Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Для чего создаются комиссии по трудовым спорам

Для чего создаются комиссии по трудовым спорам

Определение

Рассматриваемый орган может быть собран в той организации, где работает не менее 15 человек. Все вопросы по созданию комиссии решаются на общем собрании.Комиссия по трудовым спорам – это главный помощник при разрешении спорных ситуаций на предприятии.

В первую очередь члены комиссии должны иметь непредвзятое мнение.

Именно поэтому в ее состав должны входить как руководители отделов, так и простые работники.Члены комиссии обязаны решать все спорные вопросы, возникающие в коллективе.

Для чего нужна

На практике часто возникают спорные ситуации, когда работники и работодатели по-разному трактуют нормы права и порядок их применения. Достаточно часто такие разногласия перетекают в конфликт.

Создание КТС позволяет их разрешить внутри предприятия, без привлечения третьих лиц. Исключения составляют случаи, когда разрешение разногласий допускается по закону только в судебном порядке по : например, о восстановлении, о переводе, об отказе в приеме на работу и т. д. Это и есть ответ на вопрос, для чего образовываются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения конфликтов коллектива трудящихся или его членов и администрации организации.

По сути это орган на предприятии, к помощи которого работник прибегает, если считает, что его права нарушены.

Обязательно ли наличие в организации комиссии по трудовым спорам

Вы здесь Опубликовано 2008-01-28 13:50 пользователем HRTrud «Кадровик.

Трудовое право для кадровика», 2008, N 12 Вопрос: ?

Обязательно ли обращение сначала в КТС, а затем в суд, или возможно сразу обращение в суд?

Ответ: ТК РФ не содержит требования об обязательном создании комиссии по трудовым спорам (КТС) у работодателя. Комиссия образуется лишь при наличии волеизъявления работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в 10-дневный срок направить в комиссию своих представителей (ст.

384 ТК РФ) Как известно, органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, является комиссии по трудовым спорам и суды. Статья 46 Конституции РФ и ТК РФ гарантирует каждому человеку право на судебную защиту.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2

«О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (за исключением дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с решением КТС — обратиться в суд, либо сразу обратиться в суд. Если индивидуальный трудовой спор в течение 10 дней со дня подачи заявления работником КТС не рассмотрен, то работник вправе его перенести на рассмотрение в суд.

Итак, случаи рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах: — по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза в случае несогласия с решением КТС; — при обращении работника сразу в суд, минуя КТС; — по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. В ТК РФ также перечислены категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются непосредственно судами.

К ним относятся: — споры по заявлениям работника: о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; — споры по заявлениям работодателя: о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами; — споры об отказе в приеме на работу; — споры лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; — споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. В.Власенкова К. ю. н., ассистент кафедры трудового права и социального обеспечения МГУ им.

М.В.Ломоносова Подписано в печать 12.11.2008 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Удостоверение КТС

– документ, который позволяет обжаловать решение комиссии или притянуть к ответственности сторону, отказавшуюся выполнять её решение. Проходит эта процедура в судебном порядке. Актуальной она остаётся в течение трёх месяцев.Таким образом, трудовой процесс не всегда проходит гладко.

Время от времени происходят нарушения в работе или возникает спор между участниками коллектива. В некоторых случаях спор может решиться самими участниками, в других, такая процедура оказывается невозможной.В таких случаях в работу «включается» комиссия по трудовым спорам. С помощью этой организации можно урегулировать конфликтные моменты, а также прийти к истине в трудовом споре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Право граждан на обращение в компетентные органы имеет временные ограничения. Данные ограничения установлены во Правила внутреннего трудового распорядка должны быть введены во всех компаниях. Наличие такого документа позволяет © 2020 Все про индивидуальное предпринимательство

Приказ о создании комиссии

составляется работодателем на особом бланке или обычном листе формата А4, за неимением предыдущего.

В нем должна быть указана причина, которая поспособствовала возникновению спора.

Это может быть инициатива работника или точно указанная причина спорной ситуации. Когда документ будет готов, необходимо оповестить всех работников предприятия.

Для этого создается необходимое количество копий для отправки в каждую структуру отдела, или приказ вешается на стенде в общественной части предприятия, куда имею доступ все рабочие.Важно, чтобы работодатель с точностью выполнял свои обязанности относительно действия специальной комиссии.

