Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Меры по предупреждению банкротства организаций

Меры по предупреждению банкротства организаций

Меры по предупреждению банкротства организаций

Базовые меры по предупреждению банкротства

После того, как учредителям, собственникам и кредиторам компании сообщили о ее финансовых проблемах, именно они могут принять некоторые меры по минимизации их последствий для компании.К основным способам, которые могут позволить организации избежать процедуры банкротства, относятся следующие:

  1. продажа некоторого имущества компании, которое напрямую не участвует в формировании прибыли;
  2. смена направления деятельности и перепрофилирование производства или оказания услуг;
  3. работа над маркетинговой стратегией компании;
  4. проведение процедуры взыскания средств с должников предприятия;
  5. проведение реорганизации компании и модернизация ее организационной структуры;
  6. привлечение новых инвестиций под определенные гарантии.
  7. модернизация системы управления компанией, введение новых стандартов;
  8. смена руководства компании или ее администрации;
  9. санация — перечисление кредиторами, учредителями и собственниками денежных средств, необходимых для покрытия всех долгов компании;
  10. работа над получением рассрочки или отсрочки необходимых платежей;

Читайте также:Очевидно, что при условии своевременной и полностью объективной реакции руководства компании, даже в самой сложной ситуации всегда есть шансы ее исправить через выбор и последующую реализацию определенных финансовых и маркетинговых мер по предупреждению банкротства. Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

Автор: Команда Bankiros.ru 777 просмотров 00Расскажите друзьям:Подпишитесь на Bankiros.ruПоказать всеПредыдущая статья Банкротство застройщика — что делать дольщику? Следующая статья Увольнение при банкротстве предприятия

Осуществление мер по предупреждению банкротства организаций

В обстановке большой конкуренции предприятие без постоянной финансовой поддержки может стать нерентабельным. В том случае, если вовремя не принять все необходимые меры по обеспечению безопасности от банкротства, признания организации финансово несостоятельной будет не избежать.

Проведение процесса банкротства является довольно сложным и трудоемким. Для того чтобы с точностью определить обстоятельства, согласно которым предприятие стремительно теряет свою платежеспособность, принимаются соответствующие меры, которые направлены на проведение мероприятий в маркетинге, экономике, бухгалтерии и менеджменте. Соответствующие меры направлены на выявление рисков финансовой несостоятельности.

При применении методов прогнозирования банкротства обнаруживается обстоятельства, которые оказывают влияние на деятельность предприятия. На основании полученных данных будут применены различные меры по устранению рисков банкротства. Для проведения процедуры реализации профилактических мер применяются специальные методы, на основании которых обнаруживаются признаки банкротства той или иной компании.

Основным процессом при использовании соответствующих мер является выявление конкретных причин финансовой несостоятельности юридического лица. Согласно установленным нормам законодательства Российской Федерации, каждое предприятие, которое является самостоятельным, должно вовремя проводить контроль над своим финансовым положением, чтобы своевременно отследить первые признаки несостоятельности. Закон предусматривает применение правовой системы, которая включает в себя методы, направленные на профилактику возникновения банкротства компании.

Данной системой предупреждения о надвигающемся финансовом неблагополучии является обобщение государственных органов и компаний, которые определяют методы по борьбе с финансовой несостоятельностью. Наиболее действенным способом для сохранения состояния компании является прогнозирование, которое было проведено заблаговременно до начала затруднительного финансового положения. Соответствующее прогнозирование позволяет вовремя принять все необходимые меры по сохранению платежеспособности фирмы.

Досудебные меры по предупреждению банкротства организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 347.12 Е.С.

ТУШНОЛОБОВА ББК 67.404 аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г.

Иркутск e-mail: ДОСУДЕБНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ Анализируются отдельные положения Закона о банкротстве, посвященные досудебным мерам по предупреждению банкротства юридических лиц.

Рассмотрена проблема осуществления мер по предупреждению банкротства юридических лиц. Отмечается, что на сегодняшний день мероприятия, направленные на предупреждение банкротства, должны способствовать главным образом повышению платежеспособности должника.

Ключевые слова: банкротство, Закон о банкротстве, юридическое лицо, учредитель, должник, меры по предупреждению банкротства. E.S. TUSHNOLOBOVA post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: PRE-TRAIL MEASURES OF LEGAL ENTITIES BANKRUPTCY PREVENTION The article analyzes some regulations of Bankruptcy Act which establish pre-trail preventing measures of legal entities bankruptcy.

