Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Для расчета ущерба за земельные правонарушения используется

Для расчета ущерба за земельные правонарушения используется

Для расчета ущерба за земельные правонарушения используется

Формы возмещения вреда


В законе не существует приоритетного положения для любой из форм возмещения вреда, которое было причинено земельным правонарушением. Именно по этой причине формы осуществляются посредством заинтересованных сторон добровольным путем либо через суд. Практика показывает, что наиболее удобная форма возмещения земельного вреда представлена денежной формой, так как происходит снижение эффективность института возмещения вреда, который был причинен земельным правонарушителем.

Зачастую полученные потерпевшим денежные средства применяются по назначению, то есть их используют с целью восстановления нарушенных земель, в особенности, если необходимо восстановить земельные участки, которые находятся в частной собственности. Если же был нанесен вред государственным землям, то механизм, благодаря которому распределяются финансовые средства, не позволяет оперативным образом заниматься восстановлением состояния государственных земель. То есть из-за него невозможно это сделать путем утверждения бюджетов.

Благодаря подобному механизму формируются две возможности, которые представлены:

  1. четким распределением средств между соответственными органами государственной власти, с целью выполнения ими государственных функций, в особенности и по охране земель;
  2. выделение определенных средств, с целью выполнения программ целевого характера.

Возможность осуществление подобных механизмов запрашивает большое количество времени. Именно поэтому подобную реализацию можно считать малоэффективной, когда необходимо решить вопрос о восстановлении состояния определенного земельного участка или земель в целом. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Другой комментарий к Ст.

74 Земельного кодекса Российской Федерации

1.

Конкретные меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены в КоАП. Административное наказание — установленная государством мера ответственности за административное правонарушение — применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами.

Административным правонарушением, согласно ст.

2.1 КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законы субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, так же как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст.

2.3 КоАП). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП). Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа.

Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст.

3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс.

руб., для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в денежной величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
руб., для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в денежной величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст.

4.1 КоАП). По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

За нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный срок составляет один год.

Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб. Ряд земельных правонарушений гл. 7 КоАП признает в качестве административных правонарушений в области охраны собственности.

Так, ст. 7.1 КоАП предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков, неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды ст. 7.2 КоАП рассматривает как административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа.

В ст. 7.8 КоАП установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статья 7.9 КоАП предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Самовольная переуступка права пользования землей, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, лесного участка или водного объекта являются согласно ст.

7.10 КоАП административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения. Составы земельных правонарушений предусмотрены в гл.

8 КоАП, которой установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП). Речь идет о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12 КоАП); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст.

8.24 КоАП); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30 КоАП) рассматриваются как административное правонарушение.

Нарушениями земельного законодательства являются некоторые административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП) — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 КоАП). Отдельные административные нарушения на транспорте также являются нарушениями земельного законодательства (гл.

11 КоАП). Так, загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог, признаются согласно ст. 11.21 КоАП административным правонарушением. Административную ответственность влечет также нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений (ст.

11.22 КоАП). Состав правонарушения образует неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики. Глава 19 КоАП, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков (ст.

19.9). Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) также является согласно ст. 19.21 КоАП административным правонарушением. 2. предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей (ст.

170). Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до 80 тыс.

руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч. Регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платы за землю составляют объективную сторону этого преступления, которая может заключаться в совершении любого из этих действий.
Регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платы за землю составляют объективную сторону этого преступления, которая может заключаться в совершении любого из этих действий.

Права лица на земельный участок могут быть нарушены в результате регистрации незаконной сделки по поводу земельного участка, который может принадлежать лицу (например, собственнику), не совершавшему эту сделку, в результате чего такое лицо может утратить право на землю. Права лица на земельный участок могут быть также нарушены в результате того, что в государственный кадастр недвижимости будут включены неверные сведения о принадлежности земельного участка, его состоянии. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости влекут уголовную ответственность, если такие действия совершены должностным лицом.

Должностное лицо должно для этого использовать свое служебное положение, совершить действия умышленно при наличии корыстной или иной личной заинтересованности. устанавливает уголовную ответственность за порчу земли.