Например, с представителей работников не должна изыматься заработная плата за время, проведенное на собрании. Когда приказ подписывается руководителем и генеральным директором компании (если имеется такая должность), то он считается вступившим в законную силу. Комиссия может создаваться единожды, для принятия конкретного решения, или действовать постоянно.

Особенности деятельности комиссии

К основным нюансам деятельности комиссии можно отнести следующие:

  • решение принимается минимум половиной состава КТС;
  • КТС создаются на постоянной основе, но созываются только на определенное время до решения конкретного конфликта;
  • рассматривают жалобы только после получения заявления пострадавшей стороны;
  • трудовой спор решается путем тайного голосования;
  • вердикт по трудовому разногласию обязателен для исполнения каждой стороной.

В установленные сроки обращение должно быть рассмотрено.

Максимальный период – 10 дней со дня получения обращения.

Создание комиссии по трудовым спорам: порядок

Комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе как работников, так и работодателя и должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Конкретное число членов комиссии законодательством не установлено.

На практике комиссия по трудовым спорам обычно состоит из 3 человек от каждой стороны. Получив предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, работодатель и представительный орган работников должны направить в комиссию своих представителей в течение 10 рабочих дней ().

Сказанное означает, что создание трудовой комиссии – это обоюдное решение, принятое работниками и работодателем. И говорить о том, что трудовая комиссия создается на основании приказа работодателя, нельзя.

Комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров действует обычно на основании Положения о комиссии, которое утверждается работодателем и представителями работников. Под приказом о создании комиссии обычно понимается распорядительный документ, которым работодатель решает основные вопросы, которые возникают при образовании комиссии и которые находятся исключительно в компетенции работодателя.

К примеру, именно работодатель определяет перечень своих представителей в комиссию по трудовым спорам ().

Кроме того, работодатель должен обеспечивать организационно-техническое сопровождение деятельности комиссии (к примеру, выделить помещение для проведения заседаний комиссии) (). Поэтому этот аспект создания трудовой комиссии также может быть отражен в приказе работодателя. После того, как комиссия будет создана, она избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии ().

Законодательством не установлен срок, на который комиссия создается.

Поэтому такая комиссия может создаваться для рассмотрения как конкретного трудового спора, так для постоянной работы в качестве органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Также, при необходимости, из состава комиссии могут выводиться одни лица и включаться в нее другие.

Ведь, к примеру, для разрешения денежного спора в комиссию целесообразно включать представителя бухгалтерии.

Однако необходимости в нем нет при разрешении исключительно кадрового спора, не связанного с оплатой труда работника. Приведем для приказа о создании комиссии по трудовым спорам образец его заполнения: Скачать бланк приказа о создании трудовой комиссии (образец) можно здесь Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  1. Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика
  2. Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  3. Я не подписчик, но хочу им стать

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями.

В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено. Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии.

В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ). ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников. Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии.

Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры.

Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ. В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться.

К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Обжалование решения в суде

Срок обжалования решения комиссии – 10 дней после вручения письменной копии решения.Решение КТС также может быть обжаловано, если оно противоречит трудовому законодательству или не входит в круг обязанностей комиссии на основании ст.

391 ТК РФ.Срок обращения в суд — 3 месяца (срок исковой давности). Но:

  1. Споры об увольнении рассматриваются судом в течение месяца после получения копии приказа об увольнении или трудовой книжки.
  2. Споры о возмещении вреда, нанесенного организации работником – в течение одного года со дня обнаружения вреда.

Право рассматривать споры имеют не только КТС и суды.

Все дела, кроме восстановления на работе, могут решать мировые судьи или отдельные судьи, единолично.Органы федеральной инспекции по труду также рассматривают все виды споров. При этом сроков исковой давности нет. Можно обратиться одновременно в суд и в инспекцию по труду.Источник: https://trudinsp.ru/komissiya-po-trudovym-sporam.html

Для чего создаются комиссии по трудовым спорам?

Анонимный вопрос · 28 июл 2018 · 3341ИнтересноЕщёВы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниями1 ответ · 79Комиссии по трудовым спорам создаются для того, чтобы урегулировать трудовые споры без вмешательства третьих лиц, то есть внутри организации.

Такие комиссии нужны для того, чтобы спор не перетек в судебное разбирательство. Читать далее · 226Комментировать ответ.Читайте также · 1,2 KОбразовательное сообщество для студентов.

