Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Государственный земельный надзор как инструмент управления земельными ресурсами

Государственный земельный надзор как инструмент управления земельными ресурсами

«Государственный земельный надзор как инструмент стимулирования правомерного поведения участников земельно-имущественных отношений»

31 Март 2016 Земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Одновременно земля выступает в качестве недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю. Одним из основных механизмов обеспечения правового режима использования земель является контроль со стороны государства, то есть деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами с возможностью применения мер государственного принуждения.

В соответствии с действующим законодательством, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора в отношении земли как объекта права, является Росреестр и его территориальные органы, в частности, Управление Росреестра по Республике Карелия (далее – Управление).

К числу требований закона, надзор за соблюдением которых осуществляет Управление, можно отнести: — требования о недопущении самовольного занятия земельных участков, а также использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок; — требования об использовании земельных участков по целевому назначению; -требования, связанные с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением земель, оборот которых регулируется

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

) и проч. Кроме того, Управление осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Как известно, произошедшие в 2015 году масштабные изменения законодательства в сфере земельно-имущественных значительно ужесточили ответственность за нарушения земельного законодательства.

Механизм определения размера административных штрафов теперь поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков, на которых допущены нарушения. Например, за совершение наиболее распространенного нарушения – самовольного занятия земельного участка, нарушителю-физическому лицу придется заплатить штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, а если кадастровая стоимость не определена – от пяти до десяти тысяч рублей. За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, для граждан предусмотрен штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, для юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей.

В рамках государственного земельного надзора проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований земельного законодательства, осуществляется систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований , принимаются предусмотренные законом меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Плановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физических и юридических лиц проводятся согласно ежегодным планам, разрабатываемым и принимаемым в установленном порядке, не чаще чем один раз в три года, в отношении органов местного самоуправления и органов государственной власти – не чаще одного раза в два года. Основанием для проведения Управлением внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства может послужить поступившая информация о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Источниками такой информаций могут выступать обращения и заявления граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, средства массовой информации и проч.

Внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся после согласования с органами прокуратуры. Кроме того, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения земельного законодательства, а также обнаружение признаков нарушения земельного законодательства в ходе административного обследования объекта земельных отношений. В случае выявления по результатам проверки нарушения требований земельного законодательства в адрес виновного лица выносится предписание, обязывающее устранить допущенное нарушение в течение определенного срока (не более полугода).

Такое предписание является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Предписание находится на контроле Управления, за его неисполнение в установленный срок законодательством установлена административная ответственность в виде административного штрафа. Следует отметить, что с 2015 года существенно ужесточена административная ответственность за неисполнение законного предписаний органа государственного земельного надзора.

Так, штраф для физического лица составляет от десяти до двадцати тысяч рублей, за повторное совершение этого правонарушения в течение года – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. К числу иных мер, принимаемых Управлением к устранению выявленных нарушений, относится направление материалов по неустраненным нарушениям в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Например, соответствующий орган, исполняющий полномочия собственника земельного участка, на котором виновным лицом допущено нарушение в виде самовольного занятия земельного участка, обязан обратиться в суд с иском об освобождении такого участка и взыскании в бюджет неосновательного обогащения за фактическое пользование землей. Помимо осуществления надзорной деятельности посредством организации и проведения проверок, Управлением осуществляется систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства. Одной из форм такого наблюдения являются административные обследования объектов земельных отношений.

Этот принципиально новый институт введен в 2015 году и позволяет уполномоченным должностным лицам исследовать состояние и способы использования земельных участков на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами.

Административное обследование проводится без доступа на обследуемый участок и без взаимодействия с его правообладателями. Еще одной формой систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства является анализ правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель на предмет соответствия их содержания действующему законодательству.

В рамках реализации указанных полномочий Управление проверяет соблюдение сроков рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также законность удовлетворения или отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка. При обнаружении правового акта органа государственной власти или местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель, противоречащего требованиям земельного законодательства, Управлением вносится предложение о приведении такого акта в соответствие с законом.

Если в установленный срок акт не будет приведен в соответствие с законом, информация об этом направляется в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Говоря о предоставлении земельных участков, необходимо обратить внимание читателей на то, что с начала 2016 года в Республике Карелия полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от органов местного самоуправления Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок (ГКУ «Управление земельными ресурсами»).

Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, по-прежнему осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

В целях осуществления надлежащего контроля за использованием и охраной земель Управлением налажено эффективное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, например, Росприроднадзором, Россельхознадзором, правоохранительными органами – прокуратурой и полицией, органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по проведению муниципального земельного контроля и проч. Практика правоприменения показывает, что органы государственного земельного надзора наделены широким спектром полномочий, а также реализуют отработанные и подтвердившие свою эффективность механизмы выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере земельно-имущественных отношений, направленные в конечном итоге на обеспечение и защиту имущественных прав землепользователей, вовлечение земельных участков в легальный гражданский оборот, формирование налогооблагаемой базы.

Контроль за охраной и использованием земель (земельный надзор и контроль) при формировании системы управления земельными ресурсами

Стр 7 из 32 Государству и обществу всегда необходим земельный надзор и контроль как инструмент управления земельными ресурсами, обеспечивающий функционирование правовых механизмов в сфере земельных отношений. В 1996 году были определены субъекты исполнения контрольных функций, сформулированы правила, обеспечивающие эффективное использование и сохранение земельных угодий.

Основным контролирующим органом стал Госкозем РФ (Росземкадастр, Росреестр), а также его органы на местах. Земельным законодательством предусмотрены следующие виды земельного надзора и контроля: государственный, муниципальный и общественный. Государственный земельный надзор осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы на территории муниципального образования, в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль за рациональным использованием и охраной земель являются одним из основных инструментов управления земельными ресурсами.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006г. № 689 «О государственном земельном контроле» (ред. от 21.04.2010), полномочия по государственному земельному надзору возложены на три органа.

1) Росреестр и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением: а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений. 2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляет надзор за соблюдением: а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. 3) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов надзор за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом

«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению само-вольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Должностные лица Росреестра и его территориальных органов, одновременно по должности являются главными государственным инспекторами по использованию и охране земель. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являются государственными инспекторами, осуществляющие государственный геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, являются государственными инспекторами, осуществляющими государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений. Государственные инспекторы по использованию и охране земель, имеют право: а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного надзора сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки. б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного надзора; в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий; г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности; д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; е) носить форменную одежду.

Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители имеют право: а) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; б) выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении; в) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; г) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством. Мероприятия по государственномунадзоруи земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки. Лица, препятствующие осуществлению государственногонадзора иземельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим надзори контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

В связи с внесениемпоправок в Земельный кодекс РФ, с 2015 года действуют, несколько измененные правила, в части проведения земельного надзора и контроля. ЗК РФ статья 71. Государственный земельный надзор.

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. 2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом РФ, законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

в порядке, установленном Правительством РФ.

Статья 72. Муниципальный земельный контроль 1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность. 2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений. 4. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

5. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в «пункте 4» настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

6. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством РФ. 7. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством. ЗК РФ статья 72.1. Общественный земельный контроль.

1. Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных Земельным Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений. 2. Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы: 1. Какие основные задачи государственного управления земельными ресурсами.

2. Охарактеризуйте систему управления земельными ресурсами РФ. 3. Что является объектом, предметом и субъектом управления земельными ресурсами.

4. Назовите виды управления земельными ресурсами.

5. Каковы основные цели ведения земельного кадастра в области УЗР. 6. В чем заключается значение ГЗК в области УЗР.

7. В чем заключается значение землеустройства для формирования системы УЗР. 8. Какие виды землеустроительной документации используются при управлении земельными ресурсами. 9. Назовите цели, объекты и задачи мониторинга земель.

10. Назовите методы мониторинга земель. 11. Как используют информацию мониторинга земель при управлении земельными ресурсами.

12.Какие федеральные органы исполнительной власти осуществляют земельный надзор. 13. В чем отличие земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля 14. Какое значение имеют земельный надзор и контроль при формировании системы УЗР?

7 : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

: схема и процесс работы устройства. : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). : для животных. Схемы и конструкции.



Современные проблемы науки и образования Электронный научный журнал | ISSN 2070-7428 | Эл. № ФС77-34132

Журнал издается с 2005 года.

В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier). Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н.
Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н. –

  1. +7 (499) 705-72-30
  2. 101000, г. Москва, а/я 47, Академия Естествознания

Материалы журнала доступны по .

Сайт работает на универсальной издательской платформе © 2005–2020

Государственный земельный надзор

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государственный земельный контроль (надзор) является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Проведение государственного земельного контроля (надзора) предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации.

