Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Нормативный правовой акт не может ухудшать

Нормативный правовой акт не может ухудшать

Нормативные и ненормативные правовые акты // Критерии разграничения и особенности оспаривания


Проблема разграничения нормативных и ненормативных правовых актов имеет не только академическое значение. Это показало одно из недавних Президиума ВАС РФ, в котором оспаривалось бездействие государственных органов, не вносивших изменения в лесохозяйственный регламент ( Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13705/11).

Проведенные заявителем лесоустроительные работы показали, что реальное состояние лесов не соответствовало указанному в регламенте.

В результате заявитель (арендатор), внося арендную плату, оплачивал объемы древесины, которых у него фактически не было. Без изменения регламента нельзя было изменить договоры аренды. Дело было направлено на новое рассмотрение, в том числе для исследования того, является ли регламент нормативным актом.

Позже данное дело стало примером для обсуждения на заседании Научно-консультативного совета ВАС РФ, призванного ответить на вопрос, какой акт считать нормативным (Закон.ру писал об этом заседании ).

Авторы , подготовленной к заседанию, посчитали возможным отнести лесохозяйственный регламент к нормативным документам. Он определяет порядок использования лесов и требования к их защите, обязательные для исполнения гражданами и юридическими лицами.

Поэтому его можно признать нормативным актом, несмотря на временный характер (действует 10 лет). Трудности с определением нормативного характера того или иного официального документа встречаются и в других случаях. Например, остаётся открытым вопрос о том, может ли налогоплательщик обжаловать письма Министерства финансов, на которых строится правоприменительная практика налоговых органов (подробнее об этом ).

Ситуацию усложняет то, что высшие суды по-разному подходят к решению данной проблемы. Верховный Суд ориентируется прежде всего на формальные признаки нормативного правового акта, в частности, издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом или должностным лицом (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

).

Акт, принятый с нарушением указанных требований, не будет признан нормативным, даже если содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц (см. подробнее: Медведев И.Р. Оспаривание неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов: последняя практика Верховного Суда Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс.

2008. № 11, 12). Для арбитражных судов содержание акта является приоритетным по отношению к признакам, определяющим его форму.

Вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например, государственной регистрации, опубликования в официальном издании. Похожей позиции придерживается и Конституционный Суд. При оспаривании нормативных правовых актов могут возникнуть и другие трудности.

Например, содержание лесохозяйственных регламентов, о которых говорилось выше, зависит от результатов исследования состояния лесов. Поэтому разумно допустить возможность оспаривания лесохозяйственного регламента вследствие несоответствия его фактическому состоянию лесов. Однако ч. 4 ст. 194 АПК РФ предусматривает возможность проверки нормативного правового акта только на предмет его соответствия иному нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой.

Сходными особенностями обладают и другие официальные документы, а именно: (1) акты, устанавливающие регулируемые цены (тарифы); (2) акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки недвижимости; (3) акты об утверждении ставок и порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; (4) акты о резервировании земельных участков для государственных, муниципальных нужд; (5) акты об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, зон с особыми условиями использования территории; (6) генеральные планы поселений, городских округов; (7) схемы территориального планирования. В связи с этим предлагаем к обсуждению ряд вопросов, связанных с разграничением нормативных и ненормативных правовых актов, а также порядком применения главы 23 АПК РФ

«Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов»

: 1) Достаточно ли выработанных теорией права и воспринятых судебной практикой критериев для определения и разграничения нормативных и ненормативных правовых актов?

2) Можно ли относить письма Министерства финансов к нормативным правовым актам и допускать их оспаривание по правилам главы 23 АПК РФ?

3) Можно ли считать лесохозяйственный регламент нормативным правовым актом? 4) Возможно ли применение норм главы 23 АПК РФ к оспариванию лесохозяйственного регламента вследствие несоответствия его фактическому состоянию лесов? 5) Нуждается ли глава АПК в изменении, которое учитывало бы специфику оспаривания правовых актов вследствие их экономической необоснованности, несоответствия фактической обстановке?
5) Нуждается ли глава АПК в изменении, которое учитывало бы специфику оспаривания правовых актов вследствие их экономической необоснованности, несоответствия фактической обстановке?

[] Локальные нормативно-правовые акты, принимаемые работодателем самостоятельно

К таковым, к примеру, относится положение о персональных данных работников (ст.87 ТК РФ).

Признаки:

  1. По общему правилу, работодатель в пределах своей компетенции принимает самостоятельно все локальные нормативно-правовые акты, если иное не предусмотрено законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями. Однако, в случае отсутствия в организации представительного органа работников, полномочного выражать их мнения и участвовать от их лица в процессе согласования, работодатель принимает все локальные нормативно-правовые акты самостоятельно.
  2. Принимаются работодателем лично без согласования или учета мнения работников.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 38-АПГ16-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕот 15 февраля 2017 г.

N 38-АПГ16-11Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составепредседательствующего Зинченко И.Н.,судей Корчашкиной Т.Е.

