Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы


Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале. После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности.

По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.

До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (). Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала.

Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.

Однако, в связи с внесенными изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет.

Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.

В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию.

К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность.

При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании. Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано. Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник, который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг.

Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО. Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.

Финансовые риски в бизнесе есть всегда, вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд.

Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия.
Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия.

В её полномочия будет входить:

  1. закрытие банковских счетов;
  2. составление промежуточного баланса;
  3. приём и учёт требований от кредиторов;
  4. комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

  1. составляется 2 вида балансов: .
  2. иск направляется в суд;
  3. собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
  4. уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;

При ликвидации ООО составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.Последним документом является свидетельство о ликвидации компании.

Оно направляется директору или главному учредителю.

Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Как не допустить исключения фирмы из ЕГРЮЛ

Риск удаления записи о компании из государственного реестра возникает при временной заморозке бизнеса.

Если учредители решили приостановить деятельность, следует принять меры предосторожности. Избежать административной ликвидации поможет регулярное предоставление нулевой отчетности. Бухгалтерские проводки будут сведены к минимуму.

В декларациях потребуется отражать отсутствие оборотов. Если же запись из ЕГРЮЛ исключена, учредитель может попытаться опротестовать решение суда или действия налоговой службы.

отводит на оспаривание 1 год. Срок отсчитывается с момента обнаружения факта. Обжаловать решение о ликвидации придется в государственном арбитраже.

Этим же механизмом вправе воспользоваться кредиторы. Оговорка в законе является эффективным средством защиты их интересов. Использовать нормы с целью уклонения от исполнения обязательств не получится.

Удовлетворение иска приведет к восстановлению записи в реестр. Должник вновь окажется правоспособным, что позволит инициировать процедуру банкротства. В рамках разбирательства будет организовано расследование причин финансовой несостоятельности.

Выявление вины учредителей или руководителей даст право на взыскание долгов в субсидиарном порядке.

Таким образом, административная ликвидация – это современный способ актуализации сведений в реестре. Прибегая к правовому механизму, контролирующий орган исключает из информационной базы записи о недействующих компаниях. При этом обеспечиваются интересы кредиторов, учредителей и бюджета.

Загрузка. Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Класснуть Отправить

Каковы последствия для учредителя ликвидации ООО по инициативе ИФНС?

Налоговая приняла решение о ликвидации ООО по причине не достоверности сведений (не соответствия юридич.адреса фактическому).

ООО деятельности не вело с момента регистрации ЮЛ. Задолженность перед бюджетом 200 руб. Какие будут негативные последствия для учредителя/директора ООО ( это разные лица). Можно ли оспорить это решение и в какие сроки? 11 Сентября 2021, 11:22, вопрос №2506001 Елена, г. Краснодар Уточнение клиента Еще один момент.
Краснодар Уточнение клиента Еще один момент. После ликвидации ЮЛ и прошествии периода в 3 года, запрещающего регистрацию нового ЮЛ, сохраняется ли в базе ИФНС какая либо негативная информация на учредителя/директора, способная в дальнейшем влиять на его деловую репутацию при регистрации нового ЮЛ?

11 Сентября 2021, 11:53 500 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) получен гонорар 50% 1393 ответа 555 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Нижний Новгород Бесплатная оценка вашей ситуации Елена, добрый день.

Собственно наиболее негативное последствие здесь одно, это невозможность занимать руководящие должности для руководителя в течении 3х лет после ликвидации организации. Согласно ст. 23 ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и ИП»

: ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц: являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц; Таким образом при принудительной ликвидации в случае регистрации нового ООО в течении 3х лет Вам будет отказано, если Вы являетесь лицом имеющим право действовать без доверенности.

Оспорить можно в порядке гл. 24 АПК РФ устанавливающей порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действия/бездействия государственных органов. Предварительно следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

По основаниям для подачи уже надо смотреть и более детально разбирать ситуации и есть ли такие основания вообще.

11 Сентября 2021, 11:30 0 0 получен гонорар 50% 10,0 Рейтинг Правовед.ru 19793 ответа 7644 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 10,0рейтинг

Елена, добрый день!

В первую очередь материальные последствия — взыскание налоговой задолженности с виновных лиц каковыми в данном случае будут и директор и учредитель на основании ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства.

В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества. согласно п. 5 ст. 21.1Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях: б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.соответственно возможность привлечения к субсидиарной ответственности есть и при исключении недействующего лица и при исключении ЮЛ в связи с недостоверностью сведений.

Также в течение 3 лет при попытке зарегистрировать новое ООО будет отказано по п.п.

«ф» ст. 23 129-ФЗ в регистрации если гендир или учредитель ранее ликвидированного ООО участвуют в новом ООО. Порядок обжалования предстоящего исключения установлен также ст. 21.2 Закона №129-ФЗ либо в судебном порядке в рамках главы 24 АПК РФ 11 Сентября 2021, 11:33 0 0 536 ответов 138 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Барнаул Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день! В дополнение к сказанному коллегами добавлю, что до внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица имеется возможность предотвратить внесение такой записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо направить в регистрирующий орган заявление по форме Р38001 (возражение относительно предстоящего внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для этого необходимо направить в регистрирующий орган заявление по форме Р38001 (возражение относительно предстоящего внесения записи в ЕГРЮЛ). В вашей ситуации принято только решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ или уже внесена запись об исключении?