· ОтвечаетТрудовой спор — это ситуация, в которой возникают разногласия между сотрудниками (между руководством и подчиненными, например).Основные факторы риска:

  1. «размытое» описание трудовых обязанностей;
  2. диктаторский стиль управления компанией или учреждением, что приводит к общему недовольству коллектива;
  3. несоответствие работы и квалификации сотрудников.
  4. низкая правовая осведомленность и компетентность руководителей и сотрудников;

По характеру разрешения трудовые споры делятся на исковые и несковые.Как разрешаются трудовые споры? Вне зависимости от состава участников споры могут быть разрешены:

  1. в судебном порядке: жалоба, подкрепленная необходимым набором документов, направляется сразу непосредственно в суд;
  2. в общем порядке: заключается в последовательном обращении в комиссию по трудовым спорам, а затем в суд, если на предыдущем этапе не произошло урегулирование конфликта.
  3. в специальном порядке: подразумевает обращение сторон к третьим
  4. лицам (индивидуально – к медиаторам, коллективно – в примирительную комиссию, арбитраж);

Заходите в наш блог и читайте подробную .1 · 108 · 525HR manager / HR консультантПриведу пример в московской ГИТ , потому что разница в работе трудовых инспекций в разных региогнах существует.В регионах трудовые инспекторы делают свою работу чуть ответственнее, они менее жадные, и им нужна статистика.

Даже если речь идет о небольшой сумме штрафов, вами, скорее всего займутся, а, возможно, даже помогут с консультацией.Люди человечнее, города меньше, все всё понимают.В Москве ответ трудового инспектора будет таким: так вас все-таки уволили? Ну мы врядли сможем вам помочь. Мы не проверяем справедливость или не справедливость, какое давление было на вас оказано, и как плохо вам было в компании.

Мы не проверяем справедливость или не справедливость, какое давление было на вас оказано, и как плохо вам было в компании. Мы – осуществляем только документарную проверку.

Если с точки зрения документов все было решено правильно, со всеми остальными вопросами вам надо идти в суд.Если речь идет не о возможности взыскать 3 млн с МТС (например), то скорее всего, ваш запрос в трудовую примут, можно направить его онлайн, рассмотрят и пришлют вам по почте формальную отписку.Возможно, даже придут в компанию, поговорят, что-то проверят, договорятся, дадут компании время все утрясти, но лично вам не помогут.Трудовая инспекция эффективна в двух случаях:

  1. когда есть команда сверху о проверке
  2. когда компания стоит в ежегодном плане проверок.

В другом случае вы столкнетесь с уставшими людьми, с окладом в районе 11.000р, а как они выкручиваются — догадайтесь сами.2 · 3,5 K · 6,2 KадвокатВ ТК есть статья о рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде.

Коллективные трудовые споры ТК предлагает рассматривать в трудовом арбитраже, решения которого обязательны для обеих сторон спора.

Формально коллективный трудовой спор в суде не рассматривается.

Но ничто не мешает сесть, подумать и разбить коллективный трудовой спор на множество индивидуальных трудовых споров, а потом обратиться всем в суд. У суда есть право на объединение схожих дел.2 · < 100 · 873поисковая система вакансий и персонала по всей россии ·>В п.4 данного Указа прописано, что органы госвласти и местного самоуправления в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки сами определяют численность служащих, обеспечивающих работу организаций, не подпадающих под действие этого указа.

Поэтому на урове муниципалитета и вашего руководства этот вопрос решается.3 · 11,7 K · 954ОтвечаетОсновные полномочия федеральной инспекции труда прописаны в :

  1. публикация докладов о соблюдении трудового законодательства;
  2. расследование и учет несчастных случаев на производстве;
  3. работа с обращениями граждан о нарушениях их трудовых прав;
  4. выявление нарушений и восстановление трудовых прав граждан;
  5. надзор за трудовым законодательством;
  6. иные полномочия.
  7. анализ состояния и причин производственного травматизма;
  8. проверка обязательное социальное страхование работников от НС;

В ходе проверки предприятия, полномочия у трудовой инспекции следующие. Трудовой инспектор имеет право:

  • Привлекать к административной ответственности работодателя (штрафы, пени, неустойки).
  • После проверки предъявлять предписание для исполнения трудового законодательства о восстановлении нарушенных прав работников.
  • Запрашивать документы предприятия.

