Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Деятельность уполномоченного по правам ребенка

Деятельность уполномоченного по правам ребенка

Деятельность уполномоченного по правам ребенка

Требования к уполномоченному по детским правам


В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность.

Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  1. принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.
  2. оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  3. вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями. Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:

  1. не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
  2. не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
  3. должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.
  4. он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;

Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность.

Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ. Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения.

Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные.

Это:

  1. наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
  2. возраст не моложе 30 лет;
  3. безупречная репутация;
  4. практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.

Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ. Требования к уполномоченному по правам ребенка определены в федеральном законодательстве

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ

Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности.

То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.Важно!

Если на территории вводится режим чрезвычайного положения, Уполномоченный по правам ребенка должен продолжать осуществлять свою деятельность и не покидать страну.Омбудсмен является отдельной правовой единицей и не заменяет действий отделов опеки, прокуратуры или суда. Его функционирование осуществляется параллельно. При этом он имеет право подать исковое заявление о восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего.Основная деятельность уполномоченного лица состоит не только в решении вопросов федерального значения (законодательная инициатива), но и в рассмотрении частных жалоб.

Подать заявление о помощи в восстановлении нарушенных прав детей могут граждане со всей территории РФ.

Проверки

Деятельность уполномоченного по правам ребенка включает в себя контроль работы любых госорганов, структур в системе территориальной власти, учреждений, предприятий вне зависимости от их формы собственности и правового статуса, общественные объединения, воинские части. Никто не может препятствовать исполнению омбудсменом своих обязанностей. Проверке подвергаются и должностные лица.

В частности, омбудсмен может контролировать деятельность участковых уполномоченных полиции, специалистов ОДН. Проверочные мероприятия он может осуществлять как самостоятельно, так и вместе со специализированными компетентными структурами, госслужащими иными должностными лицами. При необходимости омбудсмен поручает выполнение экспертиз.

При необходимости омбудсмен поручает выполнение экспертиз. На основании результатов исследований он подготавливает заключения по вопросам, которые поставлены в жалобе.

При этом следует отметить, что омбудсмен не выступает как уполномоченный федеральный орган аудиторской деятельности. Он осуществляет проверку работы учреждений и предприятий, непосредственно затрагивающих интересы несовершеннолетних.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ: информация о направлениях, примеры, обязанности

Дети – это будущее каждой страны, поэтому в большинстве государств особое внимание уделяется защите прав маленьких граждан. Существуют различные институты, созданные, чтобы поддерживать комфортные условия жизни малолетних граждан.

В России есть должность Уполномоченного по правам ребенка. Рассмотрим, чем занимается данный человек, его функции и обязанности.

В каких случаях можно обратиться в Институт уполномоченного

Обращение в Институт уполномоченного производится при различных проблемах и нарушениях. Наиболее частые случаи:

  1. дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.
  2. необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  3. оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  4. бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;

Обращение может осуществлять не только родитель, но и другие лица, например, опекуны инвалидов.Получается, что любое нарушение установленных гарантий дает возможность обращаться к омбудсмену и другим уполномоченным лицам.Необходимо учитывать, что обращение должно быть официальным и не иметь нарушений.

Для этого составляется жалоба, не имеющая ошибок, неточностей и любых лексических оборотов, которые являются просторечными или нецензурными.

Особые права несовершеннолетних детей в РФ

Законодательством предусмотрены также особые права детей, которые нуждаются в защите.Несовершеннолетние граждане в РФ могут лично обращаться за помощью в органы опеки и попечительства, а подростки с 14 лет — в суд. Также дети обладают особым правом обратиться за защитой к уполномоченному по правам ребенка.ИНТЕРЕСНО: Помимо детского правозащитника, при Президенте РФ на региональных уровнях вводятся аналогичные должности.

В некоторых школах появились детские правозащитники. Обратиться к данному лицу может любой малолетний гражданин.Для обращения к защитнику детям не нужно предъявлять каких-либо удостоверяющих документов. Контакты уполномоченного по правам ребенка в регионе можно найти на сайте Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка (рекомендуем прочитать: ).

Примеры ситуаций, в которых ребенок или его представитель могут рассчитывать на помощь правозащитника:

  1. невозможность обратиться за помощью к адвокату;
  2. несправедливое отношение со стороны органов власти;
  3. отказ в предоставлении медицинской помощи;
  4. бездействие органов, призванных защищать интересы несовершеннолетних;
  5. насилие в семье;
  6. нарушение прав наследования;
  7. оскорбительное отношение в школе или другом образовательном учреждении;
  8. ущемление в имущественных правах;
  9. пренебрежение родителями своими обязанностями;

  10. конфликтные ситуации с окружающими.

