Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Аис пфр 2

Аис пфр 2

Аис пфр 2

05 июля 2020 16:51

Автоматизированная информационная система ПФР – это технические средства и программное обеспечение, а также принципы обработки информации, использование которых в комплексе позволяет оказывать гражданам услуги в пенсионном обеспечении и страховании в автоматизированном и оперативном режиме, с интеграцией и стандартизацией большинства процессов. Эта сложная формулировка характеризует не только пользу для специалистов Фонда, но и, прежде всего удобство для граждан, которые обращаются в ПФР по разным вопросам.

В частности, благодаря АИС ПФР:

  1. регистрации в системе пенсионного страхования с выдачей СНИЛС, происходит в режиме онлайн и занимает всего несколько минут;
  2. большая часть услуг предоставляются экстерриториально, независимо от места проживания обратившегося;
  3. 12 из 26 услуг ПФР предоставляются не только в клиентских службах Фонда, но и в многофункциональных центрах.
  4. большая часть услуг предоставляется дистанционно, через электронные сервисы;

Самое главное – благодаря автоматизации сократилось и время ожидания предоставления и перерасчёта различных выплат или оказания других услуг, и количество документов.

К примеру, выдача сертификатов на материнский капитал вместо месяца занимает теперь не более 15 дней, направление средств – не более 15 дней вместо 2 месяцев.

Для того, чтобы всё это стало возможным, в ПФР ежедневно обрабатывается более 200 Гб данных, используется 10 тысяч серверов, а объём информации ежегодно вырастает на 25 терабайт. Организации этой работы в нашем регионе было посвящено совещание руководства Отделения ПФР, начальников подразделений и территориальных органов. Заместитель управляющего Отделением Андрей Фетисов, курирующий IT – сектор, рассказал об этапах развития АИС ПФР и перспективах совершенствования системы.

Сейчас она интегрируется с Единой государственной информационной системой социального обеспечения, позволяющей создать общую базу данных граждан по предоставлению услуг всеми государственными и муниципальными органами. Планируется переход к искусственному интеллекту и удалённой идентификации. Очевидная пользы – сокращение трудозатрат, минимизация человеческого фактора и возможность для структурных преобразований.

На совещании также выступили представители подразделений информационных технологий и защиты информации, озвучившие доклады о технических аспектах АИС ПФР, информационной безопасности и обеспечении бесперебойной работы сервисов вне зависимости от внештатных ситуаций. В целом организация АИС ПФР – это наиболее динамично развивающееся направление в работе Фонда, а значит, сервисы будут ещё более удобными и доступными, и обслуживание граждан будет всё более оперативным.

«TAdviser», 07.10.2016, Интервью заместителя Председателя Правления ПФР Н.

Елистратова

О развитии ведомственных информационных систем и первых проектах импортозамещения в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову рассказал заместитель председателя Правления Пенсионного фонда РФ Николай Елистратов. Александр Левашов: Какие проекты отнимают больше всего вашего времени и сил в настоящее время?

Николай Елистратов: Есть несколько приоритетов, которые занимают значительную часть времени. Первое – это создание АИС ПФР-2. В 2016 году заканчивается запланированные сроки создания этой системы.

С 2017 года мы запускаем ее в промышленную эксплуатацию. Сейчас ведется точечная отладка всех инструментов, всех механизмов.

Работа очень тяжелая. Идут так называемые выпуски, когда мы с каждым новым этапом запускаем все больше подсистем. Второе – это место ПФР в электронном правительстве.

Перевод госуслуг в электронный вид, сервисы Единого портала госуслуг, портала Пенсионного фонда.

За последние пару лет мы перешли от внутрикорпоративной работы в ИТ-блоке к внешней, экстравертной.

Третий и четвертый приоритеты – это Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) и Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Работа интересная, творческая. По ФРИ уже к концу 2016 года мы сможем показать мощные информационные продукты, которые будут реально работать, в интересах человека.
По ФРИ уже к концу 2016 года мы сможем показать мощные информационные продукты, которые будут реально работать, в интересах человека.

Александр Левашов: Как бы вы описали тот этап, на котором находится развитие информационной системы ПФР? Николай Елистратов: Когда мы говорим об истории развития информационных технологий в ПФР, то выделяем два больших этапа.

Первый — до 2012 года, второй после. До 12 года не было четкой концепции развития ИТ.

Мы с этого начинали. Причем на первом этапе мы считали, что концепцию ИТ нужно писать после того, как будет написана стратегия развития ПФР в целом. Когда я проработал здесь год, то понял, что если мы не двинемся вперед, то не напишем концепцию никогда. Потому что стратегия ПФР постоянно меняется. Каждые полгода что-то новое, законодательство подвижно.
Каждые полгода что-то новое, законодательство подвижно.

Оно трансформирует материю. Концепцию АИС ПФР-2 мы писали вместе с консультантами весь 2011 год. Затем началось создание системы, а в конце 2016 — начале 2017 стартует ее промышленный запуск.

После этого весь 2017 год мы будем как хорошие участковые врачи ходить с термометром и измерять градус динамики каждой из 27 подсистем, смотреть, как они взаимодействуют друг с другом и с внешнем миром. Александр Левашов: В чем принципиальные различия АИС ПФР первого и второго поколения? Николай Елистратов: Две системы отличаются кардинально.

Первая была исключительно внутрикорпоративной, практически не общалась с внешним миром, выдавала отчетность и статистику по пенсиям, по администрированию.

Система работала на статистику, бюджет.

На рубеже 2012 года вся модель электронного правительства в России начала разворачиваться.

Это повлекло изменения и в наши действия.

Появился внешний контур – подсистема внешнего взаимодействия.

АИС ПФР-2 во многом заточена на внешнее взаимодействие через ЕПГУ, через СМЭВ. Услуг у нас много, поэтому мы связаны со многими ведомствами разветвленной инфраструктурной сетью. А общее в первой и второй системах то, что они связаны идеологическим стержнем – персонифицированным учетом.

На него завязана вся история Пенсионного фонда. Александр Левашов: Какой следующий этап развития АИС ПФР, например, в горизонте до 2020 года? Есть ли понятие АИС ПФР-3? Николай Елистратов: В мыслях АИС ПФР-3 уже живет.

Хотя бы потому, что АИС ПФР-2 запускается. Приблизительные параметры будущего мы знаем. И, конечно, вопрос об этом стоит.

Но мы приняли решение, что новую концепцию в 2017 году раскручивать не будем. Это период обкатки. А в 2018 году у нас появится что-то с цифрами 2018-2025.

Я думаю, что стержнем станет совершенствование системы изнутри – быстродействие, открытость, защита информации.

Будет происходить выбор новых идей, которые рождает электронное правительство. А самое главное – ПФР будет развиваться, как мощный инновационный центр в сфере социального обеспечения.

Для этого есть все предпосылки.

Мы в конце 2016 — начале 2017 годов запускаем универсальную и очень мобильную платформу, на которую нанизываются технологические «кубики Лего».

Каждый кубик – это современная подсистема. Но каждый кубик из 27-ми увязан «нервной системой» в единый организм. Мы будем стараться наращивать мощь этой системы, делать ее максимально технологичной, дружелюбной, удобной для человека.

Жизнь сама находит нам задачи.

Бывает, что начинаешь с мелочи, а затем это вырастает во что-то масштабное.

Так было с ЕГИССО и ФРИ. Лет через пять, по моим представлениям, ЕГИССО станет полноценной информационной системой социального обеспечения Российской Федерации в целом.