The problem of preventing measures of legal entities bankruptcy is studied.

It is noticed that at present preventing measures of legal entities bankruptcy must raise the capacity to repay of a debtor. Keywords: bankruptcy, Bankruptcy Act, legal entity, founder, debtor, measures to prevent the bankruptcy.

Институт несостоятельности (банкротства) должен являться эффективным средством оздоровления экономики, мощным стимулом развития конкурентоспособного бизнеса, средством разрешения конфликта интересов различных групп участников, вовлеченных в его орбиту. В современных условиях институт несостоятельности представляет собой системное явление, состоящее из нескольких подсистем, а именно: предупредительного, восстановительного и ликвидационного механизмов [4, с. 3]. Таким образом, одной из целей института несостоятельности (банкротства) является недопущение признания должника банкротом, восстановление его платежеспособности.

Понятие «предупреждение банкротства» можно определить как применение ряда мер до подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Возможность осуществления мер по предупреждению банкротства до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом установлена федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (здесь и далее — Закон о банкротстве) [7].

При этом применяемые мероприятия не представляют собой самостоятельную процедуру конкурса, о чем неоднократно отмечалось в литературе.

По мнению B.C. Белых, С.С. Дубинчина, М.Л.

Скуратовского, «здесь не наблюдается главного признака процедуры банкротства, а именно наличия четкого порядка, последовательности действий, условий для применения мер, в данном случае по восстановлению платежеспособности должника, находящегося в состоянии, близком к открытию производства по делу о несостоятельности» [1, с.
Скуратовского,

«здесь не наблюдается главного признака процедуры банкротства, а именно наличия четкого порядка, последовательности действий, условий для применения мер, в данном случае по восстановлению платежеспособности должника, находящегося в состоянии, близком к открытию производства по делу о несостоятельности»

[1, с.

136; 2]. B Законе о банкротстве правовой регламентации досудебных мероприятий по © Е.С.

Тушнолобова, 2010 предупреждению банкротства посвящена отдельная глава — глава II «Предупреждение банкротства», включающая в себя ст. 30 «Меры по предупреждению банкротства организаций» и ст. 31 «Санация». Однако из анализа названия данной главы можно сделать вывод, что на предупреждение банкротства направлены нормы только данной главы.

Вместе с тем следует отметить, что к мерам, направленным на предупреждение банкротства, закономерно можно отнести возможность отложения дела о банкротстве на два месяца, если должник имеет ликвидное имущество (т.е. имеется принципиальная возможность рассчитаться с кредиторами) (п. 2 ст. 51 Закона о банкротстве), заключение мирового соглашения, что позволит должнику, сумевшему убедить кредиторов в своей потенциальной кредитоспособности, получить отсрочку, рассрочку в исполнении обязательств либо скидку с долгов и др.

В качестве юридической основы предотвращения банкротства уже в рамках возбужденного дела о банкротстве можно рассматривать нормы Закона о банкротстве о том, что должник может выйти из процедуры на любой стадии, расплатившись со всеми кредиторами. Основной посылкой в данном случае выступает п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве, закрепляющий удовлетворение требований всех кредиторов в качестве общего основания для прекращения производства по делу о банкротстве.

Меры по предупреждению банкротства отдельных видов юридических лиц предусмотрены специальными законодательными актами. Такие меры, например, предусмотрены в отношении кредитных организаций (федеральный закон

«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ [8]; сельскохозяйственных организаций (федеральный закон

«О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»

от 9 июля 2002 г.

№ 83-ФЗ [9]). Обязанность по предупреждению банкротства стратегических предприятий возложена ст. 191 Закона о банкротстве на Правительство Российской Федерации. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, целесообразнее было бы озаглавить главу II Закона о банкротстве «Досудебное предупреждение банкротства».

В рамках нашей работы проанализируем положения ст. 30 Закона о банкротстве. Анализ п.

1 данной статьи, закрепляющей порядок осуществления мер по предупреждению банкротства, позволяет сделать вывод, что они могут быть предприняты до момента возбуждения дела о несостоятельности. Единственным условием для их осуществления является наличие признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве.