и Горчаковой Е.В.при секретаре Костереве Д.А.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матыкина Н.И.

к Собранию депутатов муниципального образования город Новомосковск о признании не действующим в части пункта 3 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6

«О внесении изменений в Положение о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск»

по апелляционной жалобе Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск на решение Тульского областного суда от 20 сентября 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Матыкина Н.И.Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Совета депутатов муниципального образования город Новомосковск Лажевского К.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Матыкина Н.И. — адвоката Родионова Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерацииустановила:26 августа 2014 года Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск Тульской области принято решение N 14-13

«Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск»

. Данное решение подписано Главой муниципального образования город Новомосковск, обнародовано путем размещения в период с 26 августа 2014 года по 01 сентября 2014 года на информационных стендах в местах, установленных решением Собрания депутатов, а также посредством опубликования 26 августа 2014 года на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и вступило в силу со дня его официального обнародования — 26 августа 2014 года (пункт 4 Решения).

31 мая 2016 года Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск принято решение N 44-6

«О внесении изменений в Положение о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск»

, подписанное заместителем председателя Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск и обнародованное тем же способом (путем размещения в период с 01 июня 2016 года по 03 июня 2016 года на информационных стендах в местах, установленных решением Собрания депутатов, а также посредством опубликования 01 июня 2016 года на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), которым пункт 6 раздела 2 названного Положения изложен в следующей редакции:»6. Основаниями для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда являются:1) наличие у Заявителя, претендующего на исключение жилого помещения из числа служебного, либо у членов его семьи жилого помещения, находящегося в собственности;2) получение Заявителем либо членом его семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;3) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.

5 настоящего Положения;4) отсутствие условий исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда, указанных в п. 4 настоящего Положения

«.Согласно пункту 3 данного решения оно вступает в силу со дня его официального обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 «

Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск», то есть с 26 августа 2014 года.

Ранее действовавшая редакция пункта 6 раздела 2 вышеупомянутого Положения такого основания для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда, как «получение Заявителем либо членом его семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения», не содержала.Матыкин Н.И.

Ранее действовавшая редакция пункта 6 раздела 2 вышеупомянутого Положения такого основания для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда, как

«получение Заявителем либо членом его семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения»

, не содержала.Матыкин Н.И.

обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, о признании не действующим с момента принятия пункта 3 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6 в части придания данному нормативному правовому акту обратной силы и распространения его действия на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13, ввиду его противоречия положениям Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, частям 6, 9 статьи 45 Устава муниципального образования город Новомосковск.Полагал, что оспариваемая норма не соответствует конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, а также принципу определенности и стабильности правового регулирования.Ссылался на нарушение его права на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, которое он имел в соответствии с редакцией указанного выше Положения, действовавшей на момент его обращения по данному вопросу 21 января 2016 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск.Решением Тульского областного суда от 20 сентября 2016 года административный иск удовлетворен.В апелляционной жалобе Собрание депутатов муниципального образования город Новомосковск, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Матыкина Н.И. Полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки обстоятельствам, имеющим значение для дела, судом также допущены нарушения норм материального права. Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Тульской области, представителем административного истца Матыкина Н.И.

по доверенности Родионовым Д.В. представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.В соответствии с , Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.Согласно Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным , другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе иных полномочий: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Российской Федерации, настоящим , другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации ( Жилищного кодекса РФ).

В силу Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.На основании статьи 45 Устава муниципального образования город Новомосковск в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные правовые акты Собрания депутатов.Собрание депутатов является постоянно действующим выборным представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск (часть 2 Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 4 октября 2013 года N 2-1).В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования город Новомосковск в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск находится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 января 2016 года Матыкин Н.И.
В силу Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.На основании статьи 45 Устава муниципального образования город Новомосковск в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные правовые акты Собрания депутатов.Собрание депутатов является постоянно действующим выборным представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск (часть 2 Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 4 октября 2013 года N 2-1).В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования город Новомосковск в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск находится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 января 2016 года Матыкин Н.И.

обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения с занимаемой им на основании договора найма специализированного жилого помещения от 13 января 2011 года квартиры, расположенной по адресу: <.>.19 февраля 2016 года в удовлетворении заявления Матыкину Н.И.

отказано со ссылкой на выдачу ему и его семье (жена и двое детей) 16 ноября 2015 года свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Тульской области в размере 818975 рублей по «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014 — 2021 годы» федеральной целевой программы «Жилище».Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 18 апреля 2016 года данный отказ в снятии статуса служебного помещения признан незаконным и на администрацию муниципального образования город Новомосковск возложена обязанность по устранению допущенного нарушения путем повторного рассмотрения заявления Матыкина Н.И.Во исполнение указанного решения суда администрация муниципального образования город Новомосковск повторно рассмотрела обращение Матыкина Н.И. от 21 января 2016 года, отказав в его удовлетворении письмом от 07 июня 2016 года N 4197-оп/03-61 со ссылкой на подпункт 2 пункта 6 раздела 2 вышеупомянутого Положения (в редакции решения Собрания депутатов от 31 мая 2016 года N 44-6) по причине получения семьей Матыкина Н.И.