Всегда важно помнить, чтобы наши цели сопрягались с целями других ведомств.

В этой связи наш опыт взаимодействия с ФНС – передача полномочий по администрированию – показывает, что в будущем, наверное, ресурсы нужно унифицировать и в значительной степени централизовывать. Это позволит и сэкономить деньги, и улучшить взаимные связи между федеральными органами.

Пример с ФНС – это, казалось бы, простая передача функций одного ведомства в другое.

Но применительно к ФНС и ПФР это задача огромного масштаба. Потому что, как мы уже поняли, просто вырвать подсистему администрирования страховых взносов и передать ее ФНС — это и нам будет сделать сложно, и для наших коллег неприемлемо. Не вживется это в организм ФНС, потому что мы развивались на разных платформах.

Задачи близкие, но все разное. Головной боли много, но на этом процессе передачи функций от одного ведомства к другому мы с ФНС рождаем абсолютно новую историю. Она заключается в том, что в процессе совместной работы мы начинаем нащупывать совместные механизмы решения смежных задач.

Александр Левашов: Вы налаживаете унификацию систем? Николай Елистратов: Выверки данных – по ИНН и СНИЛС – мы ведем довольно давно.

А сейчас стараемся, чтобы эти идентификаторы работали в тесной увязке.

Просто отдать свою подсистему мы не можем, потому что у нас остается множество функций, которые будут работать на той информации. Да и это невозможно с технологической точки зрения.

Александр Левашов: Т.е. можно сказать, что вы решили эту задачу?

Николай Елистратов: Мы очень близки к ее решению.

Все параметры реализации приняты. У нас проходят регулярные совместные совещания.

С 1 января мы начнем работать по новой схеме — ФНС будет администрировать, а мы будем делать все возможное, чтобы процесс пошел. Чтобы обе структуры получали достоверные данные. Александр Левашов: Учитывается ли опыт создания АИС ПФР-2 в процессе создания ЕГИССО? Николай Елистратов: Все учитывается и все делается по-новому.
Николай Елистратов: Все учитывается и все делается по-новому.

Мы создаем систему на богатом опыте и «набитых шишках».

Берем много инструментов из опыта создания АИС ПФР-2. Понимаем, что ЕГИССО — система абсолютно внешняя.

Там основу архитектуры составляют ядро и внешний контур. Она будет создаваться заново и в тесном взаимодействии с другими ведомствами.

Оператором инфраструктуры определено Минкомсвязи. Заработает гособлако и открытое программное обеспечение.

Александр Левашов: Есть ли у вас план импортозамещения?

Николай Елистратов: Да. Есть план, есть тестировочные стенды, есть интересные результаты. Зачастую мы не успеваем тестировать всё в исполнительной дирекции, поэтому передаем эти задачи в сильные регионы. Тестируем, например, серверы на процессорах «Эльбрус».

Александр Левашов: Каковы результаты? Николай Елистратов: На тех задачах, которые не судьбоносны, не самые тонкие, «Эльбрусы» нам подходят.

Мы уже сравниваем ценовую политику и возможности площадей. У нас всегда была IBM -ориентированная структура.

И когда мы начинаем сопоставлять, то получается, что «Эльбрусов» в сравнении с «айками» надо в 10 раз больше, а это значит, что нужно в 10 раз больше площадей. Но при этом ценник немного падает.

Внимательно отслеживаем динамику.

И от легких задач переходим к сложным. Смотрим, как оборудование себя будет вести на тяжелых задачах. Но поскольку есть ограничения по тем же площадям и есть осторожность в ожидании ценовой политики, то мы стараемся просчитать все риски.

Александр Левашов: Где сейчас используются «Эльбрусы»? Николай Елистратов: Мы закупили и используем «Эльбрусы» на нескольких функциях, которые мы отрабатывали раньше на серверах IBM.

Прежде всего, это сервис информирования граждан. Александр Левашов: В основной инфраструктуре? Николай Елистратов: Да, они работают в продуктивной сфере в нашем межрегиональном информационном центре, где расположена большая часть наших машин.

Это наша основная технологическая площадка. Александр Левашов: А каковы успехи с импортозамещением софта? Николай Елистратов: Реализуется пилотный проект на документообороте в Татарстане.

Но количество замечаний от нас к продукту было таким, что подрядчики захлебнулись. Но это, я считаю, большой плюс, потому что мы даем замечания не для того, чтобы отказаться от отечественных разработок.

Мы просим внести изменения, и с каждым разом продукт становится лучше и лучше. Мы близки к искомому результату. Александр Левашов: После того, как Татарстан будет доволен, продукт будет внедрятся и в других регионах?

Николай Елистратов: Без сомнений.

Александр Левашов: А что касается базового софта – операционных систем, СУБД? Николай Елистратов: Мы здесь в начале пути.

Пока рассказать не о чем. Александр Левашов: Как у вас ситуация с ИТ-бюджетом?

Приходится ли его сокращать? Николай Елистратов: По плану информатизации 2016-2018 года мы закладывали на 2016 год 13,931 млрд рублей. Затем пришлось сократить до 12,6 млрд. Каждая цифра у каждого ведомства имеет свой окрас.

Для ПФР общий ИТ-бюджет включает 2,2 млрд на услуги связи, еще 1,8 млрд на телефоны, картриджи и прочие комплектующие. Оставшиеся деньги распределяются на 2700 точек присутствия ПФР. Мы внутри провели интересную аналитическую работу – взяли бюджеты наших коллег из других ведомств, структурировали их так, как мы видим, разбили на количество точек присутствия и по разным параметрам – развитие новых инструментов, эксплуатация систем – сравнили и пришли к выводу, что подавляющее большинство крупных ведомств опередило нас по затратам, некоторые в 2 – 2,5 раза.

На 2017 год мы хотели увеличить ИТ-бюджет, т.к. мы проходим пиковую точку развития, у нас заканчивается 2016 год. Запускаем АИС ПФР-2, идет создание ЕГИССО и ФРИ.

Но нам сократили запрос. И мы были бы удовлетворены, если бы нам оставили хотя бы ту же цифру, к которой мы придем к концу 2016 года. Из-за того, что последние три года нам оптимизируют бюджет, мы по темпам развития не проваливаемся, в сроки выводим в промышленную эксплуатацию АИС ПФР-2 и запускаем создание ЕГИССО и ФРИ, но нам не хватает систем хранения данных и простых рабочих станций для регионов.

Александр Левашов: А сколько денег нужно на компьютеры, чтобы заменить устаревшие, которым больше пяти лет? Николай Елистратов: 2 млрд рублей.

Постоянно стоим перед выбором – либо тратить на компьютеры, либо планово развиваться.

Александр Левашов: «Гособлако» и единая телеком-инфраструктура не помогают оптимизировать затраты? Николай Елистратов: В конечном счете, уверен, оптимизируют.

И это естественно. Но это путь, который только предстоит пройти. Александр Левашов: Если я правильно понимаю, первой системой, которую вы разместите в «гособлаке», будет ЕГИССО?

Николай Елистратов: Да, мы бы очень хотели, чтобы эта система открыла новые поколения инновационных масштабных инструментов. Александр Левашов: А есть ли подобные планы насчет АИС ПФР-2?

Николай Елистратов: Без всяких шуток, когда мы встречаемся с Минкомсвязью, всегда говорим, что будем очень рады опробовать и использовать все возможности.

Мы стараемся сделать так, чтобы наши ресурсы были дешевле.

