Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Неиспользование бюджетных средств

Неиспользование бюджетных средств

Неиспользование бюджетных средств

Оглавление:

Выплата заработной платы


Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.Неположенные выплаты могут быть представлены:

  1. непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  2. премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  3. довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  4. надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  5. иными нецелевыми денежными выплатами
  6. завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и

Лишние премиальныеОтдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера.

С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере.

Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.Неправомерными выплатами также признаются:

  1. ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах
  2. некорректный расчет средней зарплаты
  3. поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  4. начисление оплаты за труд в выходные и праздники

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

2.2.2.

В компетенцию уполномоченного органа не входит заключение договоров аренды в целях обеспечения деятельности органов местного самоуправления, связанной с государственной регистрацией актов гражданского состояния, в том числе путем предоставления арендованных помещений в безвозмездное пользование

Исковые требования: Заместитель прокурора Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края к Комитету записи актов гражданского состояния Пермского края обществу «Саммит», администрации с иском о признании недействительными (ничтожными) договора долгосрочной аренды здания (сооружения) от 12.12.2012 N 12/12/2012, заключенного между обществом «Саммит» и Комитетом; договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 18.02.2014, заключенного между Комитетом и администрацией, и применении последствий недействительности ничтожных сделок.

Решение суда: Решением суда от 02.02.2015 исковые требования удовлетворены. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда отменено в части взыскания с администрации и Комитета государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

требование удовлетворено.

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики.

Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  1. нарушение условий предоставления субсидий;
  2. деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  3. затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  4. бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  5. смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  6. перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  7. данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  8. неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.
  9. бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  10. прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  11. по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;

Уголовная ответственность

Помимо административной, за нецелевое использование бюджетных средств возможна и уголовная ответственность. Условие для нее – объем расходованных не по назначению бюджетных средств более 1,5 миллиона рублей (ст. 285.1 УК РФ). Формулировка состава преступного деяния по данной статье аналогична указанной в КоАП.

Однако в такой ситуации виновнику грозит не только выплата штрафа в размере 100–300 тысяч рублей, но и:

  1. лишение свободы на период до 2 лет;
  2. арест до 6 месяцев;
  3. принудительные работы на срок до 2 лет.

В том случае, если нецелевое расходование бюджетных средств совершила группа лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказание будет серьезнее:

  1. осуждение – до 5 лет.
  2. штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо в размере заработка или иного дохода за 1–3 года;
  3. принудительные работы – до 5 лет;

Дополнительно суд вправе запретить должностному лицу (группе лиц) заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо пребывать на посту в течение 3 лет.

Указанные санкции применимы и при нецелевом использовании средств в крупном размере (сумма, которая превышает 1,5 миллиона рублей). Причем особо крупным будет считаться объем средств от 7,5 миллиона рублей.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Нецелевое использование государственных денег возможно только если это нарушение:

  1. целей уведомления о бюджетных ассигнованиях;
  2. установлений сметы доходов и расходов;
  3. правил утвержденного бюджета;
  4. договора или соглашения, а также иного документа, являющегося правовым основаниям предоставления бюджетных средств.
  5. правил сводной бюджетной росписи;

Примеры нецелевого использования:

  1. предоставление или использование межбюджетных трансфертов с нарушением правил их предоставления или использования;
  2. оплата расходов, не предусмотренных в бюджете на конкретный финансовый период;
  3. взятие на себя оплаты расходов, которые должны быть покрыты из другого бюджета;
  4. оказание финансовой помощи, включая оплату расходов, органам и лицам, не входящим в перечень тех, кому такая помощь может быть выделена;
  5. оплата услуг сторонних специалистов по вопросам, которые можно было решить пользуясь услугами своего штатного специалиста;
  6. содержание в штате сотрудников бухгалтерии при условии, что финансово-экономическое обслуживание учреждения передано централизованной бухгалтерии.
  7. применение федеральных сборников сметных цен вместо территориальных;

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств.

В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Уплата штрафов и пеней – неэффективная мера воздействия?

Предметом разбирательства в АС ЗСО (Постановление от 06.10.2015 № А27-20425/2014) стала жалоба Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (далее в разделе – учреждение) к Территориальному Управлению Росфиннадзора в Кемеровской области (далее в разделе – управление).

По результатам проведенной управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год составлен акт от 10.07.2014, из содержания которого следует, что в нарушение требований ст. 34, 162 БК РФ средства федерального бюджета в сумме 90 611 тыс. руб. направлены учреждением на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения (27 312 тыс.

руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами (38 055 тыс. руб.) и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг (9 244 тыс.

руб.), госпошлины по судебным издержкам (16 000 тыс.

руб.). Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения.

По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ). В соответствии с ч.

1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.

На основании акта проверки управлением вынесено представление от 07.08.2014 № 50, в котором учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных проверкой нарушений в течение 30 дней с момента получения представления.

Не согласившись с выводами проверяющих, учреждение обратилось в суд. Отказывая в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным вышеуказанного представления, суды опирались вот на что. Установленный ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Установленный ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг, а также судебных расходов не считаются заданным результатом деятельности учреждения, и расходы на данные нужды являются неэффективными. С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней заплаченные получателем бюджетных средств могут быть признаны неэффективными.

Есть ли ответственность за неэффективное использование бюджетных средств?

Приветствую всех!

Проблема такая: приходила ревизия в наше учреждение и написало что у нас неэффективное использование бюджетных средств.

Бухгалтеррия интересуется, будет ли на них какая-нибудь ответственность?

Всем спасибо! 28 Мая 2018, 14:41, вопрос №2008584 Максим, г. Красноярск

    ,

Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 80 ответов 32 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Одинцово Бесплатная оценка вашей ситуации Максим, добрый день!

Ответственность за неэффективное использование учреждением бюджетных средств в настоящее время в нормативных правовых актах не установлена.

Однако по результатам проверки контролирующие органы направят вам предписание (представление) об устранении (о недопущении) нарушений бюджетного законодательства, на которое нужно будет отвечать (ст. 270.2 БК РФ). В нем может быть указано требование возместить ущерб бюджета, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или принять другие меры. Если у вас остались вопросы, Вы можете написать мне в чате.

Удачи! 28 Мая 2018, 14:43 1 0 2918 ответов 1005 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Чебоксары Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Максим. Ответственность будет в зависимости от того, какой статус у проверяемого предприятия и от того, кто осуществлял проверку.

Уголовный кодекс не содержит ответственности именно за неэффективное использование, ответственность есть за «нецелевое использование бюджетных средств», «растрату», «присвоение» и т.д.

Однако, если, например, проверку осуществлял учредитель (даже, если проверяемое п/п в статусе ОАО, например), то ответственность как руководителя, так и главбуха, будет, как минимум, материальная (либо иная в рамках ТК и инструкций). 28 Мая 2018, 14:45 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 13 Сентября 2018, 02:26, вопрос №2104489 28 Марта 2016, 12:53, вопрос №1198034 29 Марта 2013, 04:52, вопрос №58274 08 Мая 2018, 13:38, вопрос №1989738 21 Октября 2018, 16:28, вопрос №2141133 Смотрите также

Ответственность за нецелевое использование средств

В соответствии со ст.

15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Напомним, что ранее ст. 15.14 КоАП РФ предусматривала ответственность за использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ для бюджетных учреждений предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ для бюджетных учреждений предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели.

Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Так, например, субсидии на иные цели из федерального бюджета (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капитальных вложений) предоставляются учреждениям в порядке, установленном по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Этот порядок, в частности, должен содержать положения о целевом назначении, условиях, размере, сроках и порядке предоставления субсидии.

Таким образом, заключаемое между бюджетным учреждением и учредителем соглашение и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ.

Кроме того, финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Общие требования к этому плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н

«О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»

. Согласно указанным требованиям ПФХД состоит из следующих разделов:

  • «Сведения о деятельности государственного (муниципального) учреждения (в том числе цели и виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе)»;
  • «Показатели финансового состояния государственного (муниципального) учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана)»;
  • «Показатели по поступлениям и выплатам государственного (муниципального) учреждения (плановые)»;
  • «Мероприятия стратегического развития государственного (муниципального) учреждения (планируемые)».

Помимо административной ответственности, за совершение нецелевого использования средств предусмотрена уголовная ответственность.

Так, согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Необходимо отметить, что крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером – 7,5 млн руб. При этом то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Какой штраф будет за нецелевое использование бюджетных средств?

К административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств может быть привлечено как должностное лицо, так и юридическое лицо. Согласно ст. 15.14 КоАП РФ наказание за нецелевое использование бюджетных средств разделено для должностных лиц и для юридических лиц: для должностного лица назначается в виде:

  1. административного штрафа от 20 тыс до 50 тыс рублей;
  2. профессиональной дисквалификации от 1 до 3 лет;

для юридического лица:

  1. штраф размером от 5 до 25% суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Оправдана ли уголовная ответственность за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств

Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт.Законопроект № 208784-6 активно обсуждается специалистами и руководителями учреждений госсектора.

Какова основная суть этого спорного документа? Аналогичный законопроект уже рассматривался Минфином.

Он был подготовлен и внесен в Госдуму инициативной группой Самарской Губернской Думы и не нашел поддержку в Правительстве РФ. Нынешним законопроектом № 208784-6 предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс РФ (а именно ст. 283 и 289), которые предусматривают определение понятия «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств», дополнение этими понятиями перечня оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и установление ответственности в связи с таким нарушением.

283 и 289), которые предусматривают определение понятия

«нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств»

, дополнение этими понятиями перечня оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и установление ответственности в связи с таким нарушением. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ новыми статьями, устанавливающими административную и уголовную ответственность для должностных и юридических лиц – получателей бюджетных средств (ПБС) и средств государственных внебюджетных фондов, допустивших нерезультативное (неэффективное) их использование.Почему Минфин России не поддерживает данный законопроект?

Для этого есть ряд объективных оснований.

Начнем с определения

«нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств»

. Под ним законопроект подразумевает

«действия ПБС, выразившиеся в недостижении заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных государственным (муниципальным) заданием, долгосрочной целевой программой либо иным правовым основанием, с использованием определенного бюджетом объема бюджетных средств, или в достижении заданных результатов (по объему и (или) качеству) с превышением объема бюджетных средств, достаточного для их достижения исходя из условий, существовавших в месте исполнения бюджетного обязательства в соответствующий период»

.

Предложенная интерпретация не согласуется с принципом эффективности, установленным ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. Согласно ему при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).Насколько правомочно наказывать учреждения за недостижение результатов, обозначенных в госзадании или госпрограмме? Ведь существует ряд объективных факторов (например, снижение потребительского спроса), при которых они могут оказаться невыполненными.

Кроме того, задание утверждает учредитель, а не учреждение… Государственные (муниципальные) программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, содержат взаимоувязанные по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятия органов госвласти и местного самоуправления в установленной сфере деятельности, а также инструменты государственной политики.

Государственое (муниципальное) задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждений. Реализация программ и заданий подвержена социальным, финансово-экономическим и другим внешним и внутренним рискам.

Оценка рисков и степени воздействия на них со стороны ответственных исполнителей, соисполнителей носит субъективный характер.

Все возможные меры воздействия на риски могут не полностью устранить проявление негативных эффектов, вследствие которых программа или задание окажутся невыполненными. В связи с этим и программы, и задания утверждаются распорядительными (ненормативными) актами высших органов исполнительной власти (местных администраций) и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3. КоАП ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, привлечение к уголовной или административной ответственности за недостижение заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием, государственной программой, некорректно.

Кроме того, достижение заданных или наилучших результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием или программой, непосредственно связано не столько с осуществлением органами госвласти (местного самоуправления) и учреждениями закрепленных за ними бюджетных полномочий при составлении и исполнении бюджета, сколько с организацией и проведением их основной (отраслевой) деятельности. Однако предложенный законопроектом подход к определению нерезультативного (неэффективного) использования бюджетных средств предполагает только анализ исполнения бюджетных полномочий ПБС. При этом недостижение заданных результатов в процессе исполнения бюджета может быть следствием недостаточного объема средств, предусмотренного в этих целях.Таким образом, жесткие меры ответственности, регламентируемые законопроектом, вы не оправдываете?

Оценки эффективности бюджетных расходов, т. е. определение наилучшего результата и (или) наименьшего объема средств, используемого для его достижения, не подтверждены формализованными расчетными методами и в большинстве своем носят субъективный характер.

Из этого следует, что установление административной или уголовной ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств приведет к существенному увеличению судебных споров в целях решения конфликтов по результатам контрольных мероприятий.