составом из четырех человек (включая жену и двоих детей) социальной выплаты в размере 818975 рублей по «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014 — 2021 годы» федеральной целевой программы «Жилище» с перечислением денежных средств в полном объеме.Считая, что нормативным правовым актом органа местного самоуправления затрагиваются права и законные интересы, Матыкин Н.И. обратился в суд за его оспариванием в указанной части.Как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое административным истцом в части решение принято компетентным органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования.В то же время анализ положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, , , , , Жилищного кодекса РФ, Устава муниципального образования город Новомосковск позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что расширив решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6 перечень оснований для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и распространив его действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 «Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск», то есть с 26 августа 2014 года, представительный орган местного самоуправления ухудшил положение Матыкина Н.И., лишив его права на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, которое он имел в соответствии с первоначальной редакцией названного Положения, действовавшей на момент его обращения по данному вопросу 21 января 2016 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск.Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее федеральное законодательство не предусматривает наличие такого права у гражданина как право на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного по его личному заявлению, вследствие чего оспариваемое решение в части не ухудшает положение и не ограничивает права и свободы административного истца, основаны на неправильном толковании норм материального права.Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и отмена для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, противоречат требованиям, вытекающим из , , , , 55 ( и ), Конституции Российской Федерации.Наделение Жилищным РФ органов местного самоуправления полномочиями в области жилищных отношений не предполагает произвольного осуществления таких полномочий.При этом возможность придания обратной силы нормативным правовым актам органов местного самоуправления зависит от действия норм законов или иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, во исполнение которых они приняты, а также ограничивается конституционным запретом на ухудшение и ограничение прав и законных интересов человека и гражданина.Как правильно указано судом, необходимость принятия оспариваемого в части решения во исполнение какого-либо нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу и введенного в действие по состоянию на 26 августа 2014 года, административным ответчиком не доказана, а Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается последний, к числу таких правовых норм не относится, поскольку отношений, по поводу которых принят оспариваемый в части нормативный правовой акт, не регулирует.Судом также установлено, что применение оспариваемого акта в отношении Матыкина Н.И.

ставит его в неравное положение с другими лицами, которые до его принятия воспользовались правом снятия статуса служебного жилого помещения на основании решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 (в первоначальной редакции).В силу положений части 9 статьи 45 Устава муниципального образования г.

ставит его в неравное положение с другими лицами, которые до его принятия воспользовались правом снятия статуса служебного жилого помещения на основании решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 (в первоначальной редакции).В силу положений части 9 статьи 45 Устава муниципального образования г. Новомосковск муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).Таким образом, придание оспариваемому акту обратной силы не соответствует приведенным выше правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и противоречит конституционным принципам правовой определенности и стабильности законодательного регулирования, недопустимости придания обратной силы нормативному правовому акту, ухудшающему правовое положение граждан, а также равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в федеральном законодательстве возможности одновременного получения субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и жилого помещения по договору социального найма, что влечет за собой злоупотребление правом со стороны гражданина, указывают на несогласие с выдачей Матыкину Н.И. субсидии и снятием с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, что не является предметом рассмотрения данного дела, и поэтому не могут являться основаниями к отмене постановленного по делу решения суда.Исходя из изложенного, ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы материального права, Судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.Другие доводы апелляционной жалобы не содержат доводов, предусмотренных административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь — Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,определила:решение Тульского областного суда от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Тульской области — без удовлетворения.——————————————————————

Рекомендуем прочесть:  Пояснения к тракторным правам

Вопрос: действие нормативных правовых актов во времени.

Обратная сила закона. Переживание закона

Стр 11 из 17Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативный правовой акт- это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Время действия акта определяется двумя моментами: 1.

Вступление акта в силу; 2. Утрата актом юридической силы; Нормативный акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы. Вступление нормативно — правового акта в силу определяется либо в самом акте, либо в специальном документе, касающемся этого акта, либо же, если этого не сделано, действуют общие правила вступления акта в силу. Вступление нормативного акта в силу определяется следующими способами: 1.

Указанием на точную дату; 2. Увязывается с каким-либо фактом, с наступлением каких-либо событий; 3. Увязывается с моментом официального опубликования, либо с момента опубликования, либо по истечении какого-то времени с момента опубликования; 4.

В случае, если никакой из вышеназванных способов не был использован, действуют общие правила вступления нормативных актов в силу; Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу. Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию.

Без выполнения этих условий указанные акты не вступают в юридическую силу.

Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования. Официальным опубликованием признается первое помещение полного текста нормативно — правового акта официальном издании для всеобщего сведения.

Согласно Конституции РФ неопубликованные для всеобщего законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, на территории РФ не применяются.