У нас есть технологическая площадка на Сущевском валу. В силу того, что мы в конце 2015 года вышли на пределы мощностей, мы были вынуждены искать площадки, чтобы перебросить туда часть среды разработки. В итоге на сегодняшний день уже активно работаем на Гознаке. Александр Левашов: Для вас это был первый опыт аутсорсинга инфраструктуры?
Александр Левашов: Для вас это был первый опыт аутсорсинга инфраструктуры?

Николай Елистратов: Да. Первый опыт.

Надеюсь, он будет удачным. Александр Левашов: «Ростелеком», насколько известно, должен стать оператором «гособлака», но в этом вопросе происходит какой-то нормативный коллапс… Николай Елистратов: В этом и есть наши опасения избежать зон риска, основное условие нашего взаимодействия. Мы готовы идти на большие изменения, ведем активный диалог со многими, в том числе с «Ростелекомом». Готовы тестировать, использовать их инфраструктуру, но рисковать не можем, т.к.

наши функции — социально значимые. К сожалению, это одна из больших проблем для ФОИВов, когда создаются хорошие инструменты, но иногда проигрывают во времени. Мы были бы рады, если бы ЕПГУ всегда опережал наш внутренний портал электронных сервисов.

Есть уже большая плеяда пенсионеров, которые могут получать назначения пенсии ни разу не заходя в наши офисы. В личном кабинете на нашем внутреннем портале уже доступно 47 сервисов, и некоторые из них очень востребованы. За полгода – совершено более 2 млн заходов в личный кабинет.

Совместно с Минкомсвязью работаем над тем, чтобы централизованные мощности использовать в полную силу.

Александр Левашов: И откажетесь предоставлять услуги на своем сайте?

Николай Елистратов: Абсолютно верно. Если единая телеком-инфраструктура нам позволит экономить, мы сможем заняться многими, более приземленными делами. Александр Левашов: Надеетесь ли вы, что импортозамещение позволит вам сэкономить?

Николай Елистратов: Любой дипломат сказал бы, что мы бы очень хотели этого. Есть же в России вещи, которые превосходят западные или восточные аналоги. У нас ведь такое количество «золотых» людей, таких мозгов нет нигде.

Такие люди приходят к нам на практику, но потом, как правило, уходят. В ПФР они проходят отличную школу. Но остановить талантливых молодых спецов очень сложно.

Это проблема в масштабах страны. Люди лучшие, но их размывает неустроенность. Что касается экономической выгоды от импортозамещения, то это произойдет, если производители не задерут цену.

Но если они вырастут на 40%, то риски неисполнения социальных обязательств не оставят нам выбора. Дорогое оборудование не всегда самое плохое. Но если к тому же оно еще более объёмное, работает медленнее и служит меньше, тогда уж точно оно хуже.

А наши люди заслуживают только самого удобного и хорошего.

Если отечественные производители все сделают качественно и удержат на долгие годы высокую планку качества и культуры обслуживания, то наша ИТ отрасль поднимется быстро. Мы все на это надеемся. Источник: «»

АИС ПФР-2

АИС ПФР-2 – информационная система нового поколения, разрабатываемая в соответствии с концепцией развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда на 2012-2016 годы. Система предназначена для учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования, организации и ведения сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав.

Она будет включать в себя ряд функциональных подсистем, таких как персонифицированный учет, администрирование страховых взносов, назначение, перерасчет и выплата пенсий и иных социальных выплат, управление средствами пенсионных накоплений, аналитика и отчетность, внешнее взаимодействие и информационный обмен, а также комплекс инфраструктурных и обеспечивающих подсистем. С помощью новой АИС Пенсионный фонд будет осуществлять регистрацию граждан и создание индивидуальных лицевых счетов с постоянным страховым номером при первичной их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, организовывать и вести сведения о каждом застрахованном лице. Последнее включает учет сведений о страховом стаже граждан, их зарплате, поступивших страховых взносах за застрахованных лиц и других средствах пенсионных накоплений, а также отражение этих сведений на индивидуальных лицевых счетах граждан.

Помимо этого, система позволит информировать граждан о состоянии их лицевых счетов и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, осуществлять корректировку данных по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, хранить индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в течение всей жизни, а также после их смерти и др. АИС ПФР-2 представляет собой централизованную систему, размещенную на федеральном уровне (серверный и пользовательский сегменты), региональном уровне (серверный и пользовательский сегменты), а также районном уровне (пользовательский сегмент).

АИС ПФР-2 создается выпусками, в состав которых входят различные подсистемы/компоненты/модули/сервисы, обеспечивающие часть функциональности системы.

До конца 2017 года планируется подготовить 4 базовых выпуска АИС ПФР-2.

Процессный подход

По словам Дмитрия Кузнецова, начальника Департамента информационных технологий ПФР, когда в конце 2012 г. утверждалась концепция АИС ПФР-2, были поставлены задачи, направленные на решение проблем, с которыми Фонд сталкивался в тот момент, включая слабую связь между различными направлениями деятельности и недостаточный уровень автоматизации: «Большое количество ручных операций по обработке поступающих сведений требовали больших затрат труда и времени.

Кроме того, нужно было централизовать инфраструктуру и управление всем информационным хозяйством». В данный момент мы находимся на этапе запуска третьего выпуска АИС ПФР-2. В ПФР все время появляются новые функции, не говоря уже об изменении имеющихся, поэтому для планирования и регламентации процесса ввода в эксплуатацию были определены этапы, или выпуски«, — объяснил Дмитрий Кузнецов и добавил, что после третьего выпуска будет четвертый, его выход запланирован на I квартал 2017 г.
В ПФР все время появляются новые функции, не говоря уже об изменении имеющихся, поэтому для планирования и регламентации процесса ввода в эксплуатацию были определены этапы, или выпуски«, — объяснил Дмитрий Кузнецов и добавил, что после третьего выпуска будет четвертый, его выход запланирован на I квартал 2017 г.

в связи с тем, что ПФР отдает в налоговую службу функции администрирования страховых взносов и, соответственно, технологические режимы информационной системы требуют изменения. Переходя к созданию новой версии АИС, Пенсионный фонд поменял принцип создания системы. Раньше разработка проводилась по отдельным частям: прием заявления, назначение и обработка, потом формирование выплаты и т.

д. Теперь ПФР перешел на процессный подход, который подразумевает взгляд на процесс как на единое целое — от приема заявления гражданина до получения им первых денег. «Когда все это вместе стабильно работает, мы считаем процесс реализованным, — сказал Дмитрий Кузнецов.

— Соответственно, в очередные выпуски АИС ПФР-2 мы вкладываем именно определенную совокупность новых технологических процессов.

Такая законченность разработки функционала позволяет все вводить не по частям, а одновременно, а пользователю — получать законченный результат».

Новые правила сдачи электронных отчетов в ПФР. Версия №2

Ранее (в конце августа) ПФР размещал на федеральном портале проект нового Порядка сдачи отчетов в электронной форме. Подробно о новшестве мы писали в материале .

Накануне этот проект был переведен в стадию «Отказ от продолжения разработки». Но зато на федеральном портале опубликовали ПФР на эту тему. Согласно документу электронный документооборот с ПФР осуществляется при помощи компонента «Электронный документооборот с контрагентами» подсистемы «Внешнее взаимодействие» автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации нового поколения (АИС ПФР-2).