12 Сентября 2021, 12:50 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 29 Июня 2016, 20:12, вопрос №1299712 02 Октября 2018, 07:52, вопрос №2121804 20 Апреля 2018, 16:53, вопрос №1973637 04 Мая 2018, 07:37, вопрос №1985829 10 Января 2017, 09:47, вопрос №1495179 Смотрите также

Что такое принудительная ликвидация ООО

Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике.

Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции. Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо.

Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда. В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.

Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

  1. любые нарушения действующего законодательства;
  2. в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
  3. у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
  4. по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
  5. отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
  6. недостоверный адрес расположения юридического лица.

Читайте также: Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица. Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда.

Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.

В каких случаях принудительная ликвидация невозможна

Принудительная ликвидация компании налоговыми органами невозможна:

  • Если были выявлены долги перед кредиторами, которые невозможно удовлетворить добровольно из имущества, принадлежащего компании.
  • Если лицо отвечает признакам «отсутствующего должника».

В обоих вышеперечисленных ситуациях представители ФНС должны инициировать процедуру банкротства.При ликвидации компании в судебном порядке основания для ее закрытия должны быть достаточно весомыми.

Например, не допускается ликвидировать компанию по формальному поводу: если она несколько раз несущественно нарушила закон. Тогда как противозаконная деятельность (в частности, реализация наркотических средств) – веский повод закрыть компанию.Также допущенные нарушения при регистрации или в процессе работы для ликвидации должны быть неустранимыми.

Ликвидация юридического лица производится по решению учредителей или регистрирующего органа

Дата публикации: 30.08.2012 07:00 (архив) Юридическое лицо может быть ликвидировано по двум различным основаниям.

Первое — это ликвидация по решению учредителей (участников) юридического лица, второе — ликвидация по решению регистрирующего (налогового) органа. Об этом напоминают в МИФНС России №7 по Алтайскому краю.Так, с начала этого года Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю исключено из ЕГРЮЛ по решению учредителей — 14 организаций, по решению регистрирующего органа — 73 организации.Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

.

Регистрация юридических лиц находится в компетенции налоговых органов.В случае, если юридическое лицо примет самостоятельно решение о ликвидации, оно обязано в течение 3-х рабочих дней от даты принятия такого решения уведомить регистрирующий орган. Законодательством установлен единый порядок ликвидации, который состоит из нескольких этапов: принятие решения о ликвидации; формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора); публикация сообщения о ликвидации;- осуществление расчетов с кредиторами и составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса; государственная регистрация ликвидации юридического лица.Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе регистрирующего органа. Данная процедура производится при наличии одновременно двух непременных условий.

Это- непредставление непрерывно в течение 12 месяцев, предшествующих моменту ликвидации, юридическим лицом налоговой отчетности и отсутствие операции хотя бы по одному банковскому счету.Регистрирующий орган, установив наличие вышеуказанных признаков, принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Информация о данном решении, сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в органах печати.В отличие от добровольной ликвидации, срок направления претензий увеличен до трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Если такое заявление в течение указанного срока поступает, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса). Поделиться:

9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО

Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Примечание: если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам. Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.

Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации».

Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме.

Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса. С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение. Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности.

Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Ликвидация юридического лица по инициативе налоговой

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа возможна в административном и судебном порядке. Административный порядок ликвидации основан на положениях статьи 21.1.

Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

«Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»

(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ).

Рекомендуем прочесть:  Трудовая инстанция на работника

Как следует из статьи 21.1 ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Таким образом, в случае не представления отчетности в течение одного года, вас просто могут исключить из ЕГРЮЛ как не действующее юридическое лицо.

Необходимо иметь ввиду, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Судебный порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен статьей 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица».

Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ) В настоящее время в юридическое агентство участились обращения руководителей, которым поступают уведомления ИФНС о их вызове для проведения опроса о правомерности использования адреса, по которому зарегистрирована организация и составления протокола об административном правонарушении по ч.

4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении руководителя организации. Как следует из ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Если исполнительный орган в лице руководителя организации по незнанию или недосмотру не подавал сведения об изменении адреса регистрации юридического лица в регистрирующий орган, то вопроса о том, что ему необходимо сделать, не возникает.

Безусловно, необходимо устранять предписание налоговой.

При таких обстоятельствах вопрос вполне возможно решать и без обращения к юристам, специализирующимся на ликвидации юридических лиц. Однако, в нашем случае к нам обращаются руководители после получения уведомления ИФНС не с просьбой подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ об изменении адреса, а с просьбой ликвидации давно ставшего ненужным юридического лица. Казалось бы, чего проще, собрать учредителей, провести собрание, принять решение о ликвидации и подать его в налоговую.

Но не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что половину учредителей «днем с огнем не сыщешь», соответственно возможности ликвидировать организацию в обычном порядке с соблюдение законности при ее ликвидации не получится. Отсутствует кворум для принятия решения о ликвидации, в связи с чем ликвидация в судебном порядке по инициативе налоговой, как правило, неизбежна.

Как следует из Постановления пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г.

N 61, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона). Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса после возбуждения судом производства по делу не может являться основанием для возмещения судебных расходов юридического лица — ответчика за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ). В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона или признано недействительным в судебном порядке.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+