Официальными изданиями, источниками официального опубликования являются: 1. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ и Правительства РФ – «Российская газета» и Собрание законодательства РФ; 2. Для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности граждан – «Российская газета» и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; 3.

Для отдельных видов нормативных актов законодательно могут предусматриваться особые источники официального опубликования, например, «Вестник Центробанка РФ2 для актов Центробанка РФ; Прекращение действия нормативно-правовых актов (утрата актами юридической силы) осуществляется следующими способами: 1. Прямая отмена НПА (издается документ, который официально отменяет действие одного или ряда актов); 2.

Фактическая отмена (по тем же вопросам принимаются новые правила регулирования, хотя формально предыдущие акты и не отменялись); 3. Истечение срока действия нормативно — правового акта (действует в отношении нормативных актов временного действия); Обратная сила закона (ретроактивность)распространение действия закона на отношения, возникшие до его издания.

Как правило, закон обратной силы не имеет, т. е. он применяется только к отношениям, правам и обязанностям, которые возникли после вступления данного закона в силу.

Это вносит определённость и устойчивость в общественную жизнь, в осуществление правовых предписаний, создаёт у граждан уверенность в незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующими законами. При необходимости законодатель может специальным указанием придать тому или иному закону (иногда некоторым статьям закона) обратную силу, т.

е. распространить вновь принятый закон на отношения, которые возникли ранее.

В соответствии со ст. 54 Конституции РФ* закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр., в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие.
Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие.

Напр., согласно ст. 10 УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е.

распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом. Кроме случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать «переживанием» старого акта.

(ультраактивность) Это – явление, по своему характеру противоположное обратной силе нормативного акта. Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта.

«Переживание» закона возможно только применительно к длящимся отношениям. Оно применяется, как правило, в случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного акта. Так, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2001 г.

«О политических партиях» действовала норма Федерального закона «Об общественных объединениях», которая содержала указание о применении в отношении оснований и порядка учреждения политических партий соответствующих статей Закона СССР 1990 г. «Об общественных объединениях» 11Рекомендуемые страницы: | |

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений.

Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009

«Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается.

Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция.

Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств. Минюст РФ в

«Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер. Ненормативные акты издаются в самых разных формах.

Однако следует обратить внимание на следующее.

По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными.

Тем не менее существуют исключения из этого правила.

Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов.

Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

Комментарий к Статье 8 ТК РФ

В статье 8 Трудового кодекса РФ говорится, что все работодатели обязаны принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции.

В некоторых случаях работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (профсоюза). Следует отметить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению.

2.5. Порядок оформления муниципального нормативного правового акта о признании утратившими силу (об отмене, приостановлении действия) муниципальных нормативных правовых актов

2.5.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГОПРАВОВОГО АКТА О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ (ОБ ОТМЕНЕ,ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ) МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХПРАВОВЫХ АКТОВМуниципальные акты могут быть отменены, признаны утратившими силу или их действие может быть приостановлено (статья 48 Федерального закона N 131-ФЗ).Отмена или приостановление действия муниципального акта может осуществляться тем органом или должностным лицом местного самоуправления, которые приняли (издали) данный акт, а также судом.При отмене или приостановлении действия муниципального акта органа местного самоуправления в настоящее время не существующего (упраздненного), либо в случае изменения полномочий органа или должностного лица, отмена или приостановление действия муниципального акта осуществляется тем органом или должностным лицом местного самоуправления, который наделен полномочиями принятия такого акта на момент его отмены или приостановления его действия.В части, регулирующей осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, решение об отмене или приостановлении действия правового акта органа местного самоуправления осуществляется уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).Примеры:СОВЕТ НОГИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯНИЖНЕКАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИРЕШЕНИЕ10 сентября 2018 г.N 126Об отмене отдельных муниципальных правовых актовРуководствуясь протестом прокурора, на основании Устава Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области, принятого решением Совета Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области от 18 августа 2014 г. N 115, Совет Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области решил:1.

Отменить:решение Совета Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области от 27 августа 2012 г. N 122

«О правилах благоустройства территории Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области»

;решение Совета Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области от 20 ноября 2015 г. N 210

«Об утверждении Положения о порядке оказания платных услуг (работ) муниципальными казенными учреждениями культуры Ногинского сельского поселения Нижнекаменского муниципального района Вологодской области»

.илиАДМИНИСТРАЦИЯ НОВОИЗМАЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТАТАЛИМОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИПОСТАНОВЛЕНИЕ22 октября 2018 г.N 232рабочий поселок ПервомайскийОб отмене постановления Администрации Новоизмайловского сельскогосовета Талимовского муниципального района Тамбовской областиот 20 февраля 2018 г.

N 80

«Об утверждении Правил использованияводных объектов общего пользования, расположенных на территорииНовоизмайловского сельского совета Талимовского муниципальногорайона Тамбовской области, для личных и бытовых нужд»

В целях приведения нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией Новоизмайловского сельского совета Талимовского муниципального района Тамбовской области, в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь Уставом Новоизмайловского сельского совета Талимовского муниципального района Тамбовской области, принятый решением Совета депутатов Новоизмайловского сельского совета Талимовского муниципального района Тамбовской области от 10 октября 2016 г.