Цель государственного земельного контроля (надзор) – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, осуществляют контроль (надзор) за соблюдением: а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками; б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность; в) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению; г) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности); д) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; е) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; ж) требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Станислав Юрьевич

27 апреля 2013 г. кафедрой земельного и экологического права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» был проведен круглый стол, посвященный Году охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Со вступительным словом к участникам заседания обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор К.Г.

Пандаков, который отметил важность и актуальность вопросов, поставленных на обсуждение, и обратил внимание на проблемы и тенденции развития природоресурсного и экологического законодательства в настоящий период.

Изменения, которые были внесены в экологическое, земельное, водное, лесное, горное и иное природоресурсное законодательство в последние несколько лет, не только не способствуют улучшению экологической обстановки, а, наоборот, приводят к еще большему антропогенному воздействию на природную среду, отсутствию экономических стимулов к модернизации производств и технологий, что неизбежно ведет к нарастанию напряженности в этой сфере. С основным докладом выступил доктор юридических наук, профессор Л.А.

Тимофеев. Им были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию.

В свете проведения конференции по устойчивому развитию «Рио+20» и принятия ряда программных документов федерального значения в области охраны окружающей среды профессор кафедры Н.И.

Махонько в своем докладе уделил внимание основным принципам экологической политики Российской Федерации, которые реализуются с участием всех заинтересованных субъектов.

С точки зрения обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, подвергла анализу нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере осуществления территориального планирования и градостроительного зонирования, доцент, кандидат юридических наук Е.Ю.

Чмыхало, которая сделала вывод о необходимости конкретизации требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, а также активного формирования правового механизма, способствующего их реализации.

На заседании круглого стола выступили также: доценты Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов, Т.В. Волкова, С.Ю.

Королев, О.В. Куликова, Ю.В. Сорокина, Е.А.

Сухова, ст. преподаватель Е.А. Тарасова, аспиранты и магистранты кафедры. Круг обсуждаемых вопросов был широк: совершенствование законодательства о рекультивации земель, проблемы предоставлении прав на земельные участки, вопросы охраны животного и растительного мира, развития рыбохозяйственной деятельности, управления лесами, развития атомной энергетики, управления земельными ресурсами и др.

По итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости дальнейших научных исследований по рассматриваемым проблемам.

Государственный контроль за использованием и охраной земель в системе управления земельными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 349.414:332.33 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ А.Р. ЦЫГАНОВ, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАСХН, заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси С.В. РАДЧЕНКО, ассистент УО

» Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

THE STATE CONTROL OF LAND USE AND PROTECTION IN THE GROUND RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM А.К TSYGANOV, the corresponding member of the National Academy of Sciences of Belarust he doctor of economics, the professor, the deputy chairman of presidium of the National Academy of Sciences of Belarus S.V RADCHENKO, the assistant The Establishment of education «The Byelorussian State Agricultural Academy» В статье рассмотрена одна из функций управления земельными ресурсами — государственный контроль за использованием и охраной земель.

На основе изучения статистических данных анализируются результаты государственного контроля за использованием и охраной земель, предлагаются некоторые пути его совершенствования.

The article examines one of the functions of land resources management — state control of land usage and protection.

The authors have analyzed statistical data showing state control of land usage and protection and suggested some ways of its improvement. Введение. В системе управления земельными ресурсами объективно выделяют тесно связанные между собой функции управления, которые представляют собой относительно обособленные виды управленческой деятельности по организации рационального использования и охраны земли.

Различные авторы [1; 2; 3; 4; 5 и др.] предлагают разное их количество и виды. Однако все в качестве отдельной функции называют государственный контроль за использованием и охраной земель.

Контроль за использованием и охраной земель — это одна из основных функций государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. Основная задача его — обеспечение соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь. В настоящее время государственный контроль за использованием и охраной земель необходим и востребован.

Он является эффективным инструментом управления главным национальным богатством республики — земельными ресурсами. Повышение его действенности является актуальной задачей.

Несмотря на роль и значение рассматриваемой функции управления земельными ресурсами, многие вопросы остаются еще недостаточно проработанными, некоторые положения государственного контроля за использованием и охраной земель, изложенные в нормативных правовых актах, требуют совершенствования.