Документы, которые инспектор имеет право запрашивать:

  1. кадровые документы (договора, карточки сотрудников и т.д.);
  2. .
  3. документы по выплате заработной платы;
  4. уставные документы;
  5. локальные нормативные акты предприятия;

Подробнее здесь: С Уважением, преподаватель по охране труда БГТУ им. В. Г. Шухова Елена Климова.14 · 6,2 K · 248Специалист по сделкам слияний и поглощений (M&A), Columbia Law SchoolВ первую очередь направьте работодателю письменно требование заплатить.

Пусть ответит вам письмом/мэйлом.Затем подключайте трудовую инспекцию. Параллельно готовьте документы для подачи в суд. Напомню, вам вернут не только деньги, но и проценты за пользование вашими деньгами.Хотя, как только работодатель понимает, что вы настроены серьезно, он очень быстро находит деньги.

Не оставляйте это дело и требуйте заработанные деньги.В России один из самых выгодных для работников правовой режим.13 · 4,3 K · 21,8 KAequĭtas sequĭtur legemИндивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. При этом, ТК РФ регулирует вопросы формирования комиссии по трудовым спорам, решение трудового спора именно в комиссии и ориентирует на урегулирование спора.

· < 100 ·>У вас есть несколько вариантов решения вашей проблемы. В первую очередь можно обратиться в трудовую инспекцию в вашем регионе. Либо в комиссию по труду, действующую при организации.

Если в фирме есть профсоюз, можно обратиться к нему.Еще один вариант — обращение в суд.

Однако, здесь нужно помнить о сроках исковой давности (статья 392 ТК РФ).

Помните, что трудовые споры — одни из самых сложных, это связано со спецификой отношений между работником и работодателем.2 · 314 · 51В уголовно-правовой сфере с 2006 года. Опыт работы более 14 лет. следс. · ОтвечаетЭто очень узкая специализация.

Клиентов недостаточно и искать их тяжело. По трудовому кодексу не сложно давать консультации сам кодекс не большой. А для всех судебных разбирательств необходимо хорошо знать гражданский процесс он присутствует в любом гражданском судебном разбирательстве, в том числе и при восстановлении на работе и иные правоотношения которые возникают из отношений между работником и работодателем.

· < 100 ·>У меня четверка.А вообще, регулирование местного самоуправления в Москве сильно отличается от общего регулирования по России в целом, поэтому курс муниципального права здесь не очень полезен, куда важнее знание избирательного кодекса Москвы и закона г. Москвы О местном самоуправлении · < 100спроситьвойтименю>

Полномочия комиссии по трудовым спорам (ктс) организации

Вы здесь Опубликовано 2007-02-03 05:14 пользователем HRTrud «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 2 (В ред.

Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора. Основными задачами российского трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений. Совершенствование трудовых отношений, определенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г.

N 90-ФЗ, соотносимо с тем, что успех экономического реформирования возможен только с учетом социально-трудовых аспектов и соблюдения принципа социальной справедливости. И в этом контексте на решение обозначенного принципа направлены усилия законодателя на совершенствование правовой базы (в том числе трудового законодательства) в вопросах регулирования социально-трудовых отношений, включая социальное партнерство.

16 июня 2006 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон N 90-ФЗ

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

(далее Федеральный закон от 30 июня 2006 г., Федеральный закон N 90-ФЗ). ——————————— Текст см.: «Российская газета».

2006. 7 июля; этот Федеральный закон одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 г. и 30 июня того же года подписан Президентом РФ.

Вступил в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Существенные изменения и дополнения внесены в законоположения Трудового кодекса Российской Федерации, касающиеся деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС) организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Существенные изменения и дополнения внесены в законоположения Трудового кодекса Российской Федерации, касающиеся деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС) организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора.

Согласно ст. 384 ТК РФ, комиссия по трудовым спорам (КТС) образуется по инициативе работников (представительного органа) из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются в КТС общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем соответствующей организации (ч.

2 ст. 384 ТК РФ), работодателем — индивидуальным предпринимателем.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации и действовать в пределах полномочий этих подразделений (ч.