N 36, постановляю:1. Отменить как противоречащее действующему законодательству Российской Федерации постановление Администрации Новоизмайловского сельского совета Талимовского муниципального района Тамбовской области от 20 февраля 2018 г. N 80

«Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Новоизмайловского сельского совета Талимовского муниципального района Тамбовской области, для личных и бытовых нужд»

.2. Настоящее постановление опубликовать в газете «Наш край» и разместить на официальном сайте Администрации Новоизмайловского сельского совета Талимовского муниципального района Тамбовской области в сети интернет (www.novoizmaylov-selsovet.ru).Муниципальные акты или их отдельные положения признаются утратившими силу, то есть прекращают свое действие:в случае истечения срока их действия в целом или их отдельных положений;вступления в силу иных муниципальных актов, регулирующих те же общественные отношения, что и действующий муниципальный акт;в целях приведения муниципальных актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.Признание муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу осуществляется муниципальным актом того же вида и того же органа, принявшего (издавшего) данный муниципальный акт.При признании утратившим силу муниципального акта органа местного самоуправления, в настоящее время не существующего или упраздненного, а также в случае изменения полномочий органа или должностного лица признание муниципального акта утратившим силу осуществляется тем органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится решение вопросов, урегулированных в признаваемом утратившим силу муниципальном акте на момент возникновения такой необходимости.Перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу или структурные единицы которых признаются утратившими силу, может быть изложен:в отдельном муниципальном акте;в самостоятельной структурной единице муниципального акта, устанавливающего новое правовое регулирование;в самостоятельной структурной единице муниципального акта о внесении изменений в муниципальные акты и признании утратившими силу отдельных муниципальных актов.В перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются муниципальные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью.При этом отдельными позициям указываются как сам муниципальный акт, так и все муниципальные акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения.Примеры:1.

Признать утратившим силу решение Совета депутатов Каширского муниципального района Калужской области от 25 октября 2017 г.

N 350

«Об установлении ежемесячных стимулирующих выплат медицинским сестрам муниципальных дошкольных образовательных учреждений»

.или1. Утвердить местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования

«Горьковское сельское поселение Александровского муниципального района Астраханской области»

согласно приложению к настоящему решению.2.

Признать утратившими силу:решение Собрания депутатов муниципального образования

«Горьковское сельское поселение Александровского муниципального района Астраханской области»

от 13 мая 2016 г.

N 24

«Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «

Горьковское сельское поселение Александровского муниципального района Астраханской области».решение Собрания депутатов муниципального образования «Горьковское сельское поселение Александровского муниципального района Астраханской области» от 24 июля 2017 г. N 36

«О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования «

Горьковское сельское поселение Александровского муниципального района Астраханской области» от 13 мая 2016 г.

N 24

«Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «

Горьковское сельское поселение Александровского муниципального района Астраханской области».или1.

Утвердить Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Щелковского муниципального района Омской области, согласно приложению к настоящему постановлению.2. Признать утратившим силу пункт 3 постановления Главы Щелковского муниципального района Омской области от 19 марта 2016 г. N 67

«О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Щелковского муниципального района Омской области»

.Если признается утратившим силу муниципальный акт, которым ранее признавался утратившим силу другой муниципальный акт, ранее признанный утратившим силу муниципальный акт не становится действующим.

Для того чтобы такой правовой акт стал действующим или стали действовать правовые нормы, которые в таком правовом акте содержались, необходимо принять его заново с прежним наименованием и содержанием.Как указывалось выше, если принятый муниципальный акт еще не вступил в силу, а необходимость в уже нем отпала, то применяется термин «отменить».Если утрачивает силу не весь в целом муниципальный акт, а только его отдельные структурные единицы, признавать муниципальные акты утратившими силу «частично» не рекомендуется.Структурные единицы муниципального акта признаются утратившими силу путем внесения изменений в виде утраты силы отдельными позициями — указывается как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.В исключительных случаях муниципальный акт или его структурная единица, может утрачивать силу в неотделимой части, если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу.Примеры:Признать утратившим силу постановление Администрации городского округа «Город Сергеевск» Воронежской области от 17 июля 2016 г.

N 98-ПА

«Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «

Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» в части, касающейся обеспечения оплаты труда.илиПризнать утратившим силу пункт 4 постановления Главы Щелковского муниципального района Омской области от 19 марта 2016 г.