Государственный контроль за использованием и охраной земель можно определить как деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленную на предотвращение, выявление и устранение нарушений земельного законодательства [6, с.

56]. Имеются и другие мнения по определению данного понятия:

«государственный контроль за использованием и охраной земель есть систематическая, конструктивная деятельность специально уполномоченных государственных органов и руководителей их подразделений, направленная на максимальное соблюдение всеми субъектами земельных отношений действующего земельного законодательства и приближение фактического исполнения принимаемых нормативных актов, решений, программ и мероприятий как можно ближе к установленным их параметрам»

[7, с. 6]. Несмотря на то, что в земельном праве контроль за использованием и охраной земель традиционно называется правоохранительной функцией [4], следует отметить, что само английское слово «control» во многих странах мира используется чаще в значении «управлять, регулировать», в первую очередь применительно к экономическим методам управления и регулирования, а не к выявлению, пресечению, недопущению, предотвращению, с которыми традиционно ассоциируется термин » контроль» в постсоветских странах. Регулирование земельных отношений осуществляется многочисленными нормативными актами различной юридической силы: законами, указами Президента, приказами, постановлениями Правительства, актами министерств и ведомств, а также нормативными документами местных органов власти.

Значительное место в земельных отношениях зани- мает проблема управления земельными ресурсами. Под управлением земельными ресурсами понимается совокупность взаимосвязанных государственных функций по организации и контролю использования и охраны земель [8, с.

107]. В определении понятия управления земельными ресурсами подчеркнута организующая и контролирующая роль государства в использовании и охране земель. В настоящее время земельным законодательством, в частности Кодексом Республики Беларусь о земле (ст. 139-140) [9], а также Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993 г.
139-140) [9], а также Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993 г. № 182 (с изменениями и дополнениями на 28 февраля 2002 г.) [10], определены задачи и органы, осуществляющие госконтроль.

Основные его задачи заключаются в предупреждении и устранении нарушений земельного законодательства, обеспечении соблюдения установленных норм, правил и технических требований при проведении землеустройства и разработке его документации. Государственный контроль осуществляется не только за охраной и использованием земель, но и за соблюдением земельного законодательства, а также лесного, водного, градостроительного, административного и иного, содержащего нормы земельного права.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут ответственность в порядке, установленном законом. Контрольные функции возложены и на землеустроительные органы, к которым отнесены Государственный комитет по имуществу и его территориальные органы — областные и Минская городская землеустроительная и геодезическая службы, в состав которых как структурные подразделения входят районные, городские землеустроительные и геодезические службы. Должностные лица — председатель Госкомимущества (и его заместители) и руководители (и их заместители) названных выше служб являются по должности одновременно главными государственными инспекторами по использованию и охране земель (их заместителями) соответственно республики, областей, г.

Минска и районов. Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система государственного контроля опирается как на экономические методы, так и на административные, причем экономический механизм действует, в том числе и на принципе отдачи вложенных средств [3; 11; 12]. Зарубежные системы аграрных отношений содержат значительное число стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земель. При нарушении субъектом норм пользования землями их права могут быть в какой-то части приостановлены.

Материалы и методы. Целью данной работы является рассмотрение государственного контроля за использованием и охраной земель как одной из функций управления земельными ресурсами, роли госконтроля в регулировании земельных отношений и поиска путей повышения его эффективности. В работе использованы статистические данные Государственного комитета по имуществу по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Беларусь.

Группировка административно-территориальных единиц по количеству выявленных нарушений земельного законодательства на тысячу землепользований выполнена с использованием геоинформационной системы ЛгеУ1е^’.

Результаты исследований получены на основе аналитического метода. Результаты и предложения. Органы государственного контроля за использованием и охраной земель ведут контроль в соответствии со своей компетенцией, организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель; осуществляют контроль за несвоевременным возвратом временно занимаемых земель, искажением сведений государственной регистрации, учета и использования земель; проводят текущие проверки соблюдения земельного законодательства на территории республики; участвуют в подготовке нормативных и других законодательных актов, касающихся использования и охраны земель; информируют о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и применяемых мерах по охране земель и другое. По результатам государственного контроля за использованием и охраной земель ведется статистическая отчетность по форме, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике и анализу Республики Беларусь от 19 октября 1992 г.

№2 81 — форма 1-зем » Отчет о контроле за использованием земель».