При этом в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 при оценке соблюдения принципа эффективности суды должны учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Таким образом, расходная операция может быть признана неэффективным использованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный конт рольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В настоящее время недостаточно унифицированы подходы к формулированию услуг и формированию их исчерпывающего перечня, не установлены четкие критерии расчета нормативных затрат на оказание услуги и определения показателей качества (стандартов оказания услуг). В этих условиях установление ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств может привести к искусственному искажению размера нормативных затрат и занижению показателей объемов и качества услуг при формировании задания и (или) недостоверной отчетности о его выполнении. Наличие такой ответственности будет являться негативным стимулом для перехода к формированию задания для казенных учреждений, в отношении которых его утверждение носит рекомендательный характер.

Кроме того, в соответствии с законопроектом условием, которое влечет административное взыскание, а также при наличии состава преступления, уголовное наказание, является недостижение заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием, государственной (муниципальной) программой либо иным правовым основанием. В соответствии со ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов на очередной финансовый год (и плановый период). Ведомственная структура расходовбюджета в свою очередь включает только главных распорядителей бюджетных средств.

В рамках осуществления бюджетного процесса главные распорядители доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных ПБС.

Таким образом, расходы бюджета на финансовое обеспечение деятельности ПБС могут идентифицироваться в структуре бюджета в увязке с осуществляемыми ими мероприятиями (услугами).

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидии на выполнение ими задания или иной целевой субсидии. При этом объем субсидии по суммовому показателю не увязан с конкретными мероприятиями (услугами) и результатами. Таким образом, представляется сложной оценка размера неэффективно использованных средств.

А значит, привлечение к ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств должностных лиц учреждений — исполнителей заданий будет затруднено.Можно ли утверждать, что принципы контроля, предусмотренные законопроектом, не соотносятся с действующим законодательством? Из предложенного подхода к контролю за эффективным использованием бюджетных средств можно предположить, что все расходы бюджета, в т.

ч. на выполненные мероприятия с достижением заданных для них результатов, имеют признаки состава нерезультативности (неэффективности), за которое предусматривается уголовная или административная ответственность. Поскольку определенный бюджетом объем средств может превышать тот, который по итогу окажется достаточным для выполнения мероприятия, в связи с благоприятным изменением условий в месте и во время исполнения бюджетного обязательства.

Поскольку определенный бюджетом объем средств может превышать тот, который по итогу окажется достаточным для выполнения мероприятия, в связи с благоприятным изменением условий в месте и во время исполнения бюджетного обязательства. Соответственно, для подтверждения результативного (эффективного) использования уполномоченный контрольный орган по каждому направлению расходов бюджета должен будет определять объем бюджетных средств, достаточный для достижения результатов, исходя из условий, существовавших в период исполнения бюджетного обязательства, в целях его сопоставления с объемом средств, использованным ПБС. Определение такого объема будет носить во многом субъективный характер.

Таким образом, законопроект содержит коррупциогенные факторы.

В соответствии с Законом № 172-ФЗ1 к ним относятся положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.Что предлагает Минфин в противовес законопроекту?

В условиях переходного периода формирования бюджетов с применением программно-целевого метода и становления инструмента государственного (муниципального) задания предлагается внедрить систему аудита (контроля) эффективности. В целях формирования рекомендаций по повышению эффективности расходов Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципалитетов будут проводить аудит эффективности использования бюджетных средств.

ГРБС обеспечит принятие мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля проконтролируют полноту и достоверность отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и об исполнении заданий.Станислав Бычков, начальник отдела анализа и развития государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РоссииИсточник: журнал №7/2013. Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.В работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

Средства для командировки

  • Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ).
  • Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.
  • Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  • Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части.

Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме. Причем для финансирования используются бюджетные средства.Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире.

В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы.

Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  • распорядителем;
  • главным распорядителем;
  • Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  • получателем бюджетных средств.
  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого.

    Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Примеры нарушений нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств квалифицируют только в той ситуации, если учреждение уже понесло кассовые расходы. Приведем несколько примеров правонарушений:

  1. оплата услуг и работ, которые не связаны с деятельностью учреждения;
  2. финансирование строек и объектов, по которым оно в установленном порядке не происходит, а также затраты, не предусмотренные проектом и сметой;
  3. реализация определенных программ на цели, которые предусмотрены другими разделами соответствующего бюджета.
  4. обеспечение целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительной государственной власти (местных органов управления);
  5. оплата коммунальных услуг для потребителей (например, арендаторов) без возмещения этих расходов;

I.

Общие положения о неэффективном использовании бюджетных средств и имущества

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который установлен , означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). В определено, что при рассмотрении споров об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств следует учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Законодательство предусматривает предупредительные меры, направленные на более эффективное использование средств. Согласно нормам в контракты должно быть включено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными ().