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 254 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Такие действия могут затронуть интересы собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора земельного участка.

Порча земли должна быть результатом использования веществ, указанных в ст.

254 УК РФ. Использование каких-либо других веществ исключает возможность применения ст.

254 УК РФ независимо от характера наступивших в результате этого последствий.

Порча земли в результате выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов, деятельности промышленных предприятий, в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ, не подпадают под признаки преступления, установленного данной статьей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.

N 14

«О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»

разъясняется, что причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4). Причинение вреда окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов, растений, загрязнении водных объектов и гибели водных биологических ресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п.

С момента наступления одного из таких последствий преступление считается оконченным.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды

Приложение(с изменениями на 11 июля 2018 года)1.

(далее — Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.2.

Настоящей Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы.(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .3. Методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на случаи захламления почв радиоактивными отходами, биологическими отходами, медицинскими отходами.(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .Исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с , утвержденной (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст.2437; N 49, ст.6167).(Абзац дополнительно включен с 22 июля 2014 года )4. Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле:УЩ = УЩзагр + УЩотх + УЩперекр + УЩсн + УЩуничт, (1)где:УЩ — общий размер вреда, причиненного почвам (руб.);УЩзагр — размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах, который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);УЩотх — размер вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, который рассчитывается в соответствии с пунктом 9 настоящей Методики (руб.);УЩперекр — размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).УЩсн — размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы, который рассчитывается в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики (руб.);УЩуничт — размер вреда в результате уничтожения плодородного слоя почвы, который рассчитывается в соответствии с пунктом 12 настоящей Методики (руб.).(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .5.

Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах осуществляется по формуле:(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .

,(2)(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .где:УЩзагр — размер вреда (руб.);СЗ — степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .S — площадь загрязненного участка (кв.м);Kr — показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .Кисп — показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв.м).(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года ; в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .6.

Степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го &nbspзагрязняющего вещества&nbsp в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .Соотношение (С) фактического содержания i-го &nbsp загрязняющего вещества&nbsp в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле (3):(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .

,(3)где:Xi — фактическое содержание i-го &nbspзагрязняющего вещества&nbsp в почве (мг/кг);(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .Хн — норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного &nbspзагрязняющего вещества&nbsp) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого &nbspзагрязняющего вещества&nbsp на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .В случае если отношение Xi/Хн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (С) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.(Абзац дополнительно включен с 22 июля 2014 года ) ____________________________________________________________________Абзац восьмой предыдущей редакции с 22 июля 2014 года считается абзацем девятым настоящей редакции — .

____________________________________________________________________ При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от более 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от более 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от более 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) более 50 СЗ принимается равным 6,0.(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года .

7. Величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Kr), определяется в соответствии с максимальной фактической глубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике.При глубине загрязнения почв до 20 см (Kr) принимается равным 1; до 50 см (Kr) принимается равным 1,3; до 100 см (Kr) принимается равным 1,5; до 150 см (Kr) принимается равным 1,7; до 200 см (Kr) принимается равным 2,0; более 200 см (Kr) принимается равным 2,5.В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) значение показателя (Kr) принимается равным 0,5.(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .8.
7. Величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Kr), определяется в соответствии с максимальной фактической глубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике.При глубине загрязнения почв до 20 см (Kr) принимается равным 1; до 50 см (Kr) принимается равным 1,3; до 100 см (Kr) принимается равным 1,5; до 150 см (Kr) принимается равным 1,7; до 200 см (Kr) принимается равным 2,0; более 200 см (Kr) принимается равным 2,5.В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) значение показателя (Kr) принимается равным 0,5.(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .8.

Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность — 2;для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения — 1,9;для водоохранных зон в составе земель всех категорий — 1,8;для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения — 1,6;для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса — 1,5;для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, — 1,3;для земель остальных категорий и видов разрешенного использования — 1,0.Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением.(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .9. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, осуществляется по формуле:(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .

,(4)где:УЩотх — размер вреда (руб.);Mi — масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);n — количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления;Кисп — показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .Тотх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, определяется согласно приложению 2 к настоящей Методике (руб./тонна).(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .10. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) осуществляется по формуле:(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .

,(5)где:УЩперекр — размер вреда (руб.);(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .S — площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв.м);Kr — показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .Кисп — показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв.м).(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 октября 2018 года .11.

Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы осуществляется по формуле:УЩсн = S х Кисп х Тх, (6)где:УЩсн — размер вреда (руб.);S — площадь участка, на котором обнаружена порча почв при снятии плодородного слоя почвы (кв.м);Кисп — показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв.м).(Пункт дополнительно включен с 5 октября 2018 года )12. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате уничтожения плодородного слоя почвы осуществляется по формуле:УЩуничт = 25 х S х Кисп х Тх, (7)где:УЩуничт — размер вреда (руб.);S — площадь участка, на котором обнаружено уничтожение плодородного слоя почвы (кв.м);Кисп — показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при уничтожении плодородного слоя почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв.м).(Пункт дополнительно включен с 5 октября 2018 года )

Комментарий к Статье 76 ЗК РФ

1.

Земля одновременно является имуществом и объектом природы. В том случае, если земельные правонарушения наносят ущерб собственнику и другим правообладателям земли, в том числе публично-правовому образованию, применяются меры гражданско-правовой ответственности о возмещении вреда и защите прав собственника (см. подробнее комментарий к части второй ст.

74 ЗК). Возмещение вреда как мера ответственности упоминается не только в ст. 76 ЗК, но и в части второй ст. 74 ЗК. Отличием является то, что в ст.

74 ЗК в числе субъектов которые обязаны возместить собственнику или правообладателю нанесенный земельным правонарушением вред, могут быть публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), если вред нанесен по вине должностных лиц, состоящих на государственной или муниципальной службе.
74 ЗК в числе субъектов которые обязаны возместить собственнику или правообладателю нанесенный земельным правонарушением вред, могут быть публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), если вред нанесен по вине должностных лиц, состоящих на государственной или муниципальной службе.

В ст. 76 ЗК идет речь исключительно о возмещении вреда со стороны юридических лиц и граждан.

Из этого можно сделать вывод, что в ст.

76 преимущественно имеется в виду вред, нанесенный земле как части природы. Земля как природный объект является объектом защиты со стороны государства (публично-правового образования).

Возмещение убытков, причиненных государственными или муниципальными органами, регулируется ст. 57 ЗК. Такие убытки связаны с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд, в числе прочего, в случае ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц.

В этом случае применяются Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262. Убытки, причиненные изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый участок и производятся за счет соответствующего бюджета. К отношениям по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, применяется норма ст.

62 ЗК, согласно которой убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Виновное лицо может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, то есть восстановлению плодородия почв, возведению зданий, строений, сооружений или их сносу в случае незаконного возведения, восстановлению межевых и информационных знаков и т.д.

Вред, который в результате совершения земельных правонарушений наносится окружающей среде, природным объектам и ресурсам, следует оценить как более масштабный. Данный вред также должен возмещаться. Обязанность по возмещению вреда в полном объеме, установленная в части первой ст.

76 ЗК, означает не только восстановление нарушенных прав собственника, но и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, земле как природному объекту.

Причиненный вред может возмещаться в натуре (например, через восстановление межевых знаков, приведение земельного участка в пригодное для использования состояние, снос самовольно возведенных строений) и через возмещение вреда в денежной форме, выплаты, осуществляемые по решению суда или компетентного органа. В любом случае возмещение вреда связано с затратами, которые несет виновное лицо. Затраты могут осуществляться непосредственно в ходе устранения последствий неправомерных действий и через выплату компенсации понесенных или предстоящих затрат собственника или правообладателя.

Согласно части третьей ст. 77 Закона N 7-ФЗ, стоимость ущерба рассчитывается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

По данной Методике исчисляется размер вреда, причиненного почвам в результате: а) химического загрязнения в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв; б) несанкционированного размещения в почве отходов производства и потребления; в) порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Вышеуказанная Методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами и несанкционированного размещения радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений. Существует также Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, который был доведен письмом Минприроды России от 27 декабря 1993 года N 04-25/61-5678. Данный Порядок устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов.

Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах утверждена Минтопэнерго России 1 ноября 1995 года и предназначена для определения ущерба, наносимого окружающей природной среде при авариях на магистральных, а также промысловых нефтепроводах. Методика предусматривает исчисление вреда, причиненного земле, при аварийных разливах нефти.

Земля здесь определяется как компонент окружающей природной среды, включающий почвенный слой и подстилающий его грунт.

Земля может быть в виде пашни, то есть земли с травянистой растительностью, используемой и поддерживаемой для выпаса домашних животных, и пашни, то есть земли, систематически обрабатываемой и используемой для посева сельскохозяйственных культур. Положения частей ст. 76 ЗК корреспондируют с содержанием гл.

VII, IX ЗК, а также с содержанием гл.

17 ГК. В частности, согласно ст. 60 ЗК нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Основания прекращения права собственности, права постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком и его аренды установлены ст. ст. 44 — 46 ЗК. В ст. 76 ЗК уточняется, что затраты, понесенные лицом, которое произвело самовольный захват участка, на его благоустройство, не компенсируются, за счет виновного лица осуществляется приведение участка в пригодное для его использования состояние.

Права собственности на земельный участок могут быть принудительно прекращены на основании ст. ст. 284, 285 ГК в случаях, когда: участок для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства не используется по целевому назначению в течение трех лет или использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, в частности если это приводит к существенному снижению плодородия земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Согласно части четвертой ст. 76 ЗК, принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению вреда, связанного с земельным правонарушением.

Само по себе прекращение права собственности и иных вещных прав на земельный участок можно рассматривать как меру ответственности, которая носит специфический характер и не связана с совершением правонарушения, то есть не относится к мерам уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. В завершение нужно заметить, что в законодательстве существует пробел, связанный с отсутствием ответственности за некомпенсацию порчи земель в результате

«эпизодического использования земельных участков в районах падения отделяющихся частей ракет, которая характерна для северных регионов России»

. ——————————— Воронцова О.В.

Юридическая ответственность за порчу земли. Сыктывкар, 2012. С. 9. Международный аспект возмещения вреда, связанного с порчей земли, связан с принципом, который кратко звучит как «загрязнитель платит». Этот принцип означает полную компенсацию вреда со стороны загрязнителя, когда им оплачиваются, в числе прочего, профилактика и меры по сокращению загрязнений, борьба с загрязнением земель.

Следствием реализации этого принципа может быть такая мера, как повышенное налогообложение загрязняющего окружающую среду и земли оборудования, продуктов и деятельности .

——————————— Воронцова О.В.

Указ. соч. С. 128.

Разграничение видов ответственности за нарушение земельного законодательства

На сегодняшний день в рамках законодательства РФ предусмотрено разграничение юридической ответственности за правонарушения в области земельного законодательства. Выделяют пять типов ответственности, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. административная;
  2. дисциплинарная;
  3. уголовная;
  4. земельно-правовая.
  5. гражданско-правовая;

Каждый вид правонарушения предусматривает свою юридическая ответственность, на что прямо указано в XIII главе Земельного кодекса РФ – «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель».

Административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст.

74 ЗК РФ; дисциплинарной — ст. 75; порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, содержится в ст.

76. Эти статьи ЗК носят бланкетный характер, так как отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовная ответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).

Тема: Правовое регулирование платы за землю

Стр 14 из 15 1.Рыночная стоимость земельного участка устанавливается: а) Конституцией РФ; б) Федеральным законом; в) Указом Президента РФ; г) Постановлением Правительства РФ. 2.Земельный налог – это __________________________________________.