В отчетной документации отражаются содержание и виды нарушений, приводятся данные о нарушителях земельного законодательства, количестве оформленных документов за нарушение земельного законодательства, сведения о сумме взысканных штрафов и др. Анализ отчетной документации по ведению государственного контроля за использованием и охраной земель за период с 1997 по 2007 г.

показал, что с каждым годом увеличивается число проведенных проверок, а также число устраненных правонарушений. На диаграмме (рис. 1) видно, что за рассматриваемый период имеется тенденция незначительного спада количества выявленных нарушений земельного законодательства, роста в 1999 году с «пиковым» его значением, последующим некоторым спадом, новым увеличением и спадом. 8000 п 7000 -6316- 7497 6000 5000 4000 3000 2000 +- И 1000 +0 5619 5622 5315 5236 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 4519 4558 3751 4748 3946 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Год Рисунок 1 — Динамика количества выявленных нарушений земельного законодательства Анализ представленных данных свидетельствует, что тенденция увеличения до 1999 г.

количества выявленных нарушений земельного законодательства является результатом активизации работы службы республики в области ведения государственного контроля за использованием и охраной земель, когда Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь (в настоящее время — Государственный комитет по имуществу) велась работа по созданию вертикальной структуры землеустроительной и картографо-геодезической службы, обосновывая это в первую очередь необходимостью централизации функций государственного контроля за использованием и охраной земель. Рост количества выявленных нарушений земельного законодательства в 2002-2004 гг. обусловлен повышением действенности государственного контроля за использованием и охраной земель во исполнение поручения Президента по наведению порядка на земле.

В рассматриваемом периоде учет велся по следующим видам нарушений земельного законодательства: 1) самовольное занятие земель; 2) неиспользование земель, невыполнение требований природоохранного режима использования либо использование их не по целевому назначению; 3) порча земель; 4) несвоевременный возврат временно занимаемых земель либо невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; 5) невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы; 6) уничтожение межевых знаков границ землевладений и земле-пользований; 7) размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов без устройств, предотвращающих их вредное воздействие на состоя- ние земель; 8) искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель; 9) выдача разрешений на строительство или занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих права на землю; 10) нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 11) прочие нарушения земельного законодательства. Согласно проведенному анкетированию руководителей и специалистов районных землеустроительных и геодезических служб всех областей республики [8] основными видами нарушений земельного законодательства являются: неиспользование земель, невыполнение требований природоохранного режима использования либо использование их не по целевому назначению, самовольное занятие земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель либо невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, порча земель, уничтожение межевых знаков и другое. Анализ мнений экспертов показал, что основными причинами, побудившими приведенные выше нарушения земельного законодательства, являются: незнание землепользователями соответствующего законодательства; неадекватность величины реально причиненного ущерба и наложенного взыскания за правонарушение; удаленно сть земельных участков от места проживания землепользователя и отсутствие надежного транспортного сообщения; несоответствие наличных материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов выделенной земельной площади; территориальные недостатки сложившегося землепользования и другое.

В организации деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель отмечены следующие проблемы: сложность совмещения работы руководителя службы с деятельностью инспектора по использованию и охране земель; отсутствие или недостаточное использование при осуществлении контроля ранее утвержденных прогнозных и проектных разработок в области землепользования; несистематическое повышение квалификации кадров и другое. В целях профилактической работы по предотвращению правонарушений при использовании земель необходимо в средствах массовой информации проводить разъяснение положений земельного законодательства и повышать информированность населения о деятельности органов государственного земельного контроля.

По данным Государственного комитета по имуществу за период с 01.01.2007 по 01.01.2008 г. по Республике Беларусь проведено 9650 проверок соблюдения земельного законодательства.

В течение 2007 г. землеустроительной службой республики выявлено 3946 нарушений земель- Уничтожение либо повреждение межевых знаков 2,26 Нецелевое использование земельного участка, 309 7, Самовольное занятие земельного участка, 1299 32,92 % Занятие земельного участка до получения правоустанавливающих документов, 87 2,20 % Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, 84 2,13 % Прочие нарушения, 60 1,52% Нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы, 21 0,53 % Неиспользование земельного участка, 1993 50,51% Выдача должностным лицом разрешения на строительство, 4 Рисунок 2 — Видовая структура нарушений земельного законодательства, выявленных на территории Республики Беларусь в течение 2007 года ного законодательства, в структуре нарушений преобладают (рис. 2): неиспользование земельного участка — 1993 случаев (50,5 %), самовольное занятие земельного участка — 1299 (32,9 %), нецелевое использование земельного участка — 309 (7,8 %).