В случае заключения страхователем с ПФР соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Для регистрации в системе электронного документооборота ПФР страхователи направляют через Оператора

«Заявление на подключение к системе электронного документооборота ПФР»

.

ПФР в течение двух рабочих дней после получения заявления направляет страхователю «Уведомление о результате рассмотрения» с отметкой об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления на подключение. В случае сдачи отчетов через представителя, надо направить в ПФР

«Уведомление о предоставлении полномочий представителю»

. Индивидуальные сведения могут быть представлены также с использованием «Кабинета страхователя».

Для этого необходимо иметь учетную запись в ЕСИА (на госуслугах). В случае принятия нового порядка будет признано утратившим силу Постановление Правления ПФР от 11.01.2018 № 3п «Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного»

.

«». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Курсы и вебинары в подписке «Клерк.Премиум» Максимально выгодный способ повышения квалификации.

«CNews», 11.03.2015, Интервью заместителя Председателя Правления ПФР Н. Елистратова

елистратова»>

Заместитель председателя правления Пенсионного фонда России Николай Елистратов рассказал в интервью CNews о целях создания новой информационной системы ПФР, о сложностях, которые возникли перед ИТ-командой фонда в связи с кризисом, а также о подходах к импортозамещению и использованию свободного ПО. CNews: Расскажите, пожалуйста, о нынешнем функционале АИС ПФР.Николай Елистратов: Этому вопросу уделю немного больше времени, чем другим аспектам потому, что система, о которой мы сегодня будем говорить, уникальна, многогранна, огромна.

Как отдельный континент.Сегодня ПФР – один из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшая система оказания государственных услуг в области не только пенсионного, но и социального обеспечения наших граждан, ключевой поставщик информации в рамках межведомственного взаимодействия.Наши основные функции – назначение, перерасчет и финансирование пенсий и социальных выплат, ведение персонифицированного учета пенсионных прав граждан, администрирование страховых взносов, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. Из-за того, что ПФР – прозрачная хорошо контролируемая и выстроенная вертикально-интегрированная государственная система с террорганами практически в каждом районе каждого субъекта, нам чуть ли не ежегодно государство делегирует новые функции по социальному обеспечению граждан, которые не относятся к пенсионному обеспечению. Так, к примеру, мы реализуем госпрограмму материнского капитала, нам поручили заниматься единой базой социального жилья, мы активно работаем с Министерством образования по мониторингу трудоустройства студентов, сейчас у правительства стоит задача создание единой базы социальных услуг – федеральных и муниципальных.

Социальная политика нацеливается на адресность.

Все эти проекты возможны благодаря тому, что у фонда есть структурированные базы, которые можно наращивать и развивать. Реализация всех этих функций и госуслуг, которые ежемесячно предоставляются миллионам граждан, автоматизированы, а это гигантские массивы информации.По объемам информации, обрабатываемой во внутриведомственном и внешнем контурах, Пенсионный фонд находится в лидирующей пятерке самых крупных информационно и услугоемких федеральных органов.Свои услуги Пенсионный фонд предоставляет через более 2500 клиентских служб – это 2500 точек входа в систему, 1000 мобильных клиентских служб, ЕПГУ, электронные кабинеты застрахованного лица и плательщика на сайте ПФР, многофункциональные центры. По сути, мы уже сейчас предоставляем клиентам широкий диапазон выбора способа реализации своих пенсионных и социальных прав в электронном виде.

Без современной и устойчивой автоматизированной информационной системы такое многообразие реализовать невозможно.Информационный ресурс Пенсионного фонда состоит из различных баз данных, регистров и реестров, сегодня их более 20, они создавались в разное время под разные задачи, вытекающие из пенсионного и социального законодательства.Для того, чтобы представить себе объемы и масштабы обрабатываемой информации в Пенсионном фонде, скажу только одну цифру: в прошлом году информационная система фонда (далее АИС) обработала и ответила на 1,4 млрд запросов!Только один Информационный центр персучета ПФР (далее ИЦПУ) обрабатывает в пике более 1 миллиона запросов в день.

Это структура является технологическим движком всей системы Пенсионного фонда.

Там расположено наше технологическое железное сердце, оно собирает и актуализирует все базы и централизовано ведет эксплуатацию программно-технических комплексов Пенсионного фонда по всей территории страны.Тестировочные и моделирующие стенды, система мониторинга, круглосуточная служба технической поддержки – все это наш технологический организм, который находится в постоянном развитии.К техническим характеристикам АИС ПФР можно отнести: более 118 тысяч внутренних пользователей. Суммарный объем баз данных составляет 247,5 Тб, при этом ежегодный прирост информации в базах данных составляет 2,7 Тб.

Средний объем информации, обрабатываемой в сутки, 120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 тысяч серверов.CNews: Почему такие высокие объемы информации? Удается ли ее держать в актуальном, сохранном и защищенном состоянии?Николай Елистратов: Ключевое слово – персонифицированный учет пенсионных прав граждан.

У каждого человека, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования и работающего или работавшего, формируется пенсия. У каждого, у кого есть СНИЛС (наша зеленая карточка) есть в ПФР свой пенсионный счет. И вот на этом счете учтены трудовой стаж со всеми периодами и местами работы, размер зарплаты, суммы страховых взносов, теперь и пенсионные баллы, персональные данные о дате рождения, адресе проживания и др.

И так по каждому гражданину… У нас индивидуальных счетов уже более 150 млн, включая счета умерших. Мы их тоже ведем, потому что по ним платятся пенсии по потере кормильца.

Актуализация счетов происходит в ежеквартальном режиме, все страхователи отчитываются нам тоже в ежеквартальном режиме.По этой информации Фондом ежегодно назначается более 2,7 млн пенсий, размеры пенсий пересчитываются по несколько раз в год, это плановые индексации, а еще у 14 миллионов работающих пенсионеров в августе происходит доплнительное увеличение пенсий за счет поступивших за год страховых взносов. А еще у нас есть социальные ежемесячные выплаты всем федеральным льготникам, а это под 20 миллионов человек, подвижная база и ежегодные перерасчеты размеров соцвыплат.Плюс мы – крупнейшие поставщики информации другим ведомствам, чтобы они могли быстро оказывать людям свои госуслуги. Сейчас это уже автоматизированный обмен информацией со многими нашими партнерами.Так, ежемесячно в целях контроля за выплатой пенсий сверяется с силовыми органами информация о 5 млн граждан, ежедекадно обрабатываются данные поступившие из органов ЗАГС о смерти и рождении граждан (порядка 1,7 млн записей о рождении и столько же о смерти), ежеквартально передаются в ФОМС сведения о работающих лицах, ежемесячно представляется информация негосударственным пенсионным фондам о формировании пенсионных накоплений, ежемесячно в органы социальной защиты представляются данные о льготных категориях граждан, о размерах пенсий.

Наша информационная система взаимодействует с более, чем двумя с половиной тысячами информационных систем других федеральных и муниципальных ведомств.

Это и СМЭВ, и двухстороннее взаимодействие. При этом мы информационно в рамках исполнения законов взаимодействуем не только с госведомствами, но и с гражданами и юрлицами.CNews: То есть теперь вы работаете не только «на себя», но и «вовне»?Николай Елистратов: Да, это становится нормой. Поэтому АИС ПФР за последние семь лет активно эволюционировала из исключительно интравертной ведомственной корпоративно закрытой, в экстравертную, открытую, весьма дружелюбную, мобильную, клиентоориентированную, во многом обращенную к внешнему пользователю систему.До 2010 года, она целенаправленно, жестко исполняя положения законодательства, накапливала потенциал в виде информационного ресурса, завязанного на различные аспекты сферы пенсионного обеспечения.