3 ст. 384 ТК РФ). То есть комиссия по трудовым спорам структурного подразделения вправе разрешать индивидуальные трудовые споры по тем вопросам, которые могут быть разрешены руководителем этого подразделения и его подчиненными.

КТС структурного подразделения не вправе выносить решения по вопросам, относящимся к компетенции руководителя организации, в том числе по вопросам материальной ответственности.

Заметим, что поправки, внесенные в ст. 384 ТК, РФ направлены на то, чтобы дать возможность на правовой основе представительному органу работников по своей инициативе формировать от имени работников комиссии по трудовым спорам. Кроме того, новая редакция этой статьи более детально регламентирует порядок образования комиссий по трудовым спорам (КТС) .

Несколько неопределенные ранее действовавшие правила ст. 384 ТК РФ, регулировавшие эти вопросы, приводили на практике к значительным трудностям при формировании комиссий по трудовым спорам.

Прежде всего, исходя из действовавшей формулировки, правом выступать с инициативой образования КТС обладал трудовой коллектив работников в целом.

Разумеется, такое решение могло быть принято лишь на общем собрании (конференции) работников, которое также должно было утвердить представителей работников в комиссию по трудовым спорам. ——————————— Также см.: Гайдукова Л.Н., указ соч., с.

89. Были и другие трудности, связанные с комментируемой статьей, состоящие в том, что она описывала порядок создания КТС в самых общих положениях без установления конкретных сроков и ответственности работодателя за уклонение от создания КТС.

Новая редакция ст. 384 ТК РФ представляет возможность представительному органу работников инициировать процесс формирования КТС без созыва общего собрания (конференции) работников и устанавливает десятидневный срок для направления той или иной стороной своих представителей в комиссию по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать.

Ее организационно-техническое обеспечение осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. К этому следует добавить, что КТС создается в любой организации независимо от численного состава работающих. Исключением являются органы государственной власти, т.к.

для государственных служащих в целом и для отдельных категорий (например, прокуроров и судей) установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (ст. 383 ТК РФ). КТС может быть образована по инициативе любой из сторон трудового правоотношения. Практика же свидетельствует о том, что обычно КТС создается по предложению выборного профсоюзного органа, действующего в организации.

В тех случаях, когда в организациях нет представительного органа работников, созвать общее собрание трудового коллектива (или конференцию) может инициативная группа. Срок полномочий комиссий по трудовым спорам законодателем не определен. Она может создаваться на определенный срок и без указания срока по выбору общего собрания (конференции), принимающего решение об образовании КТС.

Это обстоятельство предопределяет необходимость и в решении общего собрания (конференции), и в приказе (распоряжении) руководителя организации о создании КТС указывать срок полномочий членов комиссии по трудовым спорам.

Отсутствие такого срока открывает возможность общему собранию (конференции) или руководителю организации в любое время изменить состав КТС без соблюдения каких-либо процедурных требований. Такая смена (или замена) членов КТС, как нам представляется, может отрицательно сказаться на эффективности работы комиссии, уровне ее ответственности и работоспособности. Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если при этом присутствует, по нашему мнению, более половины работающих в данной организации (структурном подразделении) работников.

При этом избранными в состав КТС считаются новые работники, получившие большинство голосов, независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Правда, следует оговориться, что собрание работников (конференция) организации само может определить число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное), равно как определить и открытую или тайную процедуру голосования. Конечно, целесообразно, чтобы избираемые работники или назначаемые работодателем его представители в КТС были компетентны в вопросах трудового законодательства и могли объективно подходить к его применению при разрешении индивидуальных коллективных споров.

Как уже отмечалось, организационно-техническое обеспечение КТС возлагается на работодателя. По сложившейся традиции работодатель предоставляет помещение для заседаний комиссии, выделяет оргтехнику и канцелярские принадлежности и осуществляет техническое обслуживание комиссии.

С этой целью назначается работник (не член КТС), которому поручается ведение делопроизводства, хранение дел, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний комиссии, копий решений и др.

Иными словами, работодатель обязан обеспечить деятельность КТС, а руководители структурных подразделений — деятельность КТС соответствующих подразделений.

При невыполнении представителями работодателя указанных обязательств представители работников имеют право требовать такого исполнения путем обращения в государственную инспекцию труда и (или) в суд. Эти органы вправе вынести решение, обязывающее представителей работодателя обеспечить деятельность КТС.