Больше всего нарушений выявлено в Минской области — 816, Брестской — 808 и Витебской области — 725 случаев (рис. 3). В республике проведена определенная работа по устранению нарушений земельного законодательства, выявленных в 2006 и предшествующих годах. Всего в течение 2007 г. устранено 4357 нарушений, что составляет 82,6 % от общего числа выявленных за этот период.

Эти данные свидетельствуют о действенности госземконтроля и его необходимости, так как благодаря государственному контролю за использованием и охраной земель в большинстве случаев удается не только выявить, но и устранить правонарушение, а при необходимости привлечь нарушителя к ответственности. За нарушение земельного законодательства к административной ответственности было привлечено 1397 нарушителей. Общая характеристика осуществления государственного контроля за Могилевская 534 Брестская 808 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Гомельская 455 Гродненская 506 По количеству правонарушений Минская 778,0000 г. Минск 46,0100 Брестская 530,1500 Витебская 497,1990 Могилевская 892,3500 Гомельская 89,4400 Гродненская 416,1200 По площади, га Рисунок 3 — Структура выявленных нарушений земельного законодательства в разрезе административно-территориальных единиц за 2007 год использованием и охраной земель в разрезе административно-территориальных единиц Республики Беларусь в течение 2007 г. представлена на рисунке 4, динамику правонарушений на территории республики с 2000 по 2007 г.

иллюстрирует график (рис. 5).

Наглядное представление о количестве выявленных нарушений земельного законодательства на тысячу землепользований в соответствующей административно-территориальной единице дает рисунок 6. Объектами исследования стали все административные районы республики, г.

Минск и города — областные центры, где имеются землеустроительные и геодезические службы и соответственно государственные инспекторы по использованию и охране земель.

В регулировании земельных отношений, в условиях рыночной экономики, государственный контроль за рациональным использованием и охраной земель приобретает еще большее значение.

Он является не только функцией управления в сфере использования земель, но и служит гарантом исполнения земельных законов, соблюдения требований рационально- □ Выявлено нарушений земельного законодательства Ш Количество нарушителей, привлеченных к административной ответственности □ Устранено нарушений земельного законодательства Рисунок 4 — Общая характеристика осуществления госконтроля за использованием и охраной земель в разрезе административно-территориальных единиц Республики Беларусь в течение 2007 года 7000 — Выявлено нарушений земельного законодательства Количество нарушителей, привлеченных к административной ответственности — Устранено нарушений земельного законодательства 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Годы Рисунок 5 — Динамика правонарушений в Республике Беларусь Условные обозначения менее 1 1 — 2 2 — 3 3 — 6 более 6 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . {Рупский круг |Ий >> Б Р исий ( V / ‘ » КоРмянскИи (СлонигиалРи «-‘Слуцкии^ (*^Вобруиски^Рог а чееск С ‘ски Лях^ичсКии Копыльскии СтйаодорожскийЧ ^усски^ чу ■ гт V ^Жлобинскии» £И_еацееичски^^ ^/-¿олигорскйи Любанскии Сеет;логорск 1ружанский ^____? т. ЮТан.к„.й—^^^ ГВуДаи^елеески«/ ¡ерезоеск^ анцееичскии Лунинецкии Рисунок 6 — Группировка административно-территориальных единиц (районов) по количеству выявленных нарушений земельного законодательства на тысячу землепользований го использования и охраны земель, а также представляет собой правовую форму деятельности в данной области.
т. ЮТан.к„.й—^^^ ГВуДаи^елеески«/ ¡ерезоеск^ анцееичскии Лунинецкии Рисунок 6 — Группировка административно-территориальных единиц (районов) по количеству выявленных нарушений земельного законодательства на тысячу землепользований го использования и охраны земель, а также представляет собой правовую форму деятельности в данной области.

Благодаря контролю осуществляется профилактика и предупреждение нарушений земельного законодательства, устраняются нарушения, а при необходимости органы, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, имеют право привлекать к ответственности нарушителей земельного законодательства.