Чисто пенсионная, персонифицированная, учетная функциональность на раннем этапе развития.

Такая узкая специализация сопровождалась соответствующей технологичностью информационной системы. Выборки из баз данных делались строго к определенному законодательством времени. По нынешним временам – редко и узко.С переходом на задачи предоставления государственных услуг в электронном виде, активного использования СМЭВ, совершенствования системы государственного управления и нацеленность на качество социального обеспечения, АИС ПФР стала адаптироваться к новым реалиям.Начав в 2011 году организационную, методологическую, проектную работу по созданию системы нового поколения, к 2015 году она перешла экватор плановой работы в рамках Концепции создания АИС ПФР – 2.

Уже сейчас она способна решать самые сложные, неординарные задачи.

Сегодня мы способны быстро делать точечные тематические выборки из наших баз данных и делать их статистический анализ, а еще вчера этого не было.

АИС ПФР-2 будет состоять из 25 функциональных, инфраструктурных и обеспечивающих подсистем, некоторые из которых по масштабам превосходят совокупные информационные системы средних по величине ФОИВов. Мы планируем завершение основного массива работ к 2017 году, идем в графике.CNews: Все-таки хотелось бы детальнее понять, что появится в 2017 году с точки зрения госуслуг, с точки зрения внутренних процессов Пенсионного фонда, администрирования пенсий и так далее, из того, чего сейчас нет.Николай Елистратов: В 2017 году и ранее.

Ключевая цель – высокое качество оказания государственных услуг гражданам за счет скорости, точности и многообразия форм их предоставления. У людей появится больше возможностей обращаться к нам лично, через электронные сервисы или МФЦ, не собирать большое количество документов, а с другой стороны – не приходить к нам за документами для получения других госуслуг.

И еще важно – современная информационная система снизит объем ручного труда сотрудников фонда, снизит поток граждан в клиентские службы.

Сегодня до 30 миллионов граждан в год обращаются к нам лично, все наши услуги в силу закона носят заявительный характер.Мы уже сегодня даем людям возможность получать часть наших услуг в дистанционном режиме.

На сайте ПФР открыли кабинет застрахованного лица, где есть полезные сервисы записи на прием, предварительного заказа документов, подачи обращения, а есть новый и очень важный сервис информирования о сформированных пенсионных правах для граждан – будущих пенсионеров.

Человек в режиме реального времени может увидеть весь свой трудовой (страховой) стаж, места работы, суммы начисленных страховых взносов трансформированных в пенсионные баллы, информацию о пенсионных накоплениях. Можно посчитать свою пенсию на настоящий момент и посмотреть, какой она будет через пять или десять лет работы с той или иной зарплатой – это наш пенсионный калькулятор, который в этом году стал индивидуальным.

Мы впервые показали информацию о стаже граждан до 2002 года, то есть за те периоды, когда не было системы персонифицированного учета пенсионных прав. Мы эту информацию многие годы собирали с работодателей, формировали электронную базу. Вся эта информация очень важна для будущего пенсионера, потому что мы ее получаем не от гражданина, а от работодателей.

У нас есть много примеров, когда работодатели не сдают отчетность, а когда человек приходит за назначением пенсии, мы совместно с ним месяцами занимаемся сбором документов, подтверждающих его периоды работы. Вот мы нацелены на такие сервисы, чтобы граждане ими пользовались, понимали, как формируется их пенсия, могли подавать нам любые заявления и при этом не тратить время на хождение в наши офисы.Для плательщиков страховых взносов у нас также есть электронный кабинет. Очень востребованный, кстати.

За год снебольшим им стали пользоваться примерно 60 % страхователей, за год в нем было сделано 14 миллионов операций.

Мы его опять же делали для того, чтобы было удобно страхователям, чтобы они могли экономить свое время и ресурсы при взаимодействии с ПФР. Развитие таких сервисов возможно только при сильной автоматизированной информационной системе.CNews: Вы одновременно предоставляете услуги и через ЕПГУ, и через свой сайт.

Как вы, в целом, относитесь к долгосрочной перспективе развития этих двух параллельных каналов? Они оба онлайн, они оба, по сути, выполняют примерно одни и те же функции.Николай Елистратов: Прежде всего, мы идем по пути выполнения требований наших клиентов. Электронные сервисы на нашем сайте – это такой ответ на современный общественный вызов.

Люди активно пользуются интернетом, совершают покупки, освоили интренет-банкинг. И везде есть у людей свои интернет-кабинеты, у пенсионного не было, а запрос от граждан был.

Им так удобно. Мы сделали. У нас посещаемость сайта одна из самых высоких по госведомствам – только за январь-февраль более 2,5 млн человек.Это вопрос, который возникает в общении с Минкомсвязи регулярно. Если они создадут такой механизм подключения и контроля информации, который полностью устроит ПФР, то, конечно, большая часть информации может пойти через общегосударственные каналы. Но я думаю, что пока на сегодняшний день, и это доказывает практика, человеку комфортнее войти на сайт Пенсионного фонда и там получить ту информацию или ту услугу, которая ему нужна.То есть, мы не против того, чтобы эти сервисы были централизованными, но только с учетом наших интересов в вопросах управления самой системой, и, конечно, управления безопасностью и защитой персданных.CNews: Как вы оцениваете функциональность системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), ее надежность?Николай Елистратов: СМЭВ – это очень полезный проект, инструмент для коллективной работы.

Для того, чтобы СМЭВ заработала в полную силу, надо чтобы все ведомства были готовы в одинаковой степени к такой работе, не только федеральные, но и региональные и муниципальные. Тогда будет желаемый эффект. СМЭВ развивается и будет развиваться.

Фонд активно интегрирован в СМЭВ, мы по всем запросам выдаем информацию, теперь мы хотим больше получать информации от других ведомств, чтобы граждане были избавлены от сбора документов.CNews: Сокращаете ли вы свои ИТ-расходы на 2015 год относительно 2014 года в связи с кризисом и каковы бюджеты?Николай Елистратов: Мы сейчас работаем в рамках Концепции развития автоматизированной информационной системы (АИС ПФР-2), которую мы разрабатывали и согласовывали с Минкомсвязью, которую нам аудировала Счетная палата. Как я сказал, в промышленную эксплуатацию она будет вводиться в 2017 году. По этой концепции и по планам информатизации, которые мы ежегодно согласуем с Минкомсвязью, 2014–2015 годы являются пиковыми с точки зрения затрат.ИТ-бюджет 2014 года в соответствии с Законом о бюджете Пенсионного фонда РФ составил 10,97 млрд руб., включая 1,9 млрд – комплексная услуга связи.Из них порядка 65% – централизованные закупки всех видов оборудования, разработки программных комплексов, развитие СМЭВ, лицензии и т.

п., около 20% – это расходы территориальных органов, включая ИЦПУ, 20 % – это комплексная услуга по связи. На сегодняшний день это двухлетние контракты на две наши корпоративные сетевые нити – основную и резервную.

Основную ведет по контракту Ростелеком, резервную – Мегафон. Еще три года назад было совсем не так. Мы проделали большую работу, чтобы централизовать услуги связи.

До этого под каждый регион заключался отдельный контракт.

С точки зрения управления качеством было очень тяжело. В конечном счете, в том числе с помощью Минкомсвязи, мы сделали две основные нитки, на которые тратим 1,9 млрд руб.