3.На размер земельного налога влияют: а) площадь земельного участка; б) качество почвы; в) решение местной администрации; г) результаты хозяйственной деятельности. 4.От уплаты земельного налога освобождаются: а) лица, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство; б) учреждения здравоохранения, оказывающие платные медицинские услуги; в) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

г) инвалиды с детства. 5.Нормативная цена земли – это ___________________________________. Тема: Правовая охрана земель 1.Правовой охране земель подлежат: а) земли отдельных категорий; б) земли всех категорий; в) недра; г) почвы. 2.Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению определяется: а) Правительством РФ; б) представительными органами государственной власти субъектов РФ; в) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; г) органами местного самоуправления.

3.В целях особо охраняемых территорий и объектов устанавливаются: а) охранные зоны; б) водоохранные зоны; в) санитарно-защитные зоны; г) другое. 4.Минимальные размеры санитарно-защитных зон могут составлять: а) от 3.000 м до 200 м; б) от 2.000 м до 100 м; в) от 1.000 м до 150 м; г) от 100 м до 50 м. 5.Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются: а) нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ; б) нормативы предельно допустимых концентраций вредных микроорганизмов; в) нормативы предельно допустимых концентраций биологических веществ; г) нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Тема. Ответственность за нарушение земельного законодательства 1.По способу совершения земельные правонарушения подразделяются на: а) засоление земель; б) заболачивание земель; в) загрязнение земель; г) иссушение земель. 2.Для расчета ущерба за земельные правонарушения используется: а) стоимость освоения новых земель; б) рыночная стоимость земли; в) нормативная цена земли; г) размер арендной платы.

3.Какие из перечисленных ниже субъектов не могут привлекаться к административной ответственности за совершение земельных проступков: а) физические лица; б) юридические лица; в) представительные органы юридического лица; г) органы местного самоуправления. 4.Земельно-правовая ответственность устанавливается: а) только Федеральным законом «Об охране окружающей среды»; б) только Земельным кодексом РФ; в) Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Земельным кодексом РФ; г) Федеральным законом «О недрах».

5.С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения и преступления: а) 14-ти лет; б) 16-ти лет; в) 18-ти лет; г) 20-ти лет. 6.Общий надзор за соблюдением земельного законодательства и уголовное преследование за совершение экологических преступлений, предусмотренных УК РФ, осуществляет: а) Министерство природных ресурсов и экологии России; б) полиция; в) прокуратура; г) суд. 7.Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков: а) с возмещением в полном объеме вреда, причиненного в результате совершения ими земельных правонарушений; б) с возмещением затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства; в) без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства; г) с возмещением затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства и проведением работ по рекультивации земельного участка.

8.Конфискация земельного участка осуществляется: а) по решению суда; б) по решению местной администрации; в) по решению Правительства РФ; г) иными органами.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 181;14

Комментарий к Ст.

76 ЗК РФ

1. В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения и охраны разнообразных форм собственности немаловажное значение приобретает гражданско-правовая (имущественная) ответственность, выражающаяся в возмещении убытков (ст.

62 ЗК), вреда и т.п. В ГК (ст. , 1065, 1069, 1079 ГК) предусматривается ряд правил, которые могут применяться в случаях причинения вреда земле и иным объектам окружающей среды: — вред, причиненный личности, организации или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; — законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда; — причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда; — вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом; в возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества; — опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность; — если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность; — суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда; — юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (работниками здесь признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали либо должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ); — хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива; — вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования; — юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельностью и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего; — обязанность возмещения вреда возлагается в этом случае на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности); — владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам. В ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается возможность требований об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Указанные нормы ГК имеют непосредственное отношение к реализации гражданско-правовой ответственности в области земельных отношений.

Согласно ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме. На практике вред нередко причиняется несколькими лицами, при этом долю и вину каждого из них порой трудно вычленить и доказать, что затрудняет взыскание с них соответствующей компенсации.

Поэтому немаловажными представляются следующие положения ГК, регулирующие ответственность за совместно причиненный земельным правонарушением вред: — по заявлению потерпевшего, пострадавших и в их интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их в размере, соответствующем степени вины причинителей вреда.