Напомним, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Напомним, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В случае появления у юридического лица признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника-унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Так, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А12-13877/07-С55 дело по заявлению руководителя о признании общества несостоятельным (банкротом) передано на новое рассмотрение, поскольку суд, удовлетворяя заявленные требования, не учел, что до подачи названного заявления учредители (участники) общества приняли решение об увольнении руководителя, кроме того, руководитель не направлял им сведения о наличии признаков банкротства, таким образом, учредители (участники) общества были лишены возможности принять меры, направленные на восстановление его платежеспособности.

Вместе с тем, согласно позиции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 24 октября 2007 г. № 04-7456/2007(39545-А70-24) по делу № А70-8194/3-2006, неизвещение учредителя должника о возникновении признаков банкротства не является основанием для отмены решения суда о признании должника несостоятельным (банкротом).

Следует отметить, что трудно исполнить обязанность по извещению учредителей (участников) должника, когда их сотни и даже тысячи.

Вместе с тем какой-либо ответственности за неисполнение руководителем должника данной обязанности действующее законодательство не предусматривает, в то время как учредители (участники) юридического лица обладают возможностями, реализация которых может предотвратить банкротство [10]. При этом по своей сущности проведение мероприятий, направленных на предупреждение банкротства, является не обязанностью, а возможностью учредителей (участников) юридического лица, а также других субъектов. По смыслу п. 2 ст. 30 Закона о банкротстве обязанность по принятию своевременных мер по предупреждению банкротства организаций ложится на учредителей (участников) должника, собственника имущества должни-ка-унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В целях предупреждения банкротства организации учредители (участники) должника, собственник имущества должника-унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Закон о банкротстве не содержит исчерпывающего перечня мер по предупреждению банкротства. Исходя из практики можно отметить, что меры по предупреждению банкротства наиболее часто носят экономический и (или) организационный характер. Среди них преимущественно покупка государством или муниципальным образованием акций юридического лица, обеспечение кредитов (залог, поручительство, банковская гарантия), предоставление ссуд, реструктуризация задолженности, предоставление налоговых льгот или отсрочка уплаты налогов (налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит), реорганизация или содействие реорганизации юридического лица, усовершенствование системы управления предпри-ятием-должником и др.

Представляется, что к таким мерам может быть отнесено и заключение на выгодных для должника условиях договоров, быстро и значительно повышающих его кредитоспособность. Ученые отмечают, что в качестве досудебной меры, направленной на предупреждение банкротства, может рассматриваться предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) определенных лиц [6, с.

11]. Как считает М.В. Телюкина, с этим мнением следует согласиться, но с учетом необходимости отграничить такую меру от досудебной санации. В данном случае главным является не факт инвестирования, а факт предоставления обеспечения по договору (не обязательно кредитному), заключаемому должником с третьим лицом [11, с. 14]. Также Закон о банкротстве никак не ограничивает срок проведения этих мероприятий.

Вместе с тем считаем необходимым на законодательном уровне указать не только сроки осуществления восстановительных мероприятий, но и сроки перечисления денежных средств, представления отчетов и любые другие, закрепление которых поможет осуществлять контроль за процессом исполнения сторонами своих обязанностей. Формулировка условий о сроках может включать периоды, в течение которых требуется исполнить определенную обязанность, либо конечную дату исполнения таковой [5, с. 23]. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Обращает на себя внимание тот факт, что кредиторами, другими лицами, а также самим должником могут быть заключены различные виды соглашений, имеющих единую целевую направленность, но отличающихся предметной, субъектной и иной спецификой.

При этом в соглашении по осуществлению мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, должны быть четко закреплены гарантии защиты прав лиц, как принимающих на себя обязательства должника, так и предоставляющих какую-либо помощь. В число существенных условий такого соглашения должны включаться пункты о порядке и сроках осуществления мероприятий, направленных на предотвращение банкротства [3].

Вместе с тем в любом случае стороной соглашения остается должник, следовательно, по смыслу п.

3 ст. 30 Закона о банкротстве оказание ему помощи без его согласия невозможно.

В свою очередь, выражение согласия должником сопряжено с механизмом волеизъявления соответствующего органа управления должника. Необходимо учитывать, что выбор тех или иных мер зависит от причин, порождающих опасность банкротства. Исходными причинами, как правило, являются низкий научно-производственный потенциал, слабость организационного потенциала, неэффективность системы управления (механизмов управления и организации управления), серия ошибок в принятии решений стратегического характера.