N 67

«О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Щелковского муниципального района Омской области»

в части сроков сдачи отчетности.Примечания к статьям, пунктам, сноски также должны при необходимости признаваться утратившими силу.Например, если статья (пункт) муниципального акта содержала примечание, то при признании данной статьи (пункта) утратившей силу, признается утратившей силу и примечание к ней (к нему).Не допускается признание утратившими силу основных муниципальных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех муниципальных актов или их структурных единиц, которыми в разное время в основной муниципальный акт вносились изменения. Под изменениями, которые необходимо признать утратившими силу, понимается следующее:изложение муниципального акта или его структурных единиц в новой редакции;дополнение муниципального акта новыми структурными единицами;дополнение структурных единиц муниципального акта словами, цифрами, предложениями;замена слов, цифр.Не рекомендуется признавать утратившим силу муниципальный акт о внесении изменений, если основной муниципальный акт продолжает действовать.При признании утратившим силу муниципального акта необходимо выявить положения иных муниципальных актов, содержащих ссылку на него. Такие нормы необходимо изменить, исключив ссылки на признаваемый утратившим силу муниципальный акт.В случае если признание утратившим силу муниципального акта оформляется отдельным проектом, то наименование такого проекта должно отражать предмет его регулирования и содержать слова «о признании утратившими силу».Если муниципальный акт предусматривает признание утратившим силу одного муниципального акта в целом, наименование акта, подлежащего признанию утратившим силу, указывается в тексте муниципального акта о признании утратившим силу.Пример:О признании утратившим силу решения Совета депутатов Алексеевскогосельского поселения Ивановского муниципального района Орловскойобласти от 13 мая 2015 г.

N 94

«Об утверждении Положения о местныхналогах на территории Алексеевского сельского поселения Ивановскогомуниципального района Орловской области»

Если текст муниципального акта содержит только перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то его наименование рекомендуется оформлять следующим образом.Пример:О признании утратившими силу некоторых постановленийАдминистрации Новоясеневского муниципального районаРостовской областиилиО признании утратившими силу отдельныхправовых актов Главы Новоясеневского муниципального районаРостовской областиОформление одновременного внесения изменений в муниципальный акт и признания утратившим силу структурных единиц этого же муниципального акта рассмотрено в пункте 2.4 главы 2 настоящих методических рекомендаций.Положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).Наименование такого муниципального акта должно отражать предмет его регулирования и содержать слова «о внесении изменений».

Например, если текст муниципального акта предусматривает внесение изменений в муниципальный акт и содержит перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то его наименование рекомендуется оформлять следующим образом:О внесении изменений и признании утратившими силу отдельныхнормативных правовых актов Совета депутатов Щелковскогомуниципального района Омской области об установлении тарифов науслуги, оказываемые муниципальным автономным физкультурно-спортивным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва»Пример оформления одновременного внесения изменений в муниципальный акт и признании муниципальных актов утратившими силу:О внесении изменений и признании утратившими силу некоторыхнормативных правовых актов Заславского городского Собраниядепутатов Каширского муниципального района Рязанской области1.

Внести в Положение о комиссии Заславского городского Собрания депутатов Каширского муниципального района Рязанской области по мандатам и депутатской этике, утвержденное решением Заславского городского Собрания депутатов Каширского муниципального района Рязанской области от 16 июля 2015 г. N 12, следующие изменения:в пункте 5 слова «Мэра города Заславска» заменить словами «Председателя Заславского городского Собрания депутатов».2.

Внести в Положение о гербе города Заславска, утвержденное решением Заславского городского Собрания депутатов Каширского муниципального района Рязанской области от 16 июня 2016 г. N 10, следующие изменения:1) в пункте 6 слова «Мэра города Заславска» заменить словами «Главы Председателя Заславского городского Собрания депутатов»;2) абзац второй пункта 8 изложить в новой редакции:»отличительных знаках, Знаках почета города Заславска, Главы Администрации города Заславска; отличительных знаках, наградах Заславского городского Собрания депутатов, Администрации города Заславска;».3.

Признать утратившим силу решение Заславского городского Собрания депутатов Каширского муниципального района Рязанской области от 20 ноября 2011 г. N 9

«Об утверждении Правил этики депутата Заславского городского Собрания депутатов»

.4.

Настоящее решение опубликовать в газете «Округа».5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.Перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, чтобы не был упущен ни один муниципальный акт, противоречащий действующему законодательству, и не были включены для признания утратившими силу муниципальные акты или их части, которые должны сохранить свое действие.При включении каждого муниципального акта в перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны:вид правового акта;наименование органа (должностного лица), принявшего акт;дата и номер его принятия (издания);наименование правового акта.Муниципальные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (нумеруются как подпункты) либо оформляются в виде абзацев.Если перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, оформлен в виде отдельного приложения, тогда рекомендуется нумеровать муниципальные акты как пункты.Примеры:О признании утратившими силу отдельных постановленийАдминистрации Новоясеневского муниципального районаРостовской области1. Признать утратившими силу:постановление Администрации Новоясеневского муниципального района Ростовской области от 10 августа 2015 г.

N 156

«Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель и проведению проверок соблюдения земельного законодательства на территории Новоясеневского муниципального района Ростовской области»

;постановление Администрации Новоясеневского муниципального района Ростовской области от 26 сентября 2017 г. N 183 «О внесении изменений в постановление Администрации Новоясеневского муниципального района Ростовской области от 10 августа 2015 г.