в год, и эта цифра практически не меняется.ИТ-бюджет Пенсионного фонда на 2015 год в соответствии с законом о бюджете Пенсионного фонда РФ составил 11,7млрд руб. Но эта цифра уже претерпела сокращение на 10% и практически вышла на уровень 2014 года. С учетом колебаний инфляционных и курсовых составляющих, фактически бюджет упал еще ниже, и заставляет нас очень серьезно думать о том, что делать.

CNews: Что в себя включают централизованные закупки, о которых вы сказали?Николай Елистратов: Эта сумма включает в себя: закупки серверного и компьютерного оборудования, лицензии, развитие СКМВ (серверного концентратора межведомственного взаимодействия), обеспечивающего работу внешнего контура системы, системы информационной безопасности, разработку прикладных подсистем АИС ПФР. Эти закупки производятся в интересах всех территориальных органов ПФР, что дает экономию.CNews: В связи сокращением бюджета 2015 года, на чем планируете сэкономить?Николай Елистратов: Сокращать придется все, и экономить придется на всем.

Совсем недавно было проведено несколько совещаний внутри нашего блока, по результатам которых мы выстроили шкалу приоритетов, чтобы выдержать сроки и параметры концепции, планы, согласованные с Минкомсвязью. В основном экономия будет достигаться за счет более тщательного отношения внутри к каждому из проектов. В первую очередь, когда идет сокращение или, как мы говорим, оптимизация бюджетных показателей, мы оцениваем это с точки зрения возможности реализации нашей концепции.

Мы оптимизируем не расходы «оптом», а пытаемся оптимизировать саму структуру проектов. Пока более-менее выходим из ситуации – параметры, закрепленные концепцией, выполняем.

CNews: Если говорить про закупки «железа», закупки софта, лицензий на американские и европейские продукты, они значительно подорожали. Соответственно, помимо того, что вы сокращаете бюджет, еще и растет цена на эти продукты.

Получается, такая накладка вдвойне…Николай Елистратов: Пока не по всему спектру приобретаемых продуктов, конечно.

У нас кроме американского «железа» и софта используются азиатские и, конечно, отечественные продукты. Например, значительная часть продуктов, которыми обеспечивается информационная безопасность, отечественного производства.В аппаратном обеспечении мы также стараемся переходить на неамериканское.

Но сделать это не всегда просто. Действительно, проекты, связанные с «железом», самые тяжелые. Здесь приходится очень сильно думать, что делать.

Те ведомства, которые работают с большими массивами данных, знают, что, к сожалению, так на рынке сложилось, что самые мощные и работоспособные машины, которые перемалывают эти большие массивы данных – американского производства. Их используют все в России и все в мире. Они работают как мясорубки, очень надежные.

Поэтому будем дальше думать, анализировать, принимать решения. Абсолютный приоритет здесь – безопасность и надежность автоматизированной системы, которая обеспечивает устойчивость работы всей пенсионной системы и части социальной.Если перейти плавно к вопросу импортозамещения, то здесь, как я уже сказал, по части направлений у нас давно используются отечественные продукты.

Плюс мы достаточно плотно работаем с Минкомсвязью. Минкомсвязи очень активно погружено в проект, который связан с анализом возможностей быстрого перехода на импортозамещение всей линейки ИТ-продуктов.

Кстати, нас тоже приглашают присоединиться к этому пилотному проекту.Наша политика в вопросе импортозамещения состоит в том, чтобы очень хорошо просчитать этот процесс. Стремление сделать так, чтобы как можно быстрее российская промышленность могла обеспечить ИТ-сферу своими продуктами, как это давно происходит, скажем, в сфере информационной безопасности, это очень позитивно.

Это было бы очень здорово. Но есть, к сожалению, практически монопольные ниши, ситуацию в которых мы анализируем.Естественно, там, где есть возможности, мы будем переходить на азиатские аналоги в качестве переходной меры. Но все шаги должны быть просчитаны четко, потому что деятельность Пенсионного фонда во многом завязана на социальную безопасность нашей страны. У нас нет права на ошибочные решения.CNews: Вы упомянули о «пилотах».

Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.Николай Елистратов: Если вы говорите о пилотном проекте Минкомсвязи по импортозамещению, то это один из многих, в который министерство привлекает ведущие федеральные органы и внебюджетные фонды, чтобы провести глубокую аналитическую работу.

Сейчас необходимо понять, что используется нашими федеральными органами из тяжелых машин, серверного и компьютерного оборудования, и определить, что можно безболезненно заместить сразу, и какую дорожную карту можно быстро выстроить, чтобы итерационно заменить серверное, самое тяжелое и дорогое оборудование.CNews: Если говорить об инициативе Минсвязи по созданию единой вычислительной инфраструктуры, единой телеком-инфраструктуры, как вы смотрите на них?

Участвуете ли в пилотах? Планируете?Николай Елистратов: Изучаем возможности участия в пилотах и в телекоме, и в централизованных информационных ресурсах. Давайте их разобьем. Что касается телекома, мы с ними практически договорились.

Они знают, что за последние три года мы перешли на два централизованных контракта. С управленческой точки зрения так работать легче. Теперь основную жилу мы готовы реализовать на базе единой инфраструктуры, это экономия средств для государства, это очень позитивно.

Но резерв мы обязательно оставим за собой для собственной безопасности работы нашей системы.Что касается информационных ресурсов, здесь вопрос стоит немного по-другому. Мы не против крупных проектов, опять же. Нужно посмотреть, как они будут реализовываться с той стороны, потому что по-разному можно подходить к этому вопросу.

Я знаю, что федеральные органы, каждый индивидуально, относятся к вопросу работы с централизованными информационными ресурсами. И мы в целом настроены позитивно, будем участвовать в разного рода проектах, но нам нужно точно знать, что мы будем иметь все возможности управлять своей системой, за которую именно мы несем ответственность. Почему мы так трепетно к нашей системе относимся?

Потому что, во-первых, она наиболее социально нацеленная и реально огромная, непрерывно работающая, а, во-вторых, сейчас она хорошо закрыта информационной безопасностью, ведь в ней лежат персональные данные.Подходы к нашим базам данных надежно прикрыты, и для того, чтобы работать с ними, нужны определенные условия, прежде всего, законодательные.CNews: То есть пока еще не участвуете практически?Николай Елистратов: Мы выстраиваем свою систему и одновременно прорабатываем возможности интеграции, мы участвуем в СМЭВ.CNews: Как вы относитесь к практике выбора единственных исполнителей для крупных проектов?Николай Елистратов: Мы стараемся уходить от монополизма.

И если вы посмотрите на списки тех, кто давно работает с Пенсионным фондом, то увидите, что таких компаний очень много.

Единый подрядчик может поломать всю управленческую схему работы, когда входит в большой проект. И этому есть примеры. У нас система очень «разноцветная», многогранная, поэтому все вопросы единый подрядчик охватить не сможет. Поэтому мы сейчас нормально работаем по различным направлениям с десятками компаний.

И зачастую они являются позитивными конкурентами.CNews: Вообще, конкуренция высокая на ваших тендерах?Николай Елистратов: Всегда была высокая. Сейчас стала несколько меньше, особенно в части, касающейся «железа» и сложных продуктов. Сейчас задачи стали сложнее, требования повысились.

Но все равно каждый год есть факты недобросовестной конкуренции.

А это рассмотрение в ФАС, суды, расторжение контрактов, потерянное время.