Правозащитная сеть

Институт омбудсмена в классическом виде подразумевает, что уполномоченный получает свою легитимность и полномочия от парламента (национального или регионального), которому и подотчетен, объясняет Алексей Головань. Он сегодня продолжает правозащитную деятельность в возглавляемом им благотворительном центре «Соучастие в судьбе». Уполномоченный при высшем должностном лице или исполнительной власти (хотя такой вариант и принят в некоторых странах мира, не только в России) считается квазиуполномоченным.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Алексей Головань во время интервью журналистам, 2009 годФото: Алексей Куденко/РИА Новости Еще один пример квазиуполномоченного — региональный детский омбудсмен, который назначается уполномоченным по правам человека и работает в его структуре. Например, в Москве эта должность официально называется

«Начальник управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних — уполномоченный по правам ребенка»

.

Это позволяет экономить на аппарате, что в свое время стало одним из аргументов для ликвидации отдельного института. Вместе с тем детский омбудсмен Северной столицы работает в соответствии с принятым Законодательным собранием в 2009 году законом об имеющем статус государственного органа институте уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Вместе с тем детский омбудсмен Северной столицы работает в соответствии с принятым Законодательным собранием в 2009 году законом об имеющем статус государственного органа институте уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Есть и другие модели функционирования региональных уполномоченных: где-то детский омбудсмен назначается главой региона и интегрируется в систему исполнительной власти, а где-то и вовсе работает на общественных началах.

По закону уполномоченный при президенте России по правам ребенка координирует деятельность региональных уполномоченных и оказывает им содействие. При этом о прямой подчиненности региональных омбудсменов федеральному речь не идет. По словам депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича, проработавшего десять лет в должности уполномоченного по правам ребенка в Москве, среди детских омбудсменов никогда не было вертикали власти, каждый работал сам по себе.

«Говоря современным языком, это, скорее, такая сеть, чем вертикаль.

Но в нашей стране вертикаль власти существует во всем, и в нашем отраслевом законе теперь сказано, что федеральный уполномоченный согласовывает назначение региональных, то есть некоторые элементы вертикальности все-таки появляются», — говорит Бунимович. Главная задача уполномоченного — проведение проверок, как по конкретным обращениям, так и по своей инициативе, и содействие изменению системы защиты прав детей в целом — законодательные предложения, инициативы по принятию специальных программ, связанных с защитой детей.

Омбудсмен имеет право свободно посещать учреждения, в которых находятся дети, получать от должностных лиц необходимую информацию и документы, связанные с соблюдением прав детей.

Читайте также Судебные иски, споры со школой и большая зеленая папка — как соцработник из Тамбовской области полтора года борется за право взять под опеку пятерых братьев и сестер Обращения граждан чаще всего связаны с жильем, образованием, медициной (особенно обеспечением лекарствами), бракоразводными процессами или судебными процессами о жестоком обращении с ребенком, определении его места жительства, лишении родительских прав. Много проблем, с которыми сталкиваются сироты, дети с проблемами здоровья, дети из семей мигрантов.

Есть и сезонные всплески: например, как рассказала уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская, возрастает количество жалоб в периоды записи в детские сады, первые и десятые классы школ. Кроме того, сегодня все чаще люди обращаются за предварительными консультациями.

«Люди хотят поступать грамотно, в соответствии с законом, и согласовывают с нами свои действия»

, — говорит Океанская. Как видно из ежегодных докладов уполномоченных, в среднем обоснованным оказывается каждое четвертое обращение. А дальше все зависит от того, насколько формально относится к ним омбудсмен, подчеркивает Головань.

Можно «отработать» обращение — написать по нему запрос или заключение и забыть. А можно добиваться решения проблемы, используя свой авторитет и возможности.

Популярное

Права ребенка в России охраняются законом. Из-за множества случаев, когда дети становились жертвами социальной несправедливости или грубого отношения, в нашей стране была создана должность уполномоченного по правам ребенка.

Деятельность этого специалиста сложна и обширна. В нашем материале будет подробно изложено, в чем же специфика работы детского омбудсмена.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г.

N 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 годаОдобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 годаСтатья 1. Общие положенияНастоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.Статья 2.

Деятельность Уполномоченного1.

Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.2. Уполномоченный содействует:1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.Статья 3.

Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного1.

Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.Статья 4. Требования к Уполномоченному1.

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.4.

Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.Статья 5. Основные задачи УполномоченногоОсновными задачами Уполномоченного являются:1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.Статья 6.
Основные задачи УполномоченногоОсновными задачами Уполномоченного являются:1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.Статья 6. Полномочия Уполномоченного1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.2.

Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.4.

Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.Статья 7.

Рассмотрение Уполномоченным обращений1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье — заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

, настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.2.

Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.4.

О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.2.
По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».Статья 9.

Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.Статья 10.

Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.Статья 11.

Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного1.

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.2.

Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.Статья 12.

Ответственность за вмешательство в деятельность УполномоченногоВмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.Статья 13.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации1.

Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.2.

Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.4.

Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.5.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.7.

Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.Статья 14.

Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации1.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.3.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.4.

Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального законаНастоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Президент Российской Федерации В.

Путин

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.2.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+