Главное, чтобы мероприятия, направленные на предупреждение банкротства, способствовали повышению платежеспособности должника и его обеспеченности экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать появления признаков банкротства, либо при их появлении сделать возможным осуществление восстановительных процедур. Список использованной литературы 1. Белых B.C., Дубинчин С.С., Скуратовский М.Л.

Правовые основы несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие. М., 2001. 2. Витрянский B.B.

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». 2004 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства): 2006 [Электронный ресурс].

Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 4. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. 5. Карелина С.А. Соглашение о досудебной санации // Предпринимательское право.

2007. № 1. 6. Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А.

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., 1998. 7. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ.

2002. № 43. Ст. 4190. 8. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: федер.

закон от 25 февр. 1999 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ.

1999. № 9. Ст. 1097. 9. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: федер. закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2787. 10 Телюкина М.В.

Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный).

2003 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». 11. Телюкина М.В. Способы предупреждения банкротства юридического лица // Адвокат. 1999. № 9. Bibliography (transliterated) 1. Belykh V.S., Dubinchin S.S., Skuratovskii M.L. Pravovye osnovy nesostoyatel’nosti (bankrotstva): ucheb.-pract.

Pravovye osnovy nesostoyatel’nosti (bankrotstva): ucheb.-pract.

posobie. M., 2001. 2. Vitryanskii V.V.

Commentarii k Federal’nomu zakonu «O nesostoyatel’nosti (bankrotstve)». 2004 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi systemy «Consul’tantPlyus». 3. Govorin V. «Kruglyi stol» po problemam nesostoyatel’nosti (bankrotstva): 2006 [Elektronnyi resurs].

Dostup iz sprav.-pravovoi systemy «Consul’tantPlyus». 4. Karelina S.A. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya otnoshenii nesostoyatel’nosti. M., 2008. 5. Karelina S.A. Soglashenie o dosudebnoi sanatsii // Predprinimatel’skoe pravo.

2007. № 1. 6. Masevich M.G., Orlovskii Yu.P., Pavlodskii E.A. Commentarii k Federal’nomu zakonu «O nesostoyatel’nosti (bankrotstve)».

M., 1998. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 7. O nesostoyatel’nosti (bankrotstve): feder.

zakon ot 26 okt. 2002 g. № 127-FZ // SZ RF. 2002. № 43. St. 4190. 8. O nesostoyatel’nosti (bankrotstve) creditnykh organizatsii: feder. zakon ot 25 fevr. 1999 g. № 40-FZ // SZ RF.

1999. № 9. St. 1097. 9. O finansovom ozdorovlenii sel’skokhozyaistvennykh tovaroproizvoditelei: feder.

zakon ot 9 iyulya 2002 g. 83-FZ // SZ RF. 2002. № 28. St. 2787. 10 Telyukina M.V. Commentarii k Federal’nomu zakonu ot 26.10.2002 № 127-FZ «O nesostoyatel’nosti (bankrotstve)» (postateinyi).

2003 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Consul’tantPlyus».

11. Telyukina M.V. Sposoby preduprezhdeniya bankrotstva yuridicheskogo litsa // Advokat. 1999. № 9.

Предупреждение банкротства.

Наблюдение

Важное Материалы подготовлены группой консультантов-методологов 02 января 2005 г. 02:27 Материалы подготовлены группой консультантов-методологов В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная ). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится от даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве не превышающего семи месяцев от даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. От даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: · требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения, по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка требований к должнику установленного Законом №127-ФЗ; · по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

От даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: · требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения, по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка требований к должнику установленного Законом №127-ФЗ; · по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом №127-ФЗ; · приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения; · запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); · запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; · не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.* *Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов 4.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.* Временный управляющий утверждается арбитражным судом.

В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом. В дальнейшем первоначально определенный размер вознаграждения временного управляющего может быть увеличен арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В течение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий должен опубликовать сообщение о введении в организации должника наблюдения, а через 14 дней со дня публикации данного сообщения необходимо поставить в известность всех кредиторов должника о введении наблюдения.

Затем временный управляющий обязан представить отчет о своей деятельности в арбитражный суд, с описанием финансового положения должника и внесением предложений о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

К отчету должен быть приложен протокол первого собрания кредиторов. К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии: · реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; · бюллетеней для голосования; · документов, подтверждающих полномочия участников собрания; · материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; · документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; · иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов. Временный управляющий имеет право: · предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона; · заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим законом; · принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; · обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; · обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; · получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; · осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

Временный управляющий обязан: · принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; · проводить анализ финансового состояния должника; · выявлять кредиторов должника; · вести реестр требований кредиторов; · уведомлять кредиторов о введении наблюдения; · созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее, чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов.