При невозможности определить степень вины доли признаются равными; — лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (например, работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения; — причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения; — удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки; — если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения уменьшается; — при причинении вреда жизни и здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается; — суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, причиненного окружающей среде, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь.

Причинителями вреда могут признаваться и изыскательские, проектные, строительные организации, с которых также может производиться взыскание. 2. Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика с согласия сторон обязанности восстановления земель и иных природных ресурсов и объектов за счет его сил и средств. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 15 июня 2005 г.

N КГ-А40/5041-05 указано, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

По другому делу (Постановление ФАС Московского округа от 29 декабря 2005 г. N КГ-А40/12867-05-П) было признано, что суд правомерно удовлетворил исковые требования об обязании освободить земельный участок, снести расположенные на нем сооружения и передать в освобожденном виде истцу, так как установлено, что сторонами земельные правоотношения не оформлены, а ненормативным актом органа местного самоуправления отменен ранее изданный ненормативный акт о предоставлении спорного земельного участка ответчику.

Постановлением ФАС Московского округа от 2 декабря 2004 г., 25 ноября 2004 г. N КГ-А40/10964-04 дело об обязании освободить земельный участок, снести расположенные на нем сооружения и передать в освобожденном виде истцу передано на новое рассмотрение, так как судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, не исследованы доказательства наличия прав ответчика на спорный земельный участок. Возмещается вред, причиненный земельному участку и иному имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Слабым звеном в механизме возмещения вреда в настоящее время является установление причинной связи между действиями или бездействием причинителя вреда и наступившими природными последствиями: для принятия обоснованного судебного решения необходимы весомые доказательства этой связи и наличия правонарушения. Предусмотренное в ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение нанесенного ущерба охватывается более общим гражданско-правовым институтом прекращения права собственности, предусматриваемым в гл.

13 ГК. Принудительное изъятие природного объекта, например, включает: — отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК); — реквизицию — изъятие по решению государственного органа в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой стоимости; оценка возмещаемого может быть оспорена в суде (ст. 242 ГК); — конфискацию — безвозмездное изъятие по решению суда или в административном порядке за совершение правонарушения в случаях, предусмотренных законом (ст.

243 ГК; уместно также упомянуть, что в ст.

241 ГК предусматривается выкуп домашних животных (согласно ст. 1 ФЗ «О животном мире» они не объекты животного мира) при ненадлежащем обращении с ними).

3. Юридические лица и граждане, виновные в земельных правонарушениях, не только возмещают в полном объеме причиненный ущерб и освобождают самовольно занятые и подвергнутые порче земельные участки, но и приводят их в пригодное для использования состояние. Общепризнанным принципом является то, что в случае разночтений между законом, устанавливающим общие правила (ГК), и законом, устанавливающим специальные правила (ЗК, ВК, ЛК, ФЗ «О животном мире»), применительно к конкретным природоресурсным отношениям действует правило специального закона, а к имущественным отношениям — требования ГК, если в ЗК, ВК, ЛК и др. не установлено иное . ——————————— См.: Гражданское право: Курс лекций / Под ред.

О.Н. Садикова. М., 2001; Анисимова С.И. Возмещение в арбитражном порядке вреда, причиненного экологическим правонарушением: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Оренбург, 2000.

ФАС Восточно-Сибирского округа принял Постановление, из которого следует, что Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к ЗАО «А» о взыскании ущерба, причиненного окружающей природной среде (загрязнение земель нефтепродуктами). Из материалов дела усматривается, что на 407-м км автодороги Ленск — Удачный водитель принадлежащей ответчику автомашины совершил аварийное опрокидывание автоцистерны с дизельным топливом. В результате произошел сброс дизельного топлива на прилегающую к автодороге местность.

По согласованию с органами охраны природы, ответчиком с загрязненного участка было вывезено 180 кубометров загрязненного нефтепродуктами грунта. Вывезенный грунт был подвергнут обжигу в карьере, расположенном на 412-м км автодороги Ленск — Удачный.

После обжига содержание нефтепродуктов в грунте, размещенном в карьере, превысило фоновую концентрацию в 366 раз.