N 156

«Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель и проведению проверок соблюдения земельного законодательства на территории Новоясеневского муниципального района Ростовской области»

.илиО признании утратившими силу отдельных решений Земского собранияСеверного муниципального района Мурманской области1. Признать утратившими силу:1) решение Земского Собрания Северного муниципального района Мурманской области от 14 марта 2005 г. N 182

«Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»

;2) решение Земского Собрания Северного муниципального района Мурманской области от 28 августа 2016 г.

N 145 «О внесении изменений в решение Земского Собрания Северного муниципального района Мурманской области от 14 марта 2005 г. N 182

«Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»

.илиПриложение 2к решению Совета депутатовмуниципального образования»Городской округ Измайлово»Тульской областиот 22 мая 2018 г. N 112ПЕРЕЧЕНЬутративших силу решений Совета депутатов муниципальногообразования «Городской округ Измайлово» Тульской области1.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Измайлово» Тульской области от 12 декабря 2010 г. N 432

«Об утверждении положений, определяющих оплату труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальной службы, работников занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности аппарата Администрации муниципального образования «

Городской округ Измайлово» Тульской области».2.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Измайлово» Тульской области от 10 октября 2015 г. N 334

«Об утверждении Положения об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальной службы и работников, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Администрации муниципального образования «

Городской округ Измайлово» Тульской области».3.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Измайлово» Тульской области от 23 августа 2017 г. N 48

«О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «

Городской округ Измайлово» Тульской области от 10 октября 2015 г. N 334

«Об утверждении Положения об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальной службы и работников, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Администрации муниципального образования «

Городской округ Измайлово» Тульской области».4.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Измайлово» Тульской области от 22 июля 2016 г. N 42

«Об утверждении Порядка передачи подарков, полученных председателем Совета депутатов муниципального образования «

Городской округ Измайлово» Тульской области и Главой муниципального образования «Городской округ Измайлово» Тульской области в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями».Не допускается изменение нумерации разделов, глав, статей, пунктов, подпунктов муниципального акта при признании утратившими силу его структурных единиц.При признании утратившими силу нескольких абзацев подряд каждый из них указывается индивидуально.Пример:Внести в постановление Администрации городского округа «Город Сергеевск» Воронежской области от 12 апреля 2014 года N 94-ПА «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории городского округа «Город Сергеевск» Воронежской области следующие изменения:1) признать утратившими силу абзацы третий и четвертый пункта 5;В случае если самостоятельная структурная единица признается утратившей силу, то утрачивают силу все входящие в ее состав структурные единицы.Пример:при признании утратившим силу пункта 5, одновременно утрачивают силу все абзацы, относящиеся к этому пункту:5.

Для решения поставленных задач местная администрация осуществляет следующие организационные и исполнительно-распорядительные функции:планирование и организацию работы местной администрации;организацию работы со служебными документами;организацию работы с письменными обращениями граждан и юридических лиц;координацию и взаимодействие юридических лиц и государственных исполнительных органов власти в интересах муниципального образования;анализ социально-экономического положения в муниципальном образовании;аналитическое и информационное обеспечение;другие функции, установленные действующим законодательством, уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами.При признании утратившими силу структурных единиц муниципальных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных муниципальных актах.При признании утратившей силы структурной единицы оформление в виде зачеркивания текста муниципального акта не допускается.При признании утратившим силу всего муниципального акта, наименование которого было изменено, в перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный муниципальный акт включается с его первоначальным наименованием.Муниципальный акт, изменивший наименование указанного правового акта, включается в перечень в виде отдельной позиции.Соответственно вначале утрачивает силу первоначальная редакция муниципального акта, а затем все муниципальные акты, вносившие изменения в первоначальную редакцию, включая и тот муниципальный акт, которым было изменено наименование.Муниципальные акты, подлежащие признанию утратившими силу, в перечне располагаются в хронологическом порядке по дате их принятия от самых ранних до самых поздних. В пределах одной и той же даты принятия муниципальные акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке. Муниципальные акты, вносившие в них изменения (либо их отдельные положения, касающиеся данного правового акта), также указываются в хронологическом порядке.При этом первым указывается основной муниципальный акт, затем акты, вносящие изменения, в хронологическом порядке начиная с самого раннего.Пример:1.

Признать утратившими силу:1) решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 15 марта 2012 г. N 83

«Об утверждении Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области»

;2) решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 20 января 2016 г.

N 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 15 марта 2012 г. N 83

«Об утверждении Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области»

;3) решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 12 апреля 2015 г. N 84

«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в муниципальных учреждениях Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области и проживающих в сельской местности»

.При необходимости установить в одном перечне муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых муниципальные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.Пример:1.

Признать утратившим силу со дня официального опубликования настоящего решения:решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 12 апреля 2015 г. N 84

«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в муниципальных учреждениях Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области и проживающих в сельской местности»

.2.