После того, как арбитражным судом вынесено определение о введении наблюдения, для сохранности имущества должника вводится некоторые ограничения в деятельности организации.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения, по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, который установлен Законом о банкротстве. · Запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, а также выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли. · Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

· Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов. · По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. · Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.

Для обеспечения данных условий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в различные инстанции. После введения наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять свои функции. Обратите внимание! Сделки в данный период проводятся только при наличии письменного согласия временного управляющего.

Органам управления должника запрещено принимать решения: · о реорганизации и ликвидации должника; · о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; · о создании филиалов и представительств; · о выплате дивидендов и распределении прибыли между учредителями; · о размещении должником облигаций, ценных бумаг; · о выходе из состава учредителей должника; · о заключении договоров простого товарищества; · об участии в ассоциациях, союзах и иных объединениях юридических лиц. В течение десяти дней от даты введения наблюдения руководитель должника должен обратиться к учредителям, с предложением провести общее собрание учредителей.

На общем собрании учредители должны обратиться к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в данной организации финансового оздоровления, проведения дополнительной эмиссии акций и так далее Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

В случае если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов.

В случае если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника оказалось невозможным их покрытие, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы, несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов. В течение тридцати дней от даты опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику.

Для этого кредитор должен направить свои требования: · в арбитражный суд; · должнику; · временному управляющему. К требованиям необходимо приложить судебный акт и обоснования этих требований.

Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов и, на основании определения суда, эти требования включаются в реестр требований кредиторов, с размером и очередностью удовлетворения таких требований. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.

Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые внесены в реестр требований кредиторов.

В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. К компетенции первого собрания кредиторов относятся: · принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; · принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; · принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; · образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов; · определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; · определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих; · выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; · решение иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ вопросов.

Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

От даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

Каковы причины возможного наступления банкротства

Факторов, которые существенно влияют на возникновение проблемных ситуаций с финансами, достаточно много.

Каждый из них следует учитывать, поскольку выявление причины даст возможность эффективно ее устранить и перейти к положительным изменением в предпринимательской деятельности.

  1. слишком длительный цикл выпуска продукции, а также наличие кредитов на большие суммы;
  2. нецелесообразное расходование имеющихся финансовых средств и неоправданно высокие траты;
  3. недостаточное изучения потребительского спроса, вследствие чего произошло значительное снижение объемов продаж;
  4. отсутствие у руководства профессионализма надлежащего уровня, отчего ряд принятых неправильных решений, которые стали причинами появление финансовых проблем;
  5. недостаточная адаптивность руководителей старой менеджерской школы, что является причиной невозможности управлять предприятием в современных экономических условиях, где действуют законы рыночной экономики.
  6. снижение объемов выпуска продукции, а также снижение качества и стоимости продукции – низкая конкурентная способность производимых товаров;

Принятие мер по решению ситуации с потерей платежеспособности, когда наблюдается снижение доходности производственной предприятия или компании другой направленности.

В данном случае крайне важно выявить появление признаков финансовой несостоятельности, чтобы приступить к реализации антикризисных мероприятий.

Главной задачей руководства компании является поиск возможного дополнительного финансирования бизнеса.

В том числе осуществляется использование даже тех инструментов, которые считаются нетрадиционными для российской экономики.

Цель антикризисного управления в краткосрочном периоде – сохранить рентабельность фирмы. Для эффективного ведения дальнейших бизнес-процессов руководитель разрабатывает план действий, в котором прописаны способы снижения финансовых расходов и их обоснование. Также прописываются необходимые мероприятия для выполнения реструктуризации имеющегося долга.

Основные работы, которые проводятся в первую очередь:

  1. выполняется реорганизации предпринимательской деятельности фирмы-должника с целью реформирования бизнес-процессов.
  2. разделение структурных составляющих фирмы-должника на рентабельные и те, которые являются убыточными;
  3. нефункционирующие подразделения ликвидируются и расформировываются, что дает возможность прекратить нести финансовые убытки;

Грамотный подход к ведению бизнеса – основной метод исключения появления проблем с платежеспособностью. Каждый предприниматель должен задуматься над тем, как предотвратить накопление долгов по обязательствам.

