиться в суд. Такой подход вытекает из принципа свободы труда».

Некоторые компании в судебном порядке оспорили предписания инспекции. Они аргументировали свои требования тем, что служебные автомобили были выделены работникам в качестве бонусов. То есть предоставление автомобилей являлось дополнительной льготой, включенной в социальный пакет.

При этом автомобили работники могли использовать не только в рабочих, но и в личных целях. Например, для передвижения по городу при выполнении трудовых обязанностей или поездок с семьей за город.

Очевидно, что работник вправе использовать в данных целях и собственный автомобиль.

При этом штатным водителем компании он не станет. Работник должен возместить весь ущерб от ДТП, если в аварию на служебном автомобиле он попадет не при исполнении трудовых обязанностей. Такой вывод следует из п. 8 ч.

1 ст. 243 ТК РФ. Если же ДТП произойдет при выполнении трудовых обязанностей, то максимум чего сможет добиться компания, — взыскать с подчиненного средний заработок. Данный аргумент во многом оказался удачным.

Так, в одном деле суд согласился, что одного управления автомобилем для признания работника штатным водителем недостаточно.

Для этого в трудовую функцию работника должно входить управление транспортным средством с целью перевозки пассажиров или грузов. В обратном случае можно говорить лишь о том, что работник использует автомобиль в качестве инструмента для выполнения основной трудовой функции.

Цитируем документ: «Если автомобиль не служит рабочим местом работника, т.

е. <…> местом, где работник <…> обязан выполнять трудовую функцию водителя автомобиля (перевозить грузы, пассажиров <…>), если управление автомобилем <…> осуществляется по личному усмотрению работника, в том числе в целях приезда на работу или в место, куда ему следует прибыть для выполнения работы <…>, то отсутствуют основания утверждать, что <…> работник осуществляет трудовую функцию водителя автомобиля (решение Нагатинского районного суда г.

Москвы от 03.04.2014 по делу № 2–727/2014). Инспекция обжаловала данное решение суда, но Московский городской суд оставил его в силе (апелляционное определение от 18.07.2014 № 33–24668/2014).

Таким образом, при возникновении подобных споров с инспекцией в суде можно использовать следующие доводы:

  1. работник вправе использовать автомобиль как в рабочих, так и личных целях.
  2. автомобиль не является рабочим местом сотрудника;
  3. предоставление автомобиля является социальной гарантией;
  4. в трудовую функцию работника не входит перевозка грузов или пассажиров;

Конечно, разные суды могут высказывать разные точки зрения по одним и тем же вопросам. Но шанс оспорить подобное предписание инспекции высок.

Позиция инспекции: даже если автомобиль предоставлен для выполнения работы, сотрудник считается водителемАргумент компании: если в договоре прописана обязанность управления автомобилем, никаких доплат работнику не положено Также инспекторы ГИТ полагают, что работники, которым предоставлены служебные автомобили для выполнения трудовых обязанностей, выполняют дополнительные обязанности водителей, поэтому должны проходить медосмотры, и им нужно платить за совмещение.

Доказать обратное будет несколько сложнее, чем в ситуации с предоставлением автомобилей в качестве бонуса. Ведь в этом случае работники не могут использовать автомобили в личных целях, а, значит, это их сближает со штатными водителями. Чтобы избежать претензий проверяющих, можно закрепить в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему условие о том, что для выполнения трудовых обязанностей работнику предоставляется корпоративный автомобиль, который служит лишь вспомогательным средством выполнения подчиненным своей работы.

При этом в трудовую функцию работника не должны входить перевозка пассажиров или грузов. Подписывая трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, работник соглашается на все предусмотренные в них условия.

То есть получается, что в его обязанности уже входит управление автомобилем.

В то же время работник не выполняет какие-либо работы и не занимает должности, поименованные в Постановлении № 16. Значит, и никаких доплат ему не полагается, и он не должен проходить медосмотры. Если условие о предоставлении автомобилей не прописывать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, то придется доказывать, что работник использует служебный транспорт только как вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей.

Важно доказать суду, что работник не перевозит грузы или пассажиров, а автомобиль не является его рабочим местом.

В целом доводы аналогичны ситуации с предоставлением автомобилей в качестве бонуса.

Александр Попов, шеф-редактор журнала «Трудовые споры» Источник: e.tspor.ru Поделиться:

Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2021 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей.

Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью. Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав.

С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н

«Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

.

Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2021 году.

Как установлено п. 9

«Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

, все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

  1. Механик по выпуску автомобилей на линию – требования к образованию

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется: Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении».

Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.

Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

  1. Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Проводить мед.

обследование имеют право только лицензированные организации.

Само освидетельствование может осуществлять только медицинский работник со средним или высшим профильным образованием. Обычно транспортные компании заключают с такими организациями контракт на проведение осмотров на постоянной основе. Частая практика, когда, для экономии времени, специалист от организации постоянно присутствует на территории предприятия.

Правда, для этого организация должна позаботиться об оснащении специального кабинета. Дополнительная информация! Раньше медработник был прикреплен к каждому таксопарку, но сегодня получение лицензии, содержание персонала и приведение комнаты для медосмотра в порядок является нецелесообразным. Пункт приказа о том, кто может проводить ПМО

Если осмотр проводит организация

При проведении предрейсового осмотра водителей в отдельной организации введены на законодательном уровне определенные .

Главным, из которых является — наличие разрешительных документов.Согласно действующему регламенту требуется:

  1. наличие отдельных кабинетов, необходимых для приема водителей;
  2. обязанности врачей.
  3. освидетельствование, проводимое перед рейсом;
  4. список критериев, согласно которым осуществляется допуск водителей к управлению транспортом;
  5. обеспечение комфорта для медиков;
  6. перечень оказываемых услуг;

Для перевозки водителей транспорт выделяется организацией.

Законодательство в области предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании.

Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов.

В их числе положения трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.

20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г.

№ 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

.

В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров.

Стоит, однако, сказать, что согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению.

Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+