На основании типовых контрактных положений за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает заказчику штраф в размере: а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.рублей; б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн.рублей до 50 млн.рублей; в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн.рублей до 100 млн.рублей; г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн.рублей ().

Оспаривание выводов проверяющих о нецелевом использовании средств

Итак, мы выяснили, что бюджетное учреждение может допустить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за совершение данного нарушения. Вместе с тем зачастую позиция учреждения по факту нецелевого использования не совпадает с позиций проверяющих.

По общему правилу оспорить выводы проверяющих можно как в досудебном, так и в судебном порядке. Право государственных (муниципальных) учреждений на судебную защиту установлено ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Оно реализуется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Досудебный порядок обжалования, как правило, прописывается в нормативных актах, определяющих порядок осуществления органами финансового контроля своей деятельности. Так, например, в соответствии с нормами Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.03.2014 № 18н, проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт контрольного мероприятия в течение пяти рабочих дней со дня получения такого акта.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также его аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Замечания можно оформить, например, в виде таблицы, где в левой части будут указаны выводы проверяющих, а в правой – изложена позиция учреждения.

Кроме того, оспорить решения должностных лиц Росфиннадзора можно в порядке, установленном разд. V указанного регламента. Однако зачастую указанные возражения Росфиннадзором не принимаются и в отношении учреждения (должностного лица учреждения) выносится постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 КоАП РФ. Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, установленном гл.

30 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  1. вынесенное должностным лицом – в вышестоящем органе, вышестоящему должностному лицу либо в районном суде по месту рассмотрения дела;
  2. вынесенное коллегиальным органом – в районном суде по месту нахождения коллегиального органа;
  3. вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
  4. вынесенное судьей – в вышестоящем суде;

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем указанное правило не запрещает подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Если же рассматривать жалобу будет суд, то срок ее рассмотрения составит два месяца. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (ст.

30.7 КоАП РФ):

  1. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  2. об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  3. об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  4. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  5. об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  1. Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  2. Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.
  3. Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  4. Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;

Обратите внимание!

Проверьте являетесь ли вы как обвиняемое лицо непосредственно должностным лицом получателя бюджетных средств.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 21.11.2018 г. бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, а значит должностное лицо бюджетного учреждения не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Если все же являетесь тем лицом, которое можно привлечь к ответственности, но своей вины не признаете, то важно отстаивать эффективность того направления средств, которое вы осуществили.

Например, если из средств бюджета были оплачены услуги сторонней компании в то время, как в штате организации имеются свои специалисты по этому направлению, то в качестве доказательств отсутствия вины нужно обосновать разницу между качеством, скоростью и объемом тех услуг, которые были получены от сторонней организации и тем, что могли быть предоставить свои специалисты. В качестве доказательств сгодится разница в количестве специалистов, сжатость сроков и объем работы, специфический опыт и тому подобные факторы. При квалификации неэффективного использования государственных денег проверяющие органы учитывают соблюдение принципа статьи 34 БК РФ о необходимости эффективного использования финансов, что прямо указывается в судебных решениях.

Поэтому важнейшим элементом защиты является именно обоснование принятого решения об оплате или закупке товаров или услуг как эффективного. Примеры эффективного расходования бюджетных средств, несмотря на первоначальные решения контролирующих органов об их неэффективности:

  1. судебным решением признано эффективным расходование бюджетных средств учреждением на строительство капитальных объектов недвижимости на земельных участках, при том, что правоустанавливающих документов на эти земельные участки у учреждения не имеется;
  1. суды не признают нецелевым или неэффективным расходование средств учреждением на привлечение сторонней организации для найма жилых помещений для временного размещения командированных сотрудников, несмотря на то, что гостиницей были установлены меньшие расценки, поскольку удаленность от объектов, на которых должны были работать командированные сотрудники у жилых помещений, которые были найдены с помощью сторонней организации была меньше, чем у гостиницы.

Если есть угроза привлечения к ответственности и вы не согласны с решением проверяющих органов, есть возможность обратиться в суд и обосновать эффективность использования средств уже в судебном заседании. Была ли эта статья для вас полезной?

0 0 Ваш голос принят Произошла ошибка Поделиться: Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи Получить ответ Ваша заявка принята! Юрист свяжется с вами в ближайшее время Опыт работы частной практики почти 12 лет. Большой стаж службы в следственных органах.

Спросить юриста Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+