Использование свободной финансовой массы следует проводить с особой тщательностью, чтобы минимизировать риски безвозвратной потери денег.

Имеющуюся кредитную задолженность перед инвесторами требуется структурировать, а краткосрочные долги – погасить, и в первую очередь.

Очень важным аспектом является выплата обязательств в строго обозначенные сроки – не допускать возможные перебои с перечислением финансовых средств. Основные отличия досудебного восстановления платежеспособности от финансового оздоровления Одним из основных и наиболее значимых отличий является ограничение в управлении предприятием, поскольку по решению арбитражного суда назначается арбитражный управляющий, который осуществляет управлением всеми важными бизнес-процессами, а также распоряжается имеющимся имуществом. Установленное ответственное лицо на эту должен несет полную материальную ответственность, поэтому собственники фирмы-должника и кредиторы могут быть абсолютно спокойны.

Негативным последствием доведения организации-должника до принятия арбитражным судом инициацию процедуры ликвидации юридического лица, составляющей которой является и восстановление финансовой состоятельности, следующие моменты:

  1. отсутствие возможности проводить какие-либо операции относительно появления новых финансовых обязательств.
  2. отсутствие возможности проводить какие-либо сделки без соответствующего разрешения со стороны инвесторов;

Судебные меры по восстановлению финансовой стабильности предприятия-должника (для сравнения) При доведении фирмы-должника до критической финансовой несостоятельности арбитражный суд выносит соответствующее решение, направленное на проведение процедуры финансового оздоровления – один из этапов ликвидации предприятия. Действующее законодательство регламентирует проведение этапа восстановления платежеспособности, поэтому все его нормы должны строго соблюдаться для законного возобновления успешного ведения предпринимательской деятельности. Внешний управляющий, назначенный соответствующим государственным судебным органом, начинает свою работу с даты его утверждения, и заканчивает – до прекращения восстановления финансовой стабильности и платежеспособности.

Также, прекратить работу внешний управляющий может при его отстранении или освобождении соответствующей арбитражной инстанции от исполнения своих обязанностей. Арбитражный управляющий обязан выполнять:

  1. рассмотрение полученных отчетных данных о ходе процесса выполнения плана восстановления финансовой стабильности фирмы-должника и его платежеспособности, а также предоставление реализации плана по возвращению, взятых у инвесторов финансовых средств;
  2. проведение контроля за соблюдением согласованного графика выполнения взятых на себя обязательств фирмой-должником – выплата денежных средств по имеющейся задолженности.
  3. ведение реестра требований инвесторов, за исключением тех случаев, которые прописаны в действующем Федеральном законодательстве;
  4. созывать собрание инвесторов при ряде определенных обстоятельств, которые прописаны в действующем Федеральном законодательстве;

План финансового оздоровления разрабатывается учредителями организации-должника, собственниками имущества.

Правом на его утверждение владеют инвесторы.

В нем должны быть прописаны методы, с помощью которых компания-должник будет получать финансовые средства с целью передачи их инвесторам для погашения возникшей задолженности. Кроме всего прочего, проведение финансового оздоровления, присужденного арбитражным судом, ограничивает деятельность руководства компании-должника. Поэтому без ведома арбитражного управляющего директор и менеджера не могут проводить сделки, связанные с:

  1. получением дополнительных финансовых средств от третьих лиц (исключено, например, от иных финансовых организаций);
  2. получением или передачу части имеющегося имущества в пользование третьих лиц.
  3. переводом задолженности или уступкой прав требования;

Максимальная продолжительность проведения финансового оздоровления – 2 года.

Если в процессе работы финансового управляющего положительных сдвигов не наступает, а платежеспособность находится на том же уровне, то арбитражный управляющий подает заявление с отчетными данными. Арбитражный суд на основании полученных материалов принимает соответствующее решение — -назначить конкурсное производство с целью продажи имеющегося имущества компании-должника для погашения задолженности перед инвесторами.

При положительной динамики финансового восстановления арбитражный суд принимает решение о прекращении ликвидации предприятия-должника. Вместе с инвесторами собственники компании составляется и утверждается план погашения финансовой задолженности. Также, присутствует возможность воспользоваться положениями законодательства и подписать мировое соглашение, которое является наиболее приемлемым решением возникшей проблемы для обеих сторон.