Рекомендуем прочесть:  Комиссия для работы в детском саду

В случае отказа от исполнения предписания государственного инспектора труда или решения суда — это является нарушением законодательства, виновные лица могут быть привлечены к установленным федеральными законами тем или иным видам ответственности. Статья 385 Кодекса устанавливает компетенцию комиссии по трудовым спорам.

Она гласит: «Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем». Трудовой кодекс РФ не называет комиссию по трудовым спорам первичным органом по рассмотрению трудовых споров.
Трудовой кодекс РФ не называет комиссию по трудовым спорам первичным органом по рассмотрению трудовых споров.

К тому же предварительное рассмотрение спора в КТС не является тем обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Однако, если стороны обращаются к этому арбитру (КТС), то они должны соблюдать определенный порядок спора, подчиняться тому решению, которое будет принято.

Вновь обращаем внимание на то, что комиссия по трудовым спорам призвана рассматривать и разрешать все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иной формы рассмотрения.

Вынесение решения комиссией по трудовым спорам, которые законодателем отнесены к компетенции иных правоприменительных органов (суда, например, или государственной инспекции труда), позволяет считать это решение КТС изначально ничтожным, недействительным, т.е. не вызывающими правовых последствий. В то же время аккумулированные КТС материалы по существу индивидуального трудового спора могут быть использованы в другом органе в качестве доказательства при рассмотрении этого спора.

КТС рассматривает трудовые споры работников, выполняющих свои функции в организации или у индивидуального предпринимателя по трудовому договору с работодателем (в т.ч. совместителей), как членов профсоюзов, так и не являющихся таковыми. В КТС вправе обратиться работник, уволившийся из данной организации и поступивший на работу в другую организацию или работодателю физическому лицу, если индивидуальный трудовой спор касается его прошлой трудовой деятельности, например, если ему неправильно начислили заработную плату или окончательный расчет по оплате труда при расторжении трудового договора.

КТС не вправе отказать работнику в приеме письменного заявления, скажем, в связи с отсутствием доказательств к представителям работодателя для урегулирования возникших разногласий. В то же время после приема такого заявления член КТС должен принять меры для урегулирования разногласий с работодателем, например посредством приглашения работника и представителя работодателя для выяснения имеющихся разногласий и урегулирования возникшего спора.

По результатам такой инициативы КТС может быть (в случае неурегулирования спора) составлен протокол разногласий, которые затем будут рассматриваться на заседании КТС. При положительном для работника результате вынесения разногласий с работодателем работник вправе отказаться от дальнейшего рассмотрения его письменного заявления членами КТС. Отказ от рассмотрения заявления в КТС должен быть сделан заинтересованным работником в письменном виде.

Впрочем, работник вправе на любой стадии рассмотрения спора с работодателем отозвать свое заявление из КТС, что обязывает последнюю прекратить разбирательство на основе письменного заявления работника. Комиссия по трудовым спорам (КТС) рассматривает следующие споры: — о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора; — об оплате труда; — о рабочем времени и времени отдыха; — о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора; — о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширения зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных Кодексом; — выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет при наличии к тому оснований; — о законности применения дисциплинарных взысканий; — о праве на основной и дополнительный отпуск и их оплате; — об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха; — о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка; — о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др.

В то же время КТС неподведомственны споры по вопросам: — установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, изменения штатов; — исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или иным нормативно-правовым актом о труде установлен другой порядок их рассмотрения; — установления или изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов). Необходимо отметить, что комиссии по трудовым спорам неподведомственны и некоторые другие индивидуальные трудовые споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции иных органов, например суда.

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам зафиксированы в ст.

386 Кодекса. Он предписывает следующее: «Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу».

Таким образом, в КТС работник обращается в срок, определенный указанной статьей, с письменным заявлением, в котором должны быть четко изложены предмет спора и доказательства, подтверждающие нарушение работодателем его субъективного трудового права. При этом законодатель не установил перечня уважительных причин, эта оценочная категория применяется КТС самостоятельно.

Статья 387 ТК РФ определяет порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым операциям. Эта статья предписывает, чтобы заявления работников, поступившие в КТС, были зарегистрированы.

Как правило, для этих целей ведется специальный журнал, в котором один из членов комиссии или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС. В журнале отмечается срок поступления заявления по трудовому спору, указывается предмет спора и срок принятия решения по данному спору. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть этот спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником письменного заявления.