Такая вот обычная жизнь госзаказчика…CNews: То есть, выходят, выигрывают с низкой ценой, но не могут обеспечить поставку?Николай Елистратов: Да.

Я бы сказал – не могут обеспечить заявленное качество поставки или продукта.

Либо чаще бывает так, что мы стремимся заложить четкие и, на взгляд некоторых участников рынка, жесткие требования в документацию, а нам говорят – ограничиваем конкуренцию.

А как иначе? Нам поставляют компьютеры, нам они нужны, например, для работы в системе персонифицированного учета с определенным быстродействием и иными, весьма сложными, параметрами. Самые тяжелые конкурсы, как ни странно, – это конкурсы, которые завязаны на массовые продукты, которые, казалось бы, ничего не решают, а потом поставляются принтеры с картриджами на треть пустыми или на треть полными.

А у нас, как я уже говорил раньше, непрерывное производство, люди в клиентских службах ждут ответов на срочные вопросы, мы должны назначать и выплачивать пенсии и соцпособия. Все машины и программы должны работать без осечек. Мы стремимся к этому.У еще бывает так, что выходят на конкурс «монстры» ИТ-рынка и за рубль выигрывают его, будучи убежденными в своей профессиональной мощи.

А в результате оказываются «неспособными», так сказать, потому, что не представляют всей функциональной сложности системы, срывают сроки или не могут сделать продукт.CNews: Недавно у вас прошел большой трехлетний тендер на развертывание АИС ПФР-2, на который не было подано ни одной заявки. С чем это связано, на Ваш взгляд?

И что делать будете?Николай Елистратов: Уже думаем, что делать, будем принимать решение.

Понимаете, подобные долгосрочные контракты – они для крупной структуры, такой как ПФР, удобны, прогнозируемы.

Они управляемы. Пример – тот же Ростелеком и Мегафон.

Когда мы перешли на двухлетний контракт, нам стало легче с ними работать, легче управлять. Здесь получается ситуация очень похожая. Мы захотели выйти на долгосрочный, основополагающий для АИС ПФР – 2 контракт, но все параллельно начало «схлопываться».

Рынок очень изменился в прошлом году, значительная часть отечественных компаний испытывает большие финансовые проблемы. На подобные большие конкурсы требуется высокое финансовое обеспечение.

Видимо, все просчитали риски и предпочли отойти в сторону.

Сохранить бизнес – сейчас для них задача № 1. И ситуация экономическая скорректировалась, и бюджет мы уменьшили, и теперь мы вынуждены принимать быстрое управленческое решение.Но мы понимаем, что будут еще бюджетные сокращения, и опять думаешь, может не стоит закладываться сразу на три года. Но это неправильно, обязательно нужно заниматься стратегией.CNews: Если возвращаться к этому конкурсу, будете новый объявлять?Николай Елистратов: Будем объявлять новый.

В каком формате, я пока не знаю, но нам нужно двигаться дальше. Самое плохое в этом всем даже не то, что мы можем выпасть из графика, а то, что мы вынуждены опять корректировать наши планы, ведь это новый конкурс, это длинный цикл, опять время, опять сроки.CNews: Чем будете привлекать подрядчиков? Увеличите сумму?Николай Елистратов: Нет, сумму увеличивать не будем.

Скорее всего, самый логичный вариант – это разделить этот трехлетний конкурс на этапы.CNews: Некоторое время назад Минкомсвязь договаривалась с китайской компанией «Инспур» о том, что они будут поставлять в Россию тяжелые серверы, которые используются, в частности, китайской армией, в качестве замены IBM. Некоторые российские госорганы, в частности, власти Подмосковья, уже тестируют их решения. Вы изучали это оборудование?Николай Елистратов: Начали анализировать.

Ждем результатов. Мы действительно не хотим и не можем зависеть от неких «внешних» составляющих. И стремимся к тому, чтобы во всем иметь качественную альтернативу.

В Пенсионном фонде уже сталкивались проблемой безальтернативности.Я могу привести пример.

Одна из наших крупных подсистем достаточно долгое время, с 2010 года, работала на системе управления базами данных Cache.

Получилось это совершенно случайно в условиях цейтнота, когда нам передали администрирование страховых взносов, и мы вынуждены были начать работать с этим американским продуктом.

Причем, с продуктом, которым владеет небольшая непубличная американская компания InterSystems.

Если проанализировать, то существовал реальный риск того, что она в какой-то момент могла бы вместо СУБД начать заниматься, например, торговлей апельсинами. Это неправильные были условия для существования одной из наших ведущих подсистем. Теперь мы это меняем, исключаем такие риски.CNews: Но ведь вы до сих пор используете Cache…Николай Елистратов: Все, эта история заканчивается.CNews: Я недавно видел ваш тендер на 100 млн руб.

на лицензии Cache в этом году.Николай Елистратов: К сожалению, у нас многое выстроено на Cache в части этой подсистемы администрирования страховых взносов, и мы не могли быстро отказаться от этого программного обеспечения.

Процесс миграции данных из старой системы в новую у нас уже заканчивается.

Этот год использования этой СУБД последний.CNews: Это у вас продление лицензии?

И вы примерно по 100 миллионов в год им платите?Николай Елистратов: Да, у них ежегодная лицензия.

Если раньше это было по 100 миллионов в год, то последний раз они, наверное, почувствовав, что система модернизируется, дали цену в 200 миллионов. А конкурентов нет…CNews: Но, тем не менее, купили по старой цене?Николай Елистратов: Да, потому что мы не согласились на их условия.CNews: А на какую СУБД мигрируете?Николай Елистратов: На DB2, мы с ней тоже работаем давно. Она у нас широко используется, все ее знают, много достаточно профессиональных специалистов.CNews: DB2 это ведь тоже лицензия?Николай Елистратов: Да, но, во-первых, она очень распространенная и в мире, и в России, и среди органов власти.

Во-вторых, по ней проводится хорошее обучение, поэтому специалистов в сотни раз, в тысячи раз больше.CNews: И все же DB2 – иностранная система, т.е.

существуют риски ее использования.Николай Елистратов: Мы хорошо теперь понимаем, что любое иностранное сейчас – большой риск.

Но мы на него вынуждены идти осознанно, так как понимаем, что риск потерять работоспособность системы на непроверенных продуктах еще выше. Для нас неоспоримым приоритетом является поддержание динамичной работоспособности пенсионной системы.К тому же у нас не только DB2.

Мы с очень многими продуктами работаем. С 2000 года – на Linux, на офисных пакетах OpenOffice. У нас используется сейчас свыше 14 тыс.

экземпляров офисных пакетов OpenOffice, более 1000 экземпляров серверной операционной системы Linux и прочие вещи. Мы смотрим, что у кого есть, потому что, вы абсолютно правы, есть потребность в импортозамещении, снижении затрат и рисков. Конечно, по каждой позиции ищем возможные замены.

Внимательно смотрим на российские разработки.CNews: Вы оценивали, например, систему PostgreSQL с точки зрения перехода на нее? Вот Минкомсвязь ее сейчас пытается продвигать и пропагандировать…Николай Елистратов: Да, очень внимательно смотрим на PostgreSQL и другие СУБД с открытым кодом, такая задача стоит.