Обусловлено это тем, что сроки реализации принятых мероприятий осуществляется в намного меньшие сроки. Еще одним немаловажным преимуществом мирового соглашения является и финансовая выгода – компания-должник экономит значительное количество денежных средств на оплату работы арбитражному управляющему и выплату налоговых отчислений и сборов по проведению процедуры ликвидации фирмы-должника.

Меры по предупреждению несостоятельности

Необходимо реализовать антикризисные меры.

Они актуальны тогда, когда зафиксировано резкое уменьшение платежеспособности предприятия.

Главная цель антикризисного управления – это поиск источников финансирования бизнеса. Его главный признак – наличие заданных сроков. Антикризисное управление – это оперативное управление.

Все решения быстро принимаются и немедленно внедряются.

Тактическая цель антикризисного руководства – сохранение рентабельности. Для воплощения этой цели формируется бизнес-стратегия.

В нее входит сокращение производственных издержек, реструктуризация задолженности.

Выявление симптомов банкротства

Первый шаг по предупреждению несостоятельности – выявление признаков несостоятельности.

Своевременное обнаружение симптомов позволит вовремя принять все нужные меры. Рассмотрим эти признаки:

  1. Долги, связанные с нанесением ущерба собственности кредитора.
  2. Задолженности перед учредителями.
  3. Наличие обязательств по оформленным соглашениям на поставки, исполнение работ.
  4. Наличие долгов по выплате ЗП и переводам в различные фонды.
  5. Непокрытые или частично покрытые займы.
  6. Безосновательное обогащение.

Основной признак близости банкротства – наличие задолженностей, которые фирма покрыть не может. Если количество долгов практически сравнялось с показателями дохода, это также тревожный показатель.

Информация о моделировании

Именно оно получило наиболее широкое распространение среди всех методов.

Благодаря этому методу воссоздаётся конкретная ситуация. А потом продумываются решения, позволяющие из неё выйти с наименьшими потерями.

При анализе информации используется несколько видов данных:

  1. Математические.
  2. Статистические.

Подробного рассмотрения заслуживает каждый фактор, способный привести к банкротству.

Что предполагает обработку огромного массива информации, связанной с положением в стране по демографии, экономике и социальному статусу. Можно смоделировать поведение отдельных людей, деятельность которых напрямую привязана к предприятию.

И которые могут повлиять на его результаты. Но есть методы борьбы с неплатёжеспособностью, которая уже возникла. Что использует ЦБ, чтобы не обанкротится, расскажет это видео:

Экспертная оценка

Такой способ применяется при прогнозировании на долгий срок в будущем.

Управленцы предприятия формируют круг экспертов, которые на профессиональном уровне анализируют ситуацию в организации, и предоставляют оценку положения фирмы. Данный способ основан на анализировании будущих изменений через призму важности каждого из установленных признаков.

Для реализации экспертного способа, группе профессионалов, оценивающих положение фирмы, выдаются анкеты с определенными вопросами, где нужно проставить ответы, к примеру, от одного до десяти. Экспертам нужно оценить перемены в организации по выбранным параметрам.

В итоге вычисляется среднее арифметическое из полученных ответов и формируется прогноз прибыльности компании в будущем. Такой способ считается одним из более точных, так как организация оценивается профессионалами в разнообразных сферах: экономике, менеджменте и т.д.

Кредитные организации

Ввиду специфики своей деятельности особый статус для государства и кредитные организации, меры по предупреждению банкротства которых установлен ст.

3 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.

Несостоятельность кредитных организаций подтверждается отзывом лицензии на осуществление банковских операций. До этого момента реализуются следующие меры недопущения банкротства:

  1. реорганизация.
  2. финансово оздоровление кредитных организаций;
  3. назначение временной администрации;

В случае возникновения угрозы банкротства участники (учредители) кредитной организации, члены наблюдательного совета (совета директоров), единоличный исполнительный орган кредитной организации и коллегиальный исполнительный орган обязаны принять своевременные и необходимые меры по финансовому оздоровлению и, в случае необходимости, реорганизации организации.

Банк России вправе потребовать от кредитной организации в случае возникновения предусмотренных ст. 4 Федерального закона №40-ФЗ оснований осуществления мер по финансовому оздоровлению, реорганизации и даже назначить временную администрацию.