ДуброБенскии Заключение. На основе выполненного исследования можно заключить, что для совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель необходимо усиление ответственности землепользователей за нарушение земельного законодательства и расширение поощрений за эффективное использование земель, повышение квалификации государственных инспекторов по использованию и охране земель, предоставление более широких полномочий работникам районной землеустроительной и геодезической службы по контролю за соблюдением земельного законода- тельства, повышение мобильности служб, автоматизация процесса ведения госземконтроля, расширение информированности населения по вопросам земельных отношений и законности землепользования. Реализация данных мероприятий предполагает дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. Система мер позволит сократить количество нарушений земельного законодательства в области использования земельных ресурсов.

Литература 1. Колмыков, В.Ф. Управление земельными ресурсами и место в нем землеустройства / В.Ф. Колмыков, С.В. Радченко, Т.А.

Запрудская // Возрождение сервиса России: инновации и качество: материалы интерактивной Междунар.

науч.-практ. конф., выпуск второй.

Секция качества земли и услуг / под ред.

проф. И.Ф. Феклистова. — Санкт-Петербург: СпбГАСЭ, 2004. — С. 4-7. 2. Болтанова, Е.С. Земельное право: курс лекций / Е.С. Болтанова. — Москва: Инфра, 2003.

— 192 с. 3. Варламов, А. А. Управление земельными ресурсами / А.

А. Варламов / Земельный кадастр. — Москва: КолосС, 2004. — Т. 2. — 528 с. 4. Станкевич, Н.Г. Земельное право: учеб.

пособие / Н.Г. Станкевич. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 544 с. 5. Ткачук, С. А. Управление земельными ресурсами (вопросы общей теории): учеб.

пособие / С. А. Ткачук. — Целиноград: ЦСХИ, 1986. — 92 с. 6. Словарь-справочник землеустроителя / под ред.

А.С. Помелова. — Минск: Учеб. центр ЗКГС, 2004. — 271 с. 7. Государственный контроль за использованием и охраной земель: справ.-метод.

пособие / сост. В.А. Свитин. — Горки: БГСХА, 2006. — 140 с. 8. Колмыков, В.Ф.Управление земельными ресурсами и пути его совершенствования / В.Ф. Колмыков, С.В. Радченко // Вестник БГСХА.

— 2006. -№ 2. — С. 106-111. 9. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г.

№ 226-3. Земельные отношения в Республике Беларусь: сб.

норматив, правовых актов в области регулирования зем. отношений, использования и охраны земель, гос.

регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, геодезии и картографии / сост. А.А. Гаев [и др.]. — Минск: Белорус. наука, 2003. — С. 49-110. 10.

Положение о го сударственном контроле за использованием и охраной земель: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993 г.

№ 182 / Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. -1993. — № 9. — Ст. 158. 11. Волков, С.Н. Землеустройство. Землеустройство за рубежом / С.Н.

Волков. — Москва: КолосС, 2005.

— Т. 7. — 408 с. 12. Управление земельными ресурсами, земельный кадастр, землеустройство и оценка земель (зарубежный опыт) / под. ред. С.Н. Волкова, В.С. Кисло-ва.

— Москва: Технология ЦД, 2003. — 405 с. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Информация об авторах Цыганов Александр Риммович — член-корреспондент НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАСХН, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси. Радченко Светлана Васильевна — ассистент кафедры землеустройства УО

«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

. Информация для контактов: тел.

(раб.) 8 (02233) 5-94-20, (дом.) 8 (02233) 5-69-82. E-mail: Дата поступления статьи — 11 июня 2008 г. УДК 631.145:637.12 МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И.В.ШАФРАНСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент УО

«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

THE MODELLING PROGRAM FOR ORGANIZATIONS OF THE DAIRY INDUSTRY I.V.

SHAFRANSKAIA, the candidate of economic science, the associate professor The Establishment of education «The Byelorussian State Agricultural Academy» Функционирование перерабатывающей организации в условиях рыночных отношений предполагает полную ответственность ее коллектива за конечные результаты работы. Это диктует необходимость обоснования оптимальных параметров ее функционирования.

Предлагаемая экономико-математическая модель обоснования параметров развития перерабатывающей организации позволяет определить размер ее маржинальной прибыли при оптимизации переменных затрат, ассортимента выпускаемых товаров и разработать комплекс мероприятий, направленных на управление организациями в конкретных экономических условиях.

Введение. Программа развития мясной и молочной промышленности на 2005-2010 годы определила перспективы развития молочной про- Functioning of a processing organization in the conditions of market relations assumes full responsibility of its collective forfinal results ofwork. It dictates necessity of substantiation of optimum parameters of its functioning.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+