И мы рассматриваем уже в ближайшее время возможности перехода на нее одной из наших обеспечивающих подсистем. Но опять же, любой возможный переход будем изучать и мониторить под микроскопом. Везде есть свои неожиданности.CNews: У вас есть какие-то «пилотные» зоны, где вы будете ее тестировать?Николай Елистратов: У нас обычно тестировочными площадками являются региональные отделения.CNews: Назовите, пожалуйста, два-три региона, в которых точно планируете тестировать свободное ПО?Николай Елистратов: У нас есть с десяток наших региональных отделений, которые мы постоянно используем в пилотных проектов и тестирования.

Если исключить самые крупные, как Москву и Санкт-Петербург, то это традиционно Татарстан, Башкортостан, Белгород, Иркутск, Удмуртия, Бурятия, Тверь, Нижний Новгород и другие. Фактически ПФР является огромной тестовой площадкой с непрерывным циклом производства, на которой обкатываются ежегодно десятки новых продуктов. Источник: «»

Решение МИЦ ПФР об одностороннем отказе от исполнения контракта

17 сентября 2020 года Межрегиональный информационный центр Пенсионного фонда РФ () направил письмо гендиректору о решении об отказе в одностороннем порядке исполнять контракт на выполнение работ по техобслуживанию и ремонту вычислительной техники.

Письмо подписано первым замдиректора МИЦ ПФР .

Он обосновывает решение тем, что НЦИ не выполнил существенные условия контракта об обеспечении непрерывного сервисного обслуживания оборудования. TAdviser ознакомился с содержанием письма. Из него следует, что договор, о котором идет речь, был заключен 22 августа 2020 года со сроком до 31 декабря 2020-го и касается обслуживания оборудования на одной их технологических площадок центра, используемого для работы .

В ПФР уточнили TAdviser, что максимальное значение цены этого госконтракта составляет 250 млн рублей. По условиям контракта, НЦИ должен обеспечивать непрерывность техподдержки этого оборудования у его производителей.

От работоспособности средств вычислительной техники, находящейся на расширенном техническом обслуживании, зависит работоспособность АИС ПФР и предоставление государственных услуг, оказываемых Пенсионным фондом РФ в электронном виде в режиме 24х7, — говорится в письме Константину Солодухину. МИЦ ПФР известил НЦИ о решении в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на техподдержку оборудования (фото — nao24.ru) До 5 сентября нужно было предоставить подтверждение, что оборудование и общесистемное ПО поставлено на поддержку у производителей: , , , и . Однако в МИЦ ПФР утверждают, что по состоянию на 17 сентября НЦИ предоставил подтверждение о постановке на поддержку только по одному производителю — «Эльбрус-МЦСТ», а по остальным идет процесс оформления.

11 сентября МИЦ ПФР извещал исполнителя об 11 неотработанных заявках на ремонт вычислительной техники, которые к моменту оповещения о решении расторгнуть контракт не были отработаны, следует из текста письма. При этом неисправности на одном из серверов и отсутствие на него поддержки не обеспечивает надлежащей работы сервиса формирования ответа по запросам граждан в области информирования о состоянии их лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, утверждает автор письма. Право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если это предусматривается условиями госконтракта, установлено 44-ФЗ о контрактной системе закупок для госнужд.

В заключенном между МИЦ ПФР и НЦИ договоре оговаривается такая опция.

Решение заказчика в таком случае вступает в силу через 10 дней после уведомления подрядчика. Константин Солодухин не смог прокомментировать ситуацию с МИЦ ПФР. В Пенсионном фонде 20 сентября заявили TAdviser, что контракт все еще в силе, у исполнителя есть время на устранение нарушений.

В данный момент на стороне исполнителя контракта находятся 14 просроченных заявок на ремонт вышедшего из строя оборудования федерального сегмента АИС ПФР–2: системы хранения данных, сервера, обеспечивающие ведение персонифицированного учета и оказание государственных услуг в электронном виде.

Степень просрочки исполнения по заявкам варьируется от одного до 27 дней, — рассказали TAdviser в Пенсионном фонде. За счет заложенных в АИС ПФР–2 механизмов резервирования и отказоустойчивости данные неисправности пока не привели к критическим сбоям в ее работе, добавил представитель ПФР.

В фонде также отметили, что говорить о заключении нового контракта пока преждевременно, учитывая, что действующий контракт еще не расторгнут.

11 февраля 2015 13:10

По результатам контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Проверка использования средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде Российской Федерации в 2013 году и за истекший период 2014 года» в ПФР контрольным органом направлено представление с перечнем мер, необходимых к устранению к 1 марта 2015 года. О принятых мерах Пенсионный фонд России в установленном порядке представит отчет в Счетную палату Российской Федерации. В настоящее время ПФР реализует комплекс мер, направленных на устранение замечаний Счетной палаты России.

Автоматизированная информационная система ПФР (АИС ПФР) представляет собой организационно-технологическую систему, состоящую из комплекса средств автоматизации (программно-технологических комплексов) и персонала. Программно-технологические комплексы предназначены для автоматизации деятельности Фонда, снижению уровня «ручного труда», повышению скорости оказания государственных услуг гражданам и предоставлению информации другим органам власти, которая используется для предоставления ими государственных и муниципальных услуг.

Сегодня к информационным ресурсам ПФР в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия и двухстороннего информационного обмена подключены 2 500 информационных систем органов государственной власти всех уровней. В среднем в год ПФР отвечает на более чем 700 млн внешних запросов различных ведомств, которые на основании информации ПФР оказывают более 800 государственных и муниципальных услуг.

Наиболее крупными потребителями информации ПФР являются Фонд медицинского обязательного страхования, Росреестр, органы социальной защиты и здравоохранения субъектов РФ. СНИЛС сегодня является идентификатором гражданина в системе оказания государственных услуг.

С использованием СНИЛС производится регистрация граждан в единой системе идентификации и аутентификации и на Едином портале государственных услуг (ЕГПУ).

Всего ПФР реализует 26 госуслуг и функций, среди которых назначение и финансирование пенсий и социальных выплат, формирование пенсионных прав каждого работающего гражданина, ведение государственных социальных программ материнского капитала и софинансирования добровольных пенсионных накоплений, администрирование страховых взносов и другие. Сегодня госуслуги ПФР можно получить не только в более чем 2 500 клиентских службах фонда и в большинстве МФЦ, но и дистанционно — в электронном виде.

По мере развития информационных технологий и системы межведомственного электронного взаимодействия приоритетом становятся формы дистанционные взаимодействия с гражданами, обращающимися в ПФР за получением госуслуг.

Целью создания автоматизированной системы АИС ПФР является создание многоуровневого единого информационного пространства и системы управления процессами, гарантирующей эффективную реализацию всех функций, возложенных на ПФР. При создании АИС ПФР нового поколения важнейшим приоритетом является обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных граждан.

Сегодня ПФР кроме ведения базы персонифицированного учета пенсионных прав граждан формирует и поддерживает в актуальном состоянии регистр лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку, реестра «Герои», содержащую сведения о гражданах, награжденных высокими государственными наградами, реестр «Заграница», содержащий сведения о получателях российских пенсий и социальных выплат, проживающих за пределами РФ, регистр «материнский капитал», регистр «Ветераны», регистр «пенсионеры», регистр «Социальные доплаты к пенсии». Регистр «Страхователи», регистр «Сведения о доходах застрахованных лиц» и ряд других.

Все эти регистры были созданы в разное время во исполнение федерального и социального законодательства.

Сегодня проводится большая работа по их консолидации с приведением к единой технологической платформе, основанной на современной архитектуре и эффективной системе информационной безопасности, высоком уровне автоматизации труда.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+