Деятельность ЗАО «А» связана с повышенной опасностью для окружающей среды. Истец правомерно, с учетом допущенного ответчиком экологического правонарушения, обратился с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Арбитражным судом установлены противоправность поведения причинителя вреда, наличие имущественного экологического ущерба, наличие прямой причинной связи между поведением причинителя и ущербом, а также вина причинителя вреда.

При исчислении размера ущерба, по мнению суда округа, истец правильно применил методику, установленную Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г.

N 632. В соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России в январе 1993 г., при загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя до разработки соответствующих инструкций плата взимается как за сверхлимитное загрязнение, поэтому расчет составлен истцом верно. Ссылки на Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный 18 ноября 1993 г.

министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, правомерны. ФАС Уральского округа (Постановление по делу N Ф09-645/03-ГК) установил, что в результате аварии произошел взрыв и пожар на эксплуатируемом ответчиком магистральном газопроводе в урочище «Жировня», что повлекло за собой уничтожение плодородного слоя почвы и посева многолетних трав на площади 10,1 га.

Из имеющихся в деле документов следует, что размер затрат, необходимых для восстановления пашни фонда перераспределения земель Кишертского района, исчислен в сумме 1060500 руб., размер затрат по восстановлению посевов многолетних трав — в сумме 66357 руб. При ухудшении качества земель в результате влияния деятельности предприятий, организаций, учреждений и граждан размеры убытков и потерь устанавливаются землеустроительным проектом.

Вопреки доводам заявителя, выводы суда первой инстанции не противоречат принципу разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель (). Порядок возмещения убытков, причиненных ухудшением качества земель, предусмотрен земельным законодательством. Ссылка заявителя на также не может быть принята, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного ухудшением качества земель, регулируются земельным законодательством.

Исходя из вышеизложенного решение Арбитражного суда Пермской области об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Навигация по записям © 2020 Земельный кодекс Российской Федерации (ФЗ №136) со всеми изменениями и дополнениями.

Комментарий к статьям ЗК РФ.

Комментарий к СТ 76 ЗК РФ

. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями Комментарий к статье 76 ЗК РФ: 1.

Причиненный вред возмещается путем возмещения вреда в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка) или путем возмещения причиненных убытков, которое характеризуется тем, что имущество из сферы одного лица (правонарушителя) переходит к другому лицу (потерпевшему).

Понятие убытков содержится в . Под убытками понимаются расходы, которые потерпевший, чье право нарушено, произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права. Расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права вследствие утраты или повреждения имущества, называются реальным ущербом, а неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, — упущенной выгодой.

Гражданское законодательство исходит из принципа возмещения убытков в полном объеме. Исключения из этого принципа могут быть установлены в законе или договоре. Согласно же п. 1 комментируемой статьи причиненный в результате совершения земельных правонарушений вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях.

Возмещение вреда в натуре, в частности рекультивация земель причинителем вреда, очищение им земельного участка от мусора, применяется довольно редко (например, для этого необходимо учитывать способность правонарушителя произвести восстановление прежнего состояния земель). В большинстве случаев причиненный вред возмещается путем присуждения соответствующей денежной компенсации (взыскание убытков).

Требования о возмещении вреда могут быть заявлены в тех случаях, когда причиненный вред не связан с наличием договорных отношений между потерпевшим и причинителем вреда, и их рассмотрение производится с учетом положений . В гражданском законодательстве существует презумпция виновности правонарушителя.

Согласно лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В установленных в законодательстве случаях причиненный вред может быть взыскан с лица, причинившего такой вред, независимо от его вины.

Так, предусматривает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично в случаях, если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда.

Суд также может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен умышленно. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, угон транспортного средства). Ответственность в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником.

При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Поскольку земля является не только объектом недвижимости, но и объектом природы, часто земельные правонарушения наносят ущерб как конкретным собственникам, землевладельцам, землепользователям, так и окружающей среде (в том числе и земле как части экосистемы). Убытки, причиненные земельными правонарушениями, выражаются для отдельных собственников, землевладельцев, землепользователей в порче земельных участков, невозможности их использования по целевому назначению и др. Размер причиненных убытков земельному участку как объекту недвижимости доказывает непосредственно лицо, в имущественной сфере которого они возникли.