Признать утратившими силу по истечении 60 дней со дня официального опубликования настоящего решения:1) решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 15 марта 2012 г.

N 83

«Об утверждении Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области»

;2) решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 20 января 2016 г.

N 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 15 марта 2012 г. N 83

«Об утверждении Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области»

;3. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.Если в муниципальном акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то рекомендуется признавать утратившим силу муниципальный акт полностью.Когда необходимо признать утратившим силу практически весь муниципальный акт, оставив действовать одну или две его структурные единицы, то признаваемые утратившими силу структурные единицы должны быть перечислены, применение формулировки «за исключением статей 7 и 8» не допускается.Если в муниципальном акте имеются структурные единицы, которыми признавались утратившими силу ранее изданные муниципальные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный муниципальный акт, он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких структурных единиц.

Действие ранее утратившего силу муниципального акта или его структурных единиц при этом не восстанавливается.Если в структурные единицы, признающиеся утратившими силу, ранее уже были внесены изменения, то в текст муниципального акта нужно ввести еще один пункт (абзац) признающий утратившими силу те муниципальные акты (или их структурные единицы), которыми эти изменения были внесены.Если структурная единица муниципального акта наряду с внесением изменений в иной муниципальный акт одновременно признает отдельные его структурные единицы утратившими силу, то при необходимости признать данную структурную единицу утратившей силу она признается утратившей силу целиком.В перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только муниципальные акты, которые действовали до принятия нового муниципального акта, но также те муниципальные акты в данной сфере правового регулирования, которые ранее фактически утратили силу либо были поглощены последующими муниципальными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.В перечень при этом не включаются муниципальные акты временного характера, срок действия которых истек.Если необходимо внести изменения в муниципальный акт временного характера, то в муниципальном акте, вносящем изменения, необходимо указывать, что данный муниципальный акт действует до истечения срока действия основного акта.Пример:Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и действует до истечения срока действия постановления Администрации Северного муниципального района Мурманской области от 25 апреля 2018 г.

N 24

«Об утверждении порядка предоставления в 2018 — 2021 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Мурманской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на развитие молочного скотоводства»

.Если в муниципальный акт временного характера до истечения срока его действия вносились изменения, то после истечения срока его действия необходимо признавать утратившими силу все муниципальные акты о внесении изменений в муниципальный акт временного характера.Если действие муниципального акта временного характера было продлено на срок, который еще не истек, или на неопределенный срок, то в перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:основной муниципальный акт;муниципальный акт, продлевающий его действие;все муниципальные акты (или их структурные единицы) о внесении изменений в основной муниципальный акт.При признании утратившим силу муниципального акта одновременно признаются утратившими силу все приложения к указанному муниципальному акту (дополнительно указывать на признание утратившими силу, отмену приложений не требуется).Если подлежащая признанию утратившей силу структурная единица муниципального акта содержит указание на приложение, которое должно утратить силу, то в перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только эта структурная единица, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.Если в структурной единице муниципального акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается эта структурная единица только в части, относящейся к приложению.Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень муниципальных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.Нельзя признавать утратившей силу структурную единицу муниципального акта, которая утверждает приложение, пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу.Пример:Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного постановлением Администрации Северного муниципального района Мурманской области от 25 апреля 2018 г. N 24 «Об утверждении порядка предоставления в 2018 — 2021 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Мурманской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на развитие молочного скотоводства».С примерами неправильного оформления утраты силы муниципальных актов можно ознакомиться в разделе 3 практического пособия (Приложение)

Виды

Нормативно-правовой акт широко и повсеместно используется во многих современных общественно-правовых системах.К преимуществам категории нормативных актов следует отнести повышении роли государственного регулирования и координации, адекватную и быструю реакцию на быстротечные и переменчивые процессы в обществе, возможность моментального донесения гражданам главных идей и законов в документальной форме детализованным способом.

нормативно-правовых актов можно сгруппировать, отталкиваясь от субъектов управления, которых их принимают на своем уровне (федеральном, региональном или местном).На федеральном уровне они принимаются высшими органами власти и порядка.

К их видам относятся:

  1. Указы, принимающиеся президентом государства.
  2. Инструкции, которые разрабатывают и детализируют министерства.
  3. Конституция государства, которая принимается непосредственно народом страны.
  4. Постановления, над которыми работает правительство страны.
  5. Международные правовые акты, на которых специализируются соответственно международные организации, и которые ратифицированные государством.
  6. Законы государства, в принятии которых берет участь высший орган законодательной власти – Государственная дума.

На региональном уровне законы принимаются региональными законодательными собраниями, а указы и постановления — областными губернаторами и администрациями. На местном уровне принимаются такие виды актов:

  • Корпоративные акты, которые разрабатывают местные специальные организации.
  • Решения над которыми работают органы местного самоуправления.

2.6. Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред.

от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 ФКЦБ разрешено издание информационного бюллетеня

«Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»

.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+