Закон подробно не регламентирует порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС и, естественно, комиссия может применить различные варианты.

Видимо, в начале заседания КТС следует выяснить у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из членов комиссии.

И если таковой поступит, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или его уполномоченного представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника.
Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника.

В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается, а при повторной неявке работника или его представителя без удовлетворительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Однако это не лишает работника права подать повторное заявление по спору, если не пропущен трехмесячный срок. Закон не указывает на необходимость присутствия представителя работодателя при рассмотрении в КТС заявления работника, но по требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок предоставить ей необходимые документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих стороны трудового договора.

В пределах указанного десятидневного процессуального срока рассмотрения индивидуального трудового спора КТС может заседать по данному вопросу многократно, прерываясь для выяснения необходимых вопросов, уточнения доказательств и т.д. Заседания на практике, как правило, проводятся в нерабочее время, удобное для заинтересованного работника. Он и представители работодателя ставятся в известность о времени рассмотрения спора.

Разумеется, комиссия по трудовым спорам не должна копировать судебную процедуру по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

К примеру, свидетели со стороны работника или работодателя не удаляются, их явка добровольная, а комиссия совещается и принимает решения тут же в зале в присутствии работника, если решение не заочное, и других лиц.

На заседании комиссии ведется протокол, который ведет ее секретарь, а подписывает и заверяет печатью председатель КТС или его заместитель. Опять-таки подчеркнем, что КТС не связан при рассмотрении индивидуального трудового спора процедурами Гражданского процессуального кодекса РФ. Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание.

Прежде всего необходимо отметить, что решение КТС принимает тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении КТС указывается: — наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, то указывается наименование этого структурного подразделения; — дата обращения в КТС и рассмотрения спора, существо спора; — фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; — существо решения и его обоснование (со ссылкой на трудовое законодательство, иной нормативно-правовой акт); — результаты голосования. Решение КТС должно быть мотивированным и обоснованным.

Его резолютивная часть должна быть указана (записана) в обязывающей форме: обязать работодателя оплатить работнику такую-то сумму, восстановить ему прежние нормы выработки, возместить причиненный материальный ущерб работнику в какой-то сумме и т.д. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Только получив копию решения КТС, любая из сторон трудового спора в случае несогласия с решением может его обжаловать в суд (ст. 390 ТК РФ). Определенные изменения и дополнения Федеральный закон N 90-ФЗ внес в ст. 389 ТК («Исполнение решения комиссии по трудовым спорам»).

Законодатель установил, что решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссии по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд (ст.

390 ТК РФ). Доказательством несвоевременного рассмотрения спора КТС может являться выписка из журнала заявлений в КТС, которую работник, обслуживающий КТС, или председатель, его заместитель обязан выдать работнику. Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, суд может восстановить этот срок и рассмотреть, и разрешить индивидуальный трудовой спор по существу. То есть суд самостоятельно решает этот спор, и если его решение будет иным, то должно исполняться решение суда, и решение комиссии по трудовым спорам теряет силу. При этом заметим, хотя законодатель указал в ст.

390 ТК РФ на право обжалования решения КТС в суд, суд не является надзорной над КТС инстанцией и, следовательно, он не может отменить решение КТС, а принимает, как мы уже указали выше, самостоятельное независимое и обоснованное решение. А.Анисимов К. ю. н., доцент, прокурор отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции, доцент Московского института международных экономических отношений Подписано в печать 25.01.2007 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Решение комиссии

Указанный орган принимает решение посредством тайного голосования.

Используется простое большинство голосов. В решении требуется прописать определенные данные:

  1. предмет спорной ситуации;
  2. сведения о гражданах, кто принимал участие в деятельности органа;
  3. название органа, принявшего акт;
  4. дата направления заявления;
  5. результат голосования.
  6. данные гражданина, его должность;

Решение, сформированное комиссией, подлежит подписанию председателем данного органа и членами, ставится печать. Срок передачи сотруднику – 3 дня.

Допустимо обжаловать решение. На это отводится 10 дней. Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе любой стороны отношений.

Решение принимается в установленные сроки. Как организовать комиссию по трудовым спорам, расскажут в этом видео:: Читайте также:

ЧТО ТАКОЕ КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ. Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+