Несколько иной порядок (методика) расчета установлен для исчисления ущерба, причиненного земле как природному объекту. Существование специальной методики связано с тем, что земля представляет собой часть окружающей среды, не имеющую экономической стоимости.

Особенностью определения размера возмещения убытков (ущерба), причиненных земельными правонарушениями, является применение в отдельных случаях такс, методик. В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среды, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Так, существует специальная методика для исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов (см. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Приказами Роскомзема от 10.11.1993 N 61-5678 и Минприроды России от 18.11.1993 N 04-25). Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г.

утвердило Методику определения ущерба окружающей среде при авариях на магистральных нефтепроводах. В то же время законодатель, допуская, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда земельным ресурсам не всегда может обеспечивать полное возмещение вреда, устанавливает, например, что размер ущерба от загрязнения земель химическими веществами определяется исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Только когда оценить такие затраты невозможно, размер ущерба от загрязнения земель химическими веществами рассчитывается по специальной методике (п.

3.1 Порядка определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов). 2. Самовольное занятие предполагает использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Оно является самым распространенным видом земельного правонарушения, за которое виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Поскольку использование земельного участка в таких случаях является незаконным, то и правонарушителям не возмещаются произведенные ими в этот период затраты. Более того, в соответствии со лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Согласно п. 2 ст. 1105 ГК лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Иными словами, отсутствие правовых оснований для использования земельного участка не влечет за собой безвозмездность такого использования, и правообладатель может потребовать от лица, незаконно использовавшего земельный участок, возмещения неосновательного обогащения (Постановление ФАС Уральского округа от 28.08.2006 N Ф09-7496/06-С6, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2007 N Ф04-8312/2007(40685-А75-9)). 3. В п. 3 комментируемой статьи речь идет о таком способе возмещения вреда, как возмещение вреда в натуре (см.

комментарий к п. 1). Положения этого пункта конкретизируют норму п. 2 ст. 62 ЗК.

Земельное право.

Курс лекций

а) 5 лет; б) 7 лет; в) 10 лет; г) 15 лет. 19. Признание прав на земельный участок осуществляется: а) в судебном порядке; б) по решению Правительства РФ; в) по решению местной администрации; г) на основании свидетельских показаний.

20. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании: а) распоряжения Правительства РФ; б) решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; в) решения органа местного самоуправления; г) решения суда. Тема: Плата за землю 1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается: а) РФ; б) Федеральным законом; в) Указом Президента РФ; г) Постановлением Правительства РФ.

2. Земельный налог — это ___________. 3. На размер земельного налога влияют: а) площадь земельного участка; б) качество почвы; в) решение местной администрации; г) результаты хозяйственной деятельности.

4. От уплаты земельного налога освобождаются: а) лица, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство; б) учреждения здравоохранения, оказывающие платные медицинские услуги; в) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; г) инвалиды с детства. 5. Нормативная цена земли — это __________.

Тема: Правовая охрана земель 1. Правовой охране земель подлежат: а) земли отдельных категорий; б) земли всех категорий; в) недра; г) почвы.

2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, определяется: а) Правительством РФ; б) представительными органами государственной власти субъектов РФ; в) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; г) органами местного самоуправления.

3. В целях особо охраняемых территорий и объектов устанавливаются: а) охранные зоны; б) водоохранные зоны; в) санитарно-защитные зоны; г) другое. 4. Минимальные размеры санитарно-защитных зон могут составлять: а) от 3 000 м до 200 м; б) от 2 000 м до 100 м; в) от 1 000 м до 150 м; г) от 100 м до 50 м.

5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются: а) нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ; б) нормативы предельно допустимых концентраций вредных микроорганизмов; в) нормативы предельно допустимых концентраций биологических веществ; г) нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Тема: Ответственность за нарушение земельного законодательства 1. По способу совершения земельные правонарушения подразделяются на: а) засоление земель; б) заболачивание земель; в) загрязнение земель; г) иссушение земель.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+