Такими основаниями являются:

  1. неоднократное неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам на протяжении 6 месяцев;
  2. допущение снижения абсолютной величины собственных средств более 20% по сравнению с их максимальной величиной, что была достигнута за последние 12 месяцев с одновременным нарушением обязательных нормативов;
  3. нарушение норматива текущей ликвидности больше чем на 10% за последний месяц;
  4. допущение уменьшения величины собственных средств ниже размера уставного капитала по итогам отчетного месяца.
  5. неисполнение обязанности по уплате в срок до 3 дней обязательных платежей со дня наступления даты их исполнения из-за недостаточности или полного отсутствия денежных средств;

Последнее положение не является признаком банкротства для кредитных организаций, которые получили лицензию на осуществление банковских операций менее 2 лет назад.

Мерам по предотвращению банкротства для кредитных организаций уделяется большое внимание на законодательном уровне, особенно в свете мировых финансовых кризисов.

Поэтому в РФ разрабатываются специальные программы по предотвращению банкротства.

Подробнее о предупреждении несостоятельности

Все мероприятия, направленные на предотвращение банкротства, контролируются на законодательном уровне. Сведения о вероятном банкротстве получают учредители компании, которые вскоре за этим должны принять упомянутые меры для оптимизации рабочей деятельности предприятия.

В ходе дела удается конкретизировать и уничтожить факторы, обозначенные как приведшие к банкротству. Осуществление мер производится вместе со всем штатом работников. Если быть точнее, формируется целая система, которая позволяет взять под неусыпный контроль неплатежеспособность.

Из законодательства можно сделать выводы о том, что юридическое лицо обязуется приложить все возможные усилия, чтобы предупредить собственную несостоятельность.

Причины банкротства

Под банкротством понимается как полная потеря платежеспособности субъектов, имеющих экономические отношения, так и непосредственно процедура признания несостоятельности такого субъекта. Другими словами, несостоятельность возникает тогда, когда компания не может погасить и платить по текущим счетам.

Отсутствие платежеспособности по кредитам на протяжении 3 месяцев называется абсолютная неплатежеспособность, что сигнализирует о . Сама процедура и все ее этапы подробно изложены в Факторы, вызывающие банкротство организаций могут быть внешние и внутренние.

К внешним, как правило, относят:

  1. политическую ситуацию;
  2. демографическую ситуацию.
  3. экономическую ситуацию;
  4. ужесточение конкуренции;

Политическая ситуация подразумевает наличие социальных волнений, нестабильная рыночная конъюнктура, недостатки в законодательной сфере, прекращение внешнеэкономических связей. Экономическая ситуация катализирует такие факторы как высокое инфляционное поле, экономический кризис, финансовая дестабилизация, банкротство компаний в аналогичной сфере и вследствие этого повышение ресурсной стоимости, применяемой компанией, высокие налоговые ставки.

Ужесточение мировой конкуренции, обусловленное быстрой модификацией научно-технической сферы, определяют фактор банкротства компании, не готовой поддерживать такие темпы развития. Демографическая ситуация выявляет такие факторы уменьшение количества и качества того состава населения, которое выступает потребителем товара или услуги.

Внутренние факторы – более обширные и могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности компании. В целом можно выделить следующие причины:

  1. формирование производственных остатков сверх нормы;
  2. отсутствие современного оборудования;
  3. ненадежная клиентская база;
  4. отсутствие сфер сбыта;
  5. нерегулируемый рост хозяйственной деятельности.
  6. дефицит оборотного капитала;

Дефицит оборотного капитала влечет за собой дисбаланс между собственным и заемным капиталом, где заемные средства в существенной степени в объеме превосходят собственные. Это является катализатором для снижения доверия кредиторов и как следствие, получения отказа в новых кредитах.

Отсутствие современного оборудования приводит к тому, что вслед за неготовностью модифицировать техническое обеспечение организация теряет способность к конкуренции с более мощными, оборудованными по последним технологиям организациями. Формирование производственных остатков сверх нормы влечет то, что доля продукции не находит сбыта, а значит организация не имеет от этого никакой прибыли.

Под ненадежной клиентской базой подразумевается отказ клиентов от своих платежных обязательств или их задержка. Причинами отсутствия сфер быта становятся плохой маркетинг, игнорирование этапов прогнозирования или его некорректное выполнение. Все это влечет снижение прибыли, как следствие